23.09.2020
d 028.jpg

 

В рамках выполнения Единого плана Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) в части подготовки предложений по статье 118 Трудового кодекса Российской Федерации ОПАР направил в Секретариат профсоюзной стороны РТК предложения по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О перечне категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, минимальной продолжительности такого отпуска и условий его предоставления».

По мнению ОПАР в указанный перечень должны в обязательном порядке быть включены члены летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также работники инженерно-технического состава, указанные в приказе Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. № 50«О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях».

В настоящее время отсутствует акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий в соответствии с положениями статьи 118 Трудового кодекса Российской Федерации минимальную продолжительность отпуска за особый характер работы членов летного и кабинного экипажей воздушных судов гражданской авиации и работников инжинерно-технического состава, поэтому работодатели руководствуются приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. № 50. Указанный приказ в настоящий момент во многом является устаревшим.

Например, установленные приказом МГА СССР от 13 марта 1986 г. № 50 правила предоставления дополнительных отпусков существенно ограничивают права работников с ненормированным рабочим днем, а также работников, занятых на работах с вредными условиями и (или) опасными условиями труда, поскольку пункт 22 приказа МГА СССР от 13 марта 1986 г. № 50 содержит недвусмысленный запрет на получение дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, а также отпуск за работу с вредными условиями труда работникам, в случае если работнику уже предоставляется дополнительный отпуск за особый характер работы. Современное трудовое законодательство Российской Федерации, в том числе и Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает суммирование предоставляемых работникам дополнительных оплачиваемых отпусков с ежегодным основным оплачиваемым отпуском продолжительностью 28 календарных дней.

Профсоюз оценивает как реальные и озабочен существующими рисками признания приказа МГА СССР от 13 марта 1986 г. № 50 не подлежащим применению в рамках мероприятий «регуляторной гильотины» без установления адекватных компенсационных мер (дополнительного отпуска) за особый характер работы авиаработникам, в т.ч. членам экипажей воздушных судов.

Указанные обстоятельства требуют более активной работы по принятию правительственного нормативного правового акта, устанавливающего дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы членам летных и кабинных экипажей воздушного судна.

Действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы режимы труда и отдыха, в том числе, с учетом стандартов Международной организации гражданской авиации, а именно, поправки 33 к части 1 Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации «Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты», в части контроля утомляемости членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, оптимизации режима труда и отдыха, направлены на сокращение продолжительности полетной смены и увеличение продолжительности межсменного отдыха.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер конкретного работника ОПАР предлагает устанавливать трудовым договором на основании Отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, что придаст дополнительный импульс формированию в гражданской авиации объединения работодателей и заключения федерального Отраслевого соглашения по гражданской авиации.