26.04.2024
common_hall.jpg

   ОПАР направил свою позицию в адрес Министра здравоохранения Российской Федерации В. И. Скворцовой и ФНПР по законопроекту Минздрава России «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в рамках реализации Плана мероприятий по разработке проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля технических средств с применением медицинских телетехнологий).

Рассматриваемый законопроект предусматривает возможность проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств с применением телемедицинских технологий, то есть удаленно. 

В Пояснительной записке к данному законопроекту указано, что его актуальность обусловлена тем, что для личного осмотра каждого водителя ныне не хватает медработников и специальных лицензированных помещений. И удалённая система медицинских осмотров якобы поможет избежать подобных сложностей. Так, онлайн-система осмотра подразумевает видеосвязь между водителем и врачом. На основе визуального осмотра и полученных с медицинских приборов данных врач принимает решение о выдаче путевого листа, который даёт перевозчику право осуществления (продолжения) движения по маршруту.

Вместе с тем, следует отметить, что законопроект не учитывает российских реалий и уходит от них.

Существенным недостатком применения телемедицинских технологий является то, что система работает только при подключении к Интернету. В реальности в ряде регионов России качество интернет-сети оставляет желать много лучшего. Поэтому в работе электронного оборудования нередко могут наблюдаться сбои и ошибки. Если на портале, в работе сервера произойдет технический сбой возникнут существенные проблемы с путевыми листами, перевозки фактически остановятся.

Телемедицина может быть применена только в тех регионах, где есть стабильный интернет-сигнал. Низкое качество полученных изображений усложняет диагностику. Когда в приложении врача размытая картинка с «выпирающими» пикселами, возникают существенные трудности с постановкой диагноза. Кроме того, онлайн-консультация выключает важнейшие восприятия врачом информации - тактильный контакт и обоняние.

Также следует учитывать, что дистанционно можно провести визуальный осмотр, с помощью приборов измерить давление или зафиксировать наличие алкоголя в организме. Однако видеосвязь не даёт возможности провести полноценный осмотр водителя на наличие алкоголя в крови или в выдыхаемом воздухе. Врачу также не удастся оценить состояния слизистых глаз и склер, состояния зрачков и их реакции на свет.

Поэтому считаем, что традиционный медицинский осмотр является надежнее, чем дистанционный. Например, на экране монитора человек может выглядеть абсолютно здоровым, а на самом деле он может находиться в состоянии глубокой депрессии. Тем самым налицо будет обман врача. Весьма проблемно по телевидению или скайпу поставить точный диагноз. Риски от принятия неправильного решения значительно возрастают. 

«Оптимизация» в здравоохранении в российских реалиях дала отрицательные результаты, разрекламированный на всех уровнях проект оказался утопией, эта реформа способствовала реальному разрушению здравоохранения. Ныне на замену внедряется удаленная телемедицина, которая, на наш взгляд, будет способствовать повышению формализма в обследовании здоровья граждан. И пока никто точно не знает, чем это станет в итоге: прогрессом или регрессом. Может потребоваться много времени, чтобы обеспечить доверие к телемедицинским технологиям, нужно будет тщательно проанализировать эффективность работы медицинских провайдеров и разработать четкие стандарты качества.

Исходя из вышеизложенного, ОПАР не поддерживает данный законопроект. Для практического применения предлагаемых дистанционных осмотров считаем возможным их апробацию в качестве пилотного проекта в отдельных регионах страны.