09.11.2024
2.jpg

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ АВИАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ

Исполнительный Комитет

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

7/4 Москва 10 июля 2020 г. 

 

О работе ОПАР в сфере охраны труда на

предприятиях и в организациях гражданской

авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ России

в 2019 году

 

Исполком Общероссийского профсоюза авиационных работников постановляет:

1. Информацию о работе ОПАР в сфере охраны труда на предприятиях и в организациях гражданской авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ России в 2019 году принять к сведению.

2. Аппарату ЦК профсоюза продолжить работу по оказанию методической и практической помощи профсоюзным организациям и профактиву в сложившейся системе общественного контроля в области охраны труда и сохранения здоровья работников.

3. Председателям республиканских, территориальных организаций продолжить оказывать практическую помощь первичным профсоюзным организациям в повышении эффективности контроля за деятельностью работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда.

4. Первичным профсоюзным организациям:

4.1. Активизировать работу профсоюзных представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда, усилить контроль за реализацией обязательств по охране труда, принятых коллективных договоров и соглашений.

4.2. В работе по контролю в сфере условий и охраны труда уделять должное внимание профилактической направленности по недопущению условий, способствующих травматизму, организации работы по прохождению обязательных медосмотров, надлежащему обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.

4.3. Повысить качество проверок соблюдения администрацией требований законодательства, практиковать тематические проверки, особое внимание обращать на соблюдение норм законодательства в сфере охраны труда в отношении женщин и молодежи.

 

 

 

 

Председатель Общероссийского В.И. Селитринников

профсоюза авиационных работников

 

 

 

Приложение к постановлению

Исполкома ОПАР

от 10 июля 2020 г. № 7/4

 

 

Информация

О работе ОПАР в сфере охраны труда на

предприятиях и в организациях гражданской

авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ России

в 2019 году

 

Вопросы контроля за соблюдением в организациях гражданской авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ норм законодательства по охране труда, требований безопасности работников на производстве, сохранение жизни и здоровья работающих, а также улучшение условий на рабочих местах, являлись в 2019 году одними из основных в работе ОПАР.

Она осуществлялась Отделом охраны труда и правовой защиты аппарата ЦК ОПАР, а также профсоюзными комиссиями по охране труда и представителями Профсоюза в совместных с администрацией комиссиях по охране труда организаций и предприятий (более 200 представителей). При этом большое внимание уделено формированию и совершенствованию института уполномоченных от профсоюза (доверенных) лиц по охране труда как первичного общественного звена контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

В 2019 году активно функционировала постоянная комиссия ЦК профсоюза по охране труда и защите от экологической опасности, в которую вошли квалифицированные специалисты по охране труда.

Штатных технических инспекторов труда в других организациях ОПАР нет. Внештатных технических инспекторов труда 4 человека (Красноярская, Уральская, Волжская территориальные организации профсоюза, первичная профсоюзная организация ППО АО «Международный аэропорт Шереметьево»). Внештатными техническими инспекторами труда проведено в отчетном году 19 проверок по вопросам охраны труда, устранено 32 нарушения.

Существенную работу проводят непосредственно на предприятиях полномочные (доверенные) лица по охране труда. Полномочными (доверенными) лицами проведено более 330 проверок по вопросам, связанным с охраной труда, устранено около 265 выявленных нарушений условий и охраны труда. В отчетном году более 73% полномочных представителей прошли обучение на различных курсах повышения квалификации, что повысило качество осуществляемых ими проверок условий и требований законодательства по охране труда.

По заявлению ОПАР об имеющих место нарушениях трудового законодательства в ООО «Международный аэропорт Симферополь» Южная транспортная прокуратура осуществила проверку. По ее результатам выявлены грубые нарушения в установлении работникам аэропорта режима рабочего времени и времени отдыха, не соответствующего требованиям законодательства и трудовым договорам. Прокуратура вынесла представление об устранении допущенных нарушений, направлены уведомления о возбуждении дел об административных нарушениях.

ЦК ОПАР рассмотрел вопрос о грубейших нарушениях законодательства в АО «Ред Вингс». По инициативе ОПАР на предприятии проведены проверки Государственной инспекцией по труду и Транспортной прокуратурой, в том числе по вопросам, связанным с безопасностью полетов. Большая часть нарушений устранены.

В сфере охраны труда было подготовлено:

  • Постановление Исполкома ОПАР «Об информации об анализе разделов по охране труда коллективных договоров организаций и предприятий». Установлено, что наряду с локальными нормами в 80% коллективных договоров зачастую включаются условия уже предусмотренные законодательством (в частности, ТК РФ), так как их соблюдение и так является обязанностью работодателя. Имеющиеся в коллективных договорах такие нормы, как предоставить оплачиваемый отпуск в 28 календарных дней, своевременно проводить инструктажи по охране труда, за счет предприятия проводить медицинские осмотры и т.п. работодатель обязан и без заключения договора.

Одним из существенных недостатков в 40% заключенных коллективных договоров является то, что в содержащихся в них локальных нормах по охране труда основное внимание уделено не профилактическим мерам по сохранению здоровья работников, а лишь компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев.

В трети коллективных договоров не уделено внимание работе комитетов (комиссий) по охране труда, как органов социального партнёрства на производстве, созданию работодателями должных условий для работы уполномоченных (доверенных) лиц профкомов по охране труда.

Исполком обратил особое внимание территориальных (республиканских), первичных организаций на необходимость повышения уровня профилактической направленности в обеспечении охраны труда, на отражение в коллективных договорах личного участия работников в оценке рисков повреждения здоровья и реализации мероприятий по улучшению условий труда.

В целом заключение коллективных договоров и соглашений, контроль за их выполнением стали основой партнерских отношений между работниками и работодателями.

В мае 2019 года Исполком ОПАР рассмотрел вопрос «О работе ОПАР в сфере охраны труда на предприятиях и а организациях гражданской авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ России», определены назревшие задачи в сфере охраны труда.

  • ЦК ОПАР рассмотрел вопрос «О практике работы первичных профсоюзных организаций ОПАР и администрации АО «Авиакомпания «Сибирь» по контролю за соблюдением условий и охраны труда с помощью электронных средств и отметил, что успехи авиакомпании обусловлены эффективным социальным диалогом между работодателем и первичными профсоюзными организациями ОПАР.

  • ЦК ОПАР сформулировал задачи Профсоюза по повышению уровня контроля за безопасностью полетов при рассмотрении вопроса «О безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации и задачах профсоюза» с целью повышения требовательности к работодателям за эксплуатацию аэропортов, гражданских аэродромов и их оборудования на основе установленных для этих объектов государственных нормативов и технических требований, а также правил оценки их соответствия установленным нормам.

  • ЦК ОПАР утвердил Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда в организациях (предприятиях) гражданской авиации, Росгидромета и ДОСААФ России в целях оказания практической помощи организациям в осуществлении ими профсоюзного контроля в сфере охраны труда.

  • ЦК ОПАР направил в помощь профсоюзному активу Рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны туда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях гражданской авиации, гидрометслужбы, ДОСААФ России.

ОПАР нацеливал свои профсоюзные организации принимать деятельное участие в создании и функционировании системы управления охраной труда на предприятиях. Многие профсоюзные организации принимали участие в создании и совершенствовании таких систем. При этом в плане ее функционирования и контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях повышается роль уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, соответствующих комитетов (комиссий). Поэтому существенное внимание уделялось контролю за обеспечением работодателем, должностными лицами здоровых и безопасных условий на рабочих местах, наличию приказа и других распорядительных документов об организации работы в соответствии с системой управления охраной труда.

Серьезное внимание в сфере охраны труда уделено вопросам хода специальной оценки условий труда. ОПАР осуществляет постоянный мониторинг проведения СОУТ. Большинством республиканских, территориальных, первичных организаций профсоюза при проведении СОУТ выявлены немалое количество случаев снижения подклассов и классов условий труда, что повлияло на уменьшение или отмену ранее предоставляемых компенсационных мер: повышенной зарплаты, сокращенной продолжительности рабочего времени, права на льготную пенсию. Снижение гарантий и компенсаций, которые получали работники, составило по результатам проведенной СОУТ свыше 18 % по организациям и предприятиям гражданской авиации, гидрометслужбы, ДОСААФ России. Выявлены и устранены по инициативе профсоюзных организаций грубые нарушения законодательства со стороны руководителей предприятий, в том числе связанных с фактическим игнорированием прав представителей работников от Профсоюза и не включением их в состав комиссии при проведении СОУТ. В целом предприятия уложились в установленные законодательством РФ рамки проведения СОУТ.

Неурегулированными факторами при проведении СОУТ является то, что особенности специальной оценки членов экипажей ВС ГА до сих пор не приняты, несмотря на постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».

Специальная оценка этих категорий работников осуществляется по общей методике, не учитывающей факторов, обусловленных спецификой работы экипажей воздушных судов гражданской авиации, что по мнению Профсоюза не является правомерным и вызывает обоснованное недовольство и недоверие авиаработников к результатам проводимых СОУТ.

В рамках проведения СОУТ нередко имеет место искусственное сокращение рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда без проведения на этих рабочих местах необходимых организационно-технических мероприятий, а также существенное сокращение гарантий и компенсаций работникам, занятым в этих условиях.

В последние годы возросло количество лиц из числа членов летных экипажей ВС ГА, оформивших профзаболевание. Более чем в 80% случаев причиной профессиональной дисквалификации явилась хроническая нейросенсорная тугоухость. В целом проблема обострилась из-за того, что летный состав работает за пределами гигиенических норм по шуму. В развитие решений ЦК ОПАР подготовлены и направлены два письма в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и в Фонд социального страхования по вопросу совершенствования нормативной базы, регламентирующей порядок расследования профессиональных заболеваний, установления объективной причинно-следственной связи между возникновением нейросенсорной тугоухости у членов летных экипажей воздушного судна.

ОПАР была проявлена инициатива разработки и утверждения постановления Правительства РФ «О перечне категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемы отпуск за особый характер работы, минимальной продолжительности такого отпуска и условий его предоставления».

Минтруд России совместно с Минюстом России провели обсуждение инициатив Профсоюза и запланировано принятие подзаконного нормативного правового акта, устанавливающего дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы членам летных и кабинных экипажей и других категорий работников.

Профсоюз внес предложения по совершенствованию процедур медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов. Направлены в Минтранс России и Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений предложения по подготовленному Минтрансом проекту федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов», который требует переработки в связи с наличием в нем норм неопределенного содержания, раскрытие которых предполагается через принятие иных нормативных правовых актов, которые в пакете документов к законопроекту не были представлены.

Профсоюз уделял внимание проблеме обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Проверки показывали, что в ряде организаций приобретение СИЗ осуществляется по остаточному принципу в целях экономии. Не всегда выдерживаются установленные типовые нормы обеспечения, имеет место низкое качество спецодежды, ботинок и рукавиц, отсутствие сертификатов их соответствия. Не производится своевременная замена средств индивидуальной защиты в случае их порчи до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работников, а также чистка и ремонт. Не все работодатели учитывают, что применение качественных СИЗ способствует безопасности условия труда, несет экономическую выгоду, высокую производительность труда, а излишняя экономия нередко приводит к проблемам в сфере безопасности труда. ОПАР провел анкетирование с целью формирования позиции по проблеме нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В информации, направленной в Росавиацию и Росгидромет, изложены предложения по совершенствованию принимаемых мер в деле разработки, обеспечения работников СИЗ.

Профсоюз уделяет внимание выявлению и устранению нарушений при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, занятыми на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, с целью определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы. Профсоюз провел в г. Москве с профсоюзным активом семинар-совещание по этому вопросу с профсоюзным активом г. Москвы

Оддной из существенных проблем остается производственный травматизм. Несмотря на принимаемые ежегодно меры организационного и финансового характера добиться существенного снижения количества несчастных случаев и количества пострадавших в них работников пока не удается, в том числе по количеству несчастных случаев с тяжелым исходом.

В 2019 году в Гражданской авиации произошло 188 несчастных случаев, из них с тяжелым исходом 86 случаев, 17 со смертельным исходом. В Росгидромете 98 несчастных случаев, с тяжелым исходом 27 случаев, со смертельным 14 случаев.

Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются: допуск к выполнению работ лиц, не прошедших должное обучение и инструктаж по охране труда; устаревшее оборудование и технологии, несовершенные средства защиты; недостаточное финансирование мер по охране труда. При этом около 30% несчастных случаев на производстве происходит по вине работника, 70% из которых это нарушение трудового распорядка, дисциплины труда. Остальные происходят чаще всего по вине руководителей, не обучивших персонал, своевременно не выявивших технологические упущения. Одним из негативных факторов является то, что зачастую фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения.

Отдел охраны труда и правовой защиты ЦК ОПАР оказывал регулярную методическую помощь территориальным и первичным профсоюзным организациям разъяснениями по применению норм ТК РФ, направлением обзоров по внесению изменений в законодательство РФ, практики разрешения трудовых споров, консультаций по вопросам в сфере условий и охраны труда. Материалы и документы публикуются на официальном сайте ОПАР. Дано свыше 80 заключений и разъяснений по поступившим вопросам, связанным с охраной труда.

В территориальных организациях практикуется проведение комплекса мер по расширению информирования, консультирования и оказания практической правовой помощи работникам по актуальным вопросам законодательства об охране труда с использованием средств массовой информации и широким применением современных информационных технологий. Так, в Уральской территориальной организации ОПАР регулярно практикуются совместные с руководством и специалистами Минтранса Свердловской области совещания по соблюдению законодательства в области охраны труда.