02.05.2024
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

Заявление

Общероссийского профсоюза авиационных работников

по проекту федерального закона № 366888-8

«О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

(в части уточнения и усиления ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору),

внесенный Правительством Российской Федерации     

 

Госдумой принят в первом чтении законопроект, разработанный и внесенный в Государственную Думу во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 января 2022 года № Пр-2576 (абзац 3 подпункта «а» пункта 1), в соответствии с которым необходимо усилить ответственность работодателей за нарушение обязательств по коллективному договору или соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе подземных работах.

С этой целью устанавливается специальный административный состав с повышенными размерами административных штрафов, а также расширяется  круг лиц, подлежащих ответственности в сфере трудового законодательства, в частности, предлагается привлекать к ответственности не только работодателей и их представителей, но и представителей работников.

Однако проектные нормы выходят за рамки обозначенной в перечне поручений Президента Российской Федерации цели об усилении ответственности, при этом расширяя субъектный состав административного правонарушения.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также условия коллективных договоров и соглашений.

Следует отметить, что и коллективный договор, и соглашение – это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения внутри организации или у индивидуального предпринимателя, которые заключаются между работниками и работодателями в лице их представителей.

При этом работники как сторона коллективного договора могут выступать исключительно через своих представителей. Такими представителями закон признает первичную профсоюзную организацию или иных представителей, избираемых работниками (ст. 29 ТК РФ).

В настоящее время меры административной ответственности установлены только в отношении работодателя либо лица, его представляющего, что обусловлено спецификой содержания коллективных договоров и соглашений.

Статья 22 ТК РФ закрепляет обязанности работодателя, к числу которых относится обязанность соблюдать условия коллективного договора и соглашения.

Учитывая, что установление административной ответственности должно основываться на нарушении определенного запрета либо обязанности, установленных в профильном законодательстве, возникает вопрос за нарушение какой обязанности работника авторами предлагается установить корреспондирующую ответственность.

ОПАР полагает, что принятие законопроекта не будет способствовать развитию социально-партнерских отношений и содержит риски необоснованного привлечения работников и их представителей к ответственности за нарушение колдоговоров и соглашений, которые в силу требований ТК РФ могут содержать исключительно нормы, улучшающие положения работников.

 

6 октября 2023 года

г. Москва