Социально-экономическое положение
организаций и учреждений Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В 2001—2005 годах организации Росгидромета работали в условиях недостаточного бюджетного финансирования. К концу 2005 года финансовое положение системы Росгидромета укрепилось. Недостающие средства гидрометслужба была вынуждена, как и прежде, получать за счет иных, так называемых внебюджетных источников.
Обеспеченность финансовых потребностей гидрометеорологии в процентном отношении увеличилась с 39,4% в 2001 году до 63,3% в 2005 году.
Основная деятельность гидрометслужбы была направлена на реализацию федеральной целевой программы “Экология и природные ресурсы России (2002—2010 годы)” подпрограммы "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 № 860, на достижение цели по обеспечению потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении для обеспечения безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования. На эту подпрограмму предусматривалось выделение 3459,9 млн. рублей, в том числе 751 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых целевым назначением на реализацию программных мероприятий, из них капитальные вложения — 260,5 млн.рублей, затраты на НИОКР 490,5 млн.рублей.
Фактически подпрограмма "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования” была профинансирована в объеме 1222,2 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета 455 млн.рублей, из них капитальные вложения — 93,4 млн.рублей, затраты на НИОКР — 183,0 млн.рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 № 1952-р в 2005 году подпрограмма завершена.
В 2001 году ассигнования, первоначально предусматривавшиеся Законом о федеральном бюджете по основной деятельности Росгидромета (раздел 09 Гидрометеорология), в течение года были увеличены и к концу года составили 935,5 млн. рублей, в том числе на расходы РАЭ 148 млн. рублей.
Увеличение в объеме 72,4 млн. рублей произошло за счет дополнительных доходов федерального бюджета, выделенных в конце года на обеспечение повышения заработной платы с 1 декабря 2001 года.
Финансовые ресурсы отрасли были увеличены в связи с принятием Правительством Российской Федерации (распоряжение от 25 мая 2001 года № 738-р) решения о выделении на противопаводковые мероприятия из резервного фонда до 25 млн. рублей в порядке возмещения произведенных и документально подтвержденных затрат.
Фактическое финансирование из резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках указанного распоряжения составило 21,3 млн. рублей.
В бюджетном финансировании 2002 года, составившем 1,99 млрд. рублей, финансирование расходов на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды составило 1,74 млрд. руб. или 87,5% к общей сумме ассигнований из федерального бюджета.
В течение года Правительством Российской Федерации был принят ряд решений о выделении Росгидромету дополнительных средств из резервного фонда на общую сумму 13,85 млн. рублей.
Вместе с тем бюджетная заявка Росгидромета на финансирование расходов на гидрометеорологию в 2002 году, была удовлетворена на 57,8%.
В 2002 году на реализацию Подпрограммы было предусмотрено выделить из федерального бюджета 21,4 млн. рублей на инвестиции (фактически профинансировано 20,9 млн. рублей), 35 млн. рублей на НИОКР, 10,8 млн. рублей на прочие расходы из раздела 09 04, что составляет З % от общей суммы ассигнований Росгидромету из федерального бюджета.
Росгидрометом был подготовлен приказ от 07.06.2002 № 138 в целях обеспечения организации выполнения в 2002 году и на период до 2010 года работ по подпрограмме "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования”, привлечения к выполнению мероприятий подпрограммы средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также подготовки отчетности о состоянии выполнения мероприятий подпрограммы.
За счет всех источников финансирования в Верхне-Волжском УГМС был организован пункт гидрометеорологических наблюдений М-З Рустай, установлен новый НПЗ для контроля загрязнения атмосферного воздуха, в Камчатском УГМС на МГ—2 Апука произведен капитальный ремонт метеоплощадки в арендованном здании, в Колымском УГМС построены два гидрологических поста ОГП Каменушка-верхняя, ОГП Каменушка-нижняя.
В УГМС Республики Татарстан открыт автоматизированный пост наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, в Уральском УГМС открыты 4 гидропоста, 1 метеопост, 1 пункт наблюдения за загрязнением, в Обь-Иртышском УГМС открыт ГП-1 Упорово, в Якутском УГМС проведена полная реконструкция служебного помещения гидрологической группы станции ОГМС Олекминск, на М-2 Исить произведена реконструкция комплекса строений станции и перенос метеорологической площадки на незатопляемый участок, в Северном УГМС восстановлена МГ-2 им. Стерлигова, модернизирована ДЭС, в Северо-Кавказском УГМС велось строительство укрытия градуировочного бассейна в г. Аксай, в УГМС ЦЧО реконструировано административное здание Орловского ЦГМС.
В целом на финансирование деятельности Росгидромета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды было направлено с учетом средств от СГМО и поступлений из местных бюджетов 2,80 млрд. рублей, что на 1,05 млрд. рублей больше, чем в 2001 году.
В 2002 году из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований было получено 162,9 млн. рублей.
Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете”, принятому в декабре 2002 года, на обеспечение деятельности Росгидромета в 2003 году, его территориальных органов и организаций предусматривалось выделить 2 170,7 млн. рублей.
В течение 2003 года Правительством Российской Федерации был принят ряд решений о выделении дополнительных средств Росгидромету. В том числе, 37 млн. рублей на проведение мероприятий по ликвидации последствий наводнения в Южном федеральном округе.
В итоге бюджет Росгидромета к концу года составил 2 223,4 млн. рублей, т.е. был увеличен на 54,5 млн. рублей, что вместе с тем не уменьшило напряжение, которое постоянно испытывает гидрометслужба в связи с недостаточным уровнем ее финансирования из федерального бюджета.
По оценке Счетной палатой Российской Федерации предложений Росгидромета по проекту бюджета обоснованная потребность на 2003 год в финансировании расходов из федерального бюджета на ведение работ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (без учета расходов на Российскую Антарктическую экспедицию) составляла 2989,8 млн. рублей.
Финансирование из федерального бюджета на 2003 год расходов на ведение работ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды должно было составить 1534,4 млн. рублей (69% от общей суммы ассигнований) или всего лишь 51,3 % от обоснованной потребности на 2003 год.
В 2003 году в ходе реализации мероприятий подпрограммы "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования” были проведены работы по строительству и реконструкции наземной подсистемы государственной службы, в том числе служебное здание базы противолавинной службы в п. Красная Поляна, Краснодарский край, приобретены приборы и оборудование для оснащения наблюдательной сети, противолавинной службы, поставлено на аэрологическую сеть 4 малогабаритных аэрологических радиолокатора МАРЛ-А, модернизировано 15 аэрологических станций АВК, приобретены средства связи и коммуникации сообщений для оснащения узлов связи территориальных органов в Забайкальском, Северном, Дальневосточном, Центральном УГМС, приобретены приборы для прямого измерения ультрафиолетового облучения и установлены на 30 пунктах наблюдательной сети, изготовлены и установлены З морских буя в море Лаптевых, приобретено и введено в эксплуатацию оборудование и программноаппаратные комплексы, предназначенные для повышения производительности и надежности работы центра телесвязи ММЦ в Москве, проведена модернизация технических средств в региональных центрах обработки гидрометеорологической информации в городах Новосибирск и Хабаровск. Производился ремонт служебно-жилых помещений на наземной наблюдательной сети, было организовано функционирование вновь открытых пунктов, проводилась подготовка кадров в ИПК Росгидромета.
В 2004 году на обеспечение деятельности Росгидромета, его территориальных органов и организаций предусматривалось выделить 2 млрд. 716 млн. руб. В течение 2004 года был принят ряд решений о выделении дополнительных средств Росгидромету. В итоге к концу года бюджет был увеличен на 42,91 млн. руб.
По оценке Счетной палатой Российской Федерации предложений Росгидромета, обоснованная потребность по проекту бюджета на 2004 год в финансировании только расходов на ведение работ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды (без РАЭ) составляла 2 млрд. 995 млн. руб.
В 2004 году было приобретено оборудования, не входящего в сметы строек, на сумму 99,2 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета на сумму 16,8 млн. рублей, за счет бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 10,9 млн.рублей, внебюджетных источников - 71,5 млн. рублей, построена газогенераторная аэрологическая станция в
поселке Безенчук, Самарская область (1,3 млн. рублей).
Финансирование из федерального бюджета в 2004 году расходов составило 2 млрд. 14,6 млн. руб. или 67,3% к бюджетной заявке Росгидромета.
Недостающие средства, а это около 1 млрд. руб. на выполнение работ федерального назначения, гидрометслужба была вынуждена, как и прежде, обеспечивать за счет иных, так называемых внебюджетных источников.
В 2005 году на обеспечение деятельности Росгидромета, его территориальных органов и организаций предусматривалось выделить З млрд. 718,4 млн. рублей.
В течение 2005 года Правительством Российской Федерации был принят ряд решений о выделении Росгидромету дополнительных средств на общую сумму свыше 100 млн. рублей.
Дополнительные средства были выделены на обеспечение мероприятий по подготовке председательства Российской Федерации в рамках «Большой восьмерки», на работы по ликвидации последствий дождевого паводка 2004 г. на территории Карачаево-Черкесской Республики и ликвидацию последствий паводка 2005г. на территории Хабаровского края.
За счет дополнительно выделенных средств была частично обеспечена выплата заработной платы сотрудникам военизированных служб, что первоначально бюджетом на 2005 год не предусматривалось.
Существенные результаты в 2005 году были достигнуты по вопросу привлечения займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для финансирования проекта “ Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета”.
В 2005 году были проведены проектно-изыскательские работы на служебное здание противолавинного отряда в р-не Рокского перевала (ПИР), п. Нар, Республика Северная Осетия-Алания - 300,0 тыс. рублей, выполнены проектно-изыскательские работы, начато строительство служебного здания противолавинной службы по ул. Волоколамской в пос. Красная Поляна, г. Сочи, Краснодарского края — 5000,0 тыс. рублей, строилось админи-стративное здание Алтайского краевого ЦГМС и ООО “Сибирь-Сервис” по ул. Анатолия, 136 б, в г. Барнаул Алтайского края — 2500,0 тыс. рублей, приобретено оборудования на сумму 70,1 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 25,3 млн. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 № 1952-р в 2005 году подпрограмма завершена.
Финансирование из федерального бюджета в 2005 году расходов по ведению работ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды составило 2432,6 млн. рублей или 64,5% к бюджетной заявке Росгидромета. Оценивая результаты деятельности в истекшем году, можно с уверенностью заявить, что финансовое положение системы Росгидромета укрепилось.
Недостающие средства, а это около 1341,4 млн. рублей, гидрометслужба получила из внебюджетных источников.
На 2006 год общий объем ассигнований, выделяемых Росгидромету по различным направлениям его деятельности, составит согласно закону о федеральном бюджете 5601,08 млн. рублей. Прирост ассигнований по отношению к уровню 2005 года составляет 1735,5 млн. рублей (44,5%).
При проектировании объемов бюджетного финансирования на 2006 год Минфином России без индексации были оставлены расходы на аэрологические материалы, химреактивы, продукты питания, горюче-смазочные материалы, оплату договоров в рамках текущей деятельности (аэровизуальный мониторинг, обучение и повышение квалификации специалистов), выставки, приемы иностранных делегаций, авиасъемки, материально-техническое снабжение в рамках северного завоза. При этом предельные лимиты финансирования, установленные Минфином России на 2006 год по расходам на обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, составили 63,9 % к бюджетной заявке Росгидромета.
Письмом от 27.03.2006 № 140-798 Росгидромет направил обоснование затрат по созданию Российской системы для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов на 2006 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
01.03.2006 № 278-р.
Письмом от 25.04.2006 № 100-3/432 в Минфин России Росгидромет запросил за счет дополнительных доходов федерального бюджета выделить единовременно финансовые средства на 2006 год в размере 11,6 млн. рублей для оплаты кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность образовалась в связи с увеличением потребления тепловой и электрической энергии из-за длительных морозов.
В 2006 году запланированы работы как в рамках федеральных целевых программ (ФЦП "Мировой океан”, ФГЩ “Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики”), так и внепрограммной деятельности.
Запланировано за счет федерального бюджета строительство снежноледовой ВПП с зимовочным комплексом на Антарктической станции в рамках ФЦП "Мировой океан” на 50 млн. рублей, строительство лабораторно-производственного корпуса центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, строительство метеорологической станции в г. Грозном Чеченской Республики в рамках ФЦП “Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики” на сумму 22 млн. рублей. По не программной деятельности на сумму 28 млн. рублей запланированы проектно-изыскательские работы, строительство производственно-лабораторного корпуса Смоленского ЦГМС, строительство котельной, административного здания гидрометеорологической обсерватории Ярославского ЦГМС, строительство базы Рокского военизированного противолавинного комплекса в Северо-Кавказской ВС, продолжение строительства служебного здания противолавинной службы ЦГМС ЧАМ, проектно-изыскательские работы, строительство здания метеорологической станции в Нижегородском ЦГМС-Р, проектно-изыскательские работы, строительство производственного здания в Тувинском ЦГМС, продолжение строительства административного здания Алтайского ЦГМС, проектно-изыскательские работы, строительство служебного здания труднодоступной станции в Читинском ЦГМС-Р, проектно-изыскательские работы, строительство служебного здания труднодоступной станции в Якутском УГМС, на ЗО млн. рублей запланировано проектирование научно-экспедиционного судна для Российской антарктической экспедиции в
ААНИИ.
В 5 разделе ведомственного заказа в рамках внепрограммной деятельности запланировано приобретение оборудования на сумму 65,8 млн. рублей, в том числе 24,2 млн. рублей из федерального бюджета.
В мероприятиях внепрограммной деятельности, осуществляемых за счет прочих расходов, запланирован капитальный и текущий ремонт на наблюдательной сети на сумму 110,6 млн. рублей, в том числе 26,9 млн. рублей за счет федерального бюджета, запланировано обучение в ИПК Росгидромета на сумму 6,2 млн. рублей, в том числе 2,9 млн. руб. за счет федерального бюджета.
Динамика финансирования Росгидромета по ФЦП
“Экология и природные ресурсы России 2002-2010 гг.”
подпрограммы “Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования”
Наименование расходов
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Всего |
В ценах соответствующих лет, млн. рублей |
|
|
|
|
|
Капитальные вложения |
|
|
|
|
|
Утверждено ФЦП |
|
|
|
|
|
Из Федерального бюджета | 21,4 | 23,3 | 27,0 | 27,8 | 99,5 |
Утверждено в Законе о бюджете | 21,4 | 21,4 | 18,2 | 33,1 | 94,1 |
Фактически профинансировано | 122,3 | 107,6 | 99,2 | 79,7 | 408,8 |
В том числе |
|
|
|
|
|
из Федерального бюджета | 20,9 | 21.2 | 18.2 | 33,1 | 93,4 |
из бюджета субъектов РФ и местных бюджетов | 22,6 | 18,6 | 10,9 | 0,4 | 52,5 |
Из внебюджетных источников, всего | 78,8 | 67,8 | 70,1 | 46,2 | 262,9 |
НИОКР |
|
|
|
|
|
Утверждено в ФЦП |
|
|
|
|
|
из федерального бюджета | 38,0 | 39,2 | 47,8 | 51,9 | 176,9 |
Утверждено в Законе о бюджете | 35,0 | 39,2 | 43,1 | 65,7 | 183,0 |
Фактически профинансировано | 88,5 | 157,5 | 175,2 | 297,6 | 718,8 |
в том числе |
|
|
|
|
|
из Федерального бюджета | 35,0 | 39,2 | 43,1 | 65,7 | 183,0 |
из бюджета субъектов РФ и местных бюджетов | 5,9 | 18,2 | 16,9 | 5,3 | 46,3 |
из внебюджетных источников, всего | 47,6 | 100,1 | 115,2 | 226,6 | 489,5 |
Прочие нужды |
|
|
|
|
|
Утверждено в ФЦП |
|
|
|
|
|
из Федерального бюджета | 35,0 | 39,9 | 49,5 | 54,7 | 179,2 |
Фактически профинансировано | 42,2 | 35,3 | 64,0 | 90,4 | 231,9 |
в том числе |
|
|
|
|
|
из Федерального бюджета | 10,8 | 11,9 | 37,3 | 65,1 | 125,1 |
из бюджета субъектов РФ и местных бюджетов | 7,7 | 3,3 | 2,5 | 0,0 | 13,5 |
из внебюджетных источников, всего | 23,7 | 20,1 | 24,2 | 25,3 | 93,3 |
ВСЕГО ПО ФЦП |
|
|
|
|
|
Утверждено в ФЦП (из всех источников финансирования) | 244,5 | 273,0 | 335,6 | 369,0 | 1222,1 |
в том числе |
|
|
|
|
|
из федерального бюджета | 94,4 | 102,4 | 124,3 | 134,4 | 455,5 |
из бюджета субъектов РФ и местных бюджетов | 13,0 | 14,8 | 18,3 | 20,3 | 66,4 |
из внебюджетных источников, всего | 137,1 | 155,8 | 193,0 | 214,3 | 700,2 |
Фактически профинансировано | 253,0 | 300,4 | 338,4 | 467,7 | 1359,5 |
в том числе |
|
|
|
|
|
из Федерального бюджета | 66,7 | 72,3 | 98,6 | 163,9 | 401,5 |
из бюджета субъектов РФ и местных бюджетов | 36,2 | 40,1 | 30,3 | 5,7 | 112,3 |
из внебюджетных источников, всего | 150,1 | 188,0 | 209,5 | 298,1 | 845,7 |
Фактическая среднемесячная заработная плата
работников гидрометеослужбы в 2001 - 2006 гг.
Категория | Среднемесячная заработная плата (руб.) | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 (1 кв.) | |
Основная деятельность | 1925 | 3234 | 3663 | 4510 | 5530 | 5611 |
НИУ | 2260 | 3276 | 4440 | 5738 | 8069 | 5967 |
Учебные заведения | 1654 | 2669 | 2776 | 3300 | 4372 | 4545 |
Аппарат управления | 4972 | 6443 | 8008 | 9154 | 13661 | 11376 |
Отрасль в целом | 1998 | 3231 | 3858 | 4809 | 6071 | 5986 |
О выделении средств и нормативах финансирования бесплатного питания для работников ТДС за период 2001 – 2006 годы
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | Проект 2007 |
Количество средств (млн. рублей) |
6875,6 |
22358,0 |
24417,8 |
26823,8 |
35360,7 |
38996,0 |
65574,0 |
Нормативы финансирования бесплатного питания на ТДС (рублей) |
|
|
|
|
|
|
|
1 категория | 432 | 1296 | 1296 | 1724 | 2068 | 2295 | 3670 |
2 категория | 276 | 828 | 828 | 1100 | 1320 | 1465 | 2837 |
3 категория | 156 | 468 | 468 | 625 | 750 | 832 | 1381 |
Динамика финансирования деятельности РАЭ (млн. руб.)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
133,7 |
272,9 |
311,1 |
349,8 |
388,6 |
550,3 |
Среднемесячная заработная плата работников гидрометеослужбы
по основной деятельности за 1-е полугодие 2006 года.
№ п/п | Наименование УГМС и др. организации | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
1. | Башкирское | 3599 | 3307 | 4242 | 3101 | 4091 | 5627 |
2. | Верхнее-Волжское | 3309 | 3396 | 3780 | 3248 | 3938 | 4385 |
3. | Дальневосточное | 5240 | 5532 | 5280 | 5163 | 6184 | 6093 |
4. | Забайкальское | 4716 | 4876 | 4430 | 4846 | 5616 | 5636 |
5. | Западно-Сибирское | 4207 | 4084 | 3918 | 3935 | 4998 | 4829 |
6. | Иркутское | 4895 | 4684 | 4978 | 5039 | 5575 | 5302 |
7. | Камчатское | 8302 | 8283 | 8193 | 8455 | 8756 | 9606 |
8. | Колымское | 8475 | 8139 | 8948 | 8513 | 10620 | 10265 |
9. | Мурманское | 8388 | 6898 | 8155 | 7643 | 8497 | 9917 |
10. | Обь-Иртышское | 7923 | 7696 | 5433 | 7262 | 8345 | 9037 |
11. | Приволжское | 4405 | 4228 | 3986 | 4327 | 5516 | 5516 |
12. | Приморское | 5822 | 5241 | 6303 | 5902 | 6580 | 7046 |
13. | Сахалинское | 8792 | 9035 | 8633 | 9172 | 10023 | 11014 |
14. | Северное | 6796 | 6924 | 6618 | 6923 | 7901 | 11197 |
15. | Северо-Западное | 5185 | 5124 | 4931 | 5379 | 6539 | 9319 |
16. | Северо-Кавказское | 3246 | 3107 | 3166 | 3460 | 3903 | 4092 |
17. | Среднесибирское | 5767 | 6235 | 6383 | 6029 | 6894 | 7735 |
18. | Уральское | 4069 | 3441 | 3907 | 4697 | 5393 | 6489 |
19. | Центральное | 4356 | 4339 | 5444 | 4932 | 5663 | 5947 |
20. | ЦЧО | 4487 | 3426 | 3944 | 3479 | 4141 | 4473 |
21. | Чукотское | 17271 | 13628 | 15458 | 15458 | 23233 | 16880 |
22. | Якутское | 11286 | 10854 | 10834 | 11125 | 12214 | 12705 |
23. | Республики Татарстан | 7503 | 7330 | 8834 | 7682 | 9880 | 10919 |
24. | Калининградский ЦГМС | 4546 | 3739 | 4220 | 3897 | 5040 | 5040 |
25. | ЦГМС-АМ | 4469 | 4669 | 8399 | 4614 | 7071 | 9330 |
СВЕДЕНИЯ О ФАКТИЧЕСКОЙ ЧИСЛЕННОСТИ И СОСТАВЕ РАБОТНИКОВ
СИСТЕМЫ РОСГИДРОМЕТА С 2001 ПО 2005 гг.
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
ЧИСЛЕННОСТЬ: |
|
|
|
|
|
Общая | 35431 | 36023 | 35993 | 36548 | 36886 |
УГМС | 26615 | 26992 | 27018 | 27542 | 26909 |
НИУ | 5138 | 5092 | 4982 | 4898 | 4800 |
Учебные заведения | 488 | 589 | 611 | 509 | 502 |
Центральный аппарат | 140 | 139 | 130 | 124 | 136 |
Прочие | 2159 | 2219 | 2241 | 2422 | 3415 |
Укомплектованность, % | 82,3 | 83,6 | 83,0 | 83,3 | 84,4 |
ЧИСЛО СПЕЦИАЛИСТОВ: |
|
|
|
|
|
С высшим образованием | 11177 | 11425 | 11582 | 11723 | 11837 |
Со средним специальным образованием | 12221 | 12770 | 12440 | 12491 | 12633 |
Аспирантов | 122 | 131 | 184 | 130 | 126 |
Кандидатов наук | 890 | 894 | 875 | 844 | 826 |
докторов наук | 165 | 167 | 167 | 172 | 167 |
Фактический выпуск на очном и заочном отделениях | 864 | 897 | 997 | 951 | 964 |
ЧИСЛО НАГРАЖДЕННЫХ: |
|
|
|
|
|
Нагрудным знаком | 307 | 290 | 322 | 319 | 286 |
Почетной грамотой, Благодарностью руководителя | 1202 | 1500 | 1300 | 1363 | 1322 |
Государственными наградами | 38 | 49 | 34 | 27 | 42 |
В отчетном периоде прекратилось сокращение численности работающих в Росгидромете и с 2003 года отмечается стабильный рост работников в организациях и учреждениях отрасли, что свидетельствует об укреплении финансового положения Службы.
По состоянию на 1 января 2006 года численность работающих составила 36886 чел., в том числе в УГМС - 26909 чел., в НИУ - 4800 чел. За отчетный период в Службе было образовано 24 агентства по специализированному гидрометеорологическому обеспечению с общей численностью 2256 чел.
Укомплектованность штатов составляет в УГМС - 85,8%, НИУ - 79,1%, а в целом по отрасли - 84,4%.
В службе сохраняется высокий образовательный уровень работников системы. 66% от общего числа работающих составляют дипломированные специалисты, в том числе 167 докторов и 826 кандидатов наук.
В отчетном периоде продолжалось заключение отраслевых тарифных соглашений с ЦК ОПАР, при этом особое внимание уделялось дальнейшей стабилизации работы трудовых коллективов и социальной защите работников отрасли. На основе ОТС в большинстве организаций и учреждений заключены и, в основном, успешно выполняются коллективные договора.
С целью улучшения социальной защищенности работников в ОТС и коллективные договора были включены такие вопросы как:
- сохранение деятельности двух детских оздоровительных лагерей «Восток» и «Огонек», где ежегодно отдыхают более 300 детей работников Службы, в основном, расположенных в Северных регионах России;
- комплекс мер по привлечению и закреплению молодых специалистов в УГМС и НИУ, в том числе установление стимулирующих доплат и надбавок в пределах имеющихся средств организации в соответствии с заключенными коллективными договорами;
- создание благоприятных условий для совмещения работы с учебой в высших и средних учебных заведениях по специальностям гидрометеорологического профиля;
- повышение уровня гарантий профсоюзной деятельности и социальной защищенности для выборных освобожденных и штатных работников профсоюзных органов организаций и учреждений гидрометеослужбы.
В рамках социального партнерства ежегодно проводятся совместные заседания Коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР с привлечением широкого круга профсоюзного актива, на которых рассматривается ход выполнения ОТС. Приоритетными задачами на 2006 год являются обеспечение индексации тарифных ставок по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с тем, чтобы итоговое повышение в 4 квартале 2006 года к уровню 2005 года составило не менее 30%. Предусматривается разработка отраслевой системы оплаты труда работников, наиболее полно учитывающая специфику и особенности труда работников Гидрометеослужбы, в том числе с участием профсоюзов по обеспечению прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда.
Изменения в составе гидрометеорологической сети
в 2001 — 2005 годах
Наименование | Количество по годам | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Станции |
1813 |
1840 |
1851 |
1862 |
1862 |
В т.ч. ТДС |
291 |
291 |
293 |
294 |
301 |
Посты |
3051 |
3058 |
3082 |
3106 |
3097 |
Количественный состав государственной наблюдательной сети на протяжении последних лет стабилизировался. На начало 2006 года гидрометеорологическая сеть состояла из 1862 станций всех видов, включая 301 ТДС, 217 АМСГ, а также 3097 гидрометеорологических постов. За счёт выделения в 2001-2003 годах бюджетных средств на развитие сети были восстановлены от 11 до 27 станций в год.
Состав сети труднодоступных станций за этот период также несколько увеличился, в основном за счёт перевода поселковых станций в ТДС, что связано с ликвидацией населённых пунктов. На 301 станции работает 1539 человек, средняя укомплектованность кадрами составляет 77% (в 2000г. - 69%). Увеличение (в 2001 и 2004 гг.) размера продуктового пайка, введение альтернативной службы способствовали закреплению кадров на станциях. Обеспеченность продуктами питания работников ТДС составляет 100%, в том числе за счёт средств федерального бюджета 96%. Для стимулирования работников ТДС, повышения заинтересованности коллективов в результатах труда, в 2005 году Росгидрометом объявлен смотр-конкурс среди труднодоступных станций.
Решением Секретариата ВМО 144 гидрометеорологические станции Росгидромета награждены «Похвальными грамотами» ВМО за качественную работу в 2004 году по определению основных характеристик атмосферных компонентов климатической системы в глобальном масштабе.
Сведения о травматизме на производстве и профессиональных
заболеваниях в организациях и учреждениях Росгидромета
за 2001-2006 гг.
Наименование показателя | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
2006 г. 1 кв. |
Среднесписочная численность работающих, из них: |
35007 |
34084 |
35434 |
35390 |
35608 | 35161 |
Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, из них: |
37 |
34 |
55 |
26 |
36 - |
7 - |
Из стр.1 численность пострадавших со смертельным исходом, из них: |
5 |
1 |
2 |
4 |
1 - |
- - |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, временная | 938 | 781 | 1446 | 1322 | 1078 | х |
Численность пострадавших, частично утративших трудоспособность и переведенных с основной работы на другую на 1 рабочий день и более в соответствии с медицинским заключением, из них: |
- |
- |
- |
- |
- |
- - |
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
Израсходовано на мероприятия по охране труда, тыс.руб. | 31168,7 | 61490,2 | 62730,8 | 69259,6 | 47399,6 | 6413,0 |
В Росгидромете в 2005 году по сравнению с предыдущим периодом общее количество несчастных случаев возросло, однако, отсутствовали групповые несчастные случаи и снизилось количество несчастных случаев со смертельным и тяжелом исходом.
По сравнению с 2004 годом значительно снизилось количество пожаров и суммарный материальный ущерб от пожаров.
Своевременно и в полном объеме производилось выделение средств на обеспечение бесплатным питанием работников РАЭ и плавсостава флота согласно нормам в натуральном выражении, действующим в отрасли.
Работникам предоставлялись ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и опасными условиями труда, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В системе Росгидромета имеются труднодоступные гидрометео-рологические станции и полярные станции, расположенные в сложных физико-географических и суровых климатических условиях полярной, таежной, высокогорной, пустынной зоны страны, либо на необжитом острове, вдали от крупных населенных пунктов, с которыми отсутствует регулярная транспортная связь.
Как правило, производственный травматизм возникает именно на этих объектах и из-за их удаленности имеют место проблемы с оказанием медицинской помощи пострадавшим, вывозом пострадавших со станций, нарушаются сроки расследования из-за невозможности прибытия комиссии по расследованию несчастных случаев на место происшествия.
Несчастные случаи, как от общего заболевания, так и другие, на указанных производственных объектах всегда являются производственно обусловленными и объясняются особыми условиями жизнедеятельности работающих.
В организациях Росгидромета имеет место недостаточное обеспечение работающих сертифицированными средствами индивидуальной защиты, которые приобретаются организациями, в основном, за счет внебюджетных источников.
Из-за недостаточного финансирования аттестация рабочих мест по условиям труда и экспертиза правильности предоставления компенсаций за вредные или опасные условия труда проведены не во всех организациях Росгидромета.
Проблемы в организации обучения по охране труда — отсутствие средств на оплату за обучение и командировочные расходы для обучения в ИПК Росгидромета, поэтому специалисты, как правило, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда на местах.