Приложение
к Постановлению ЦК ОПАР
от 15 ноября 2017 года № 4-7
ПОЛОЖЕНИЕ
о правовой инспекции труда
Общероссийского профсоюза авиационных работников
1. Общие положения
1.1. Правовая инспекция труда Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР), а также его структурных подразделений создаются для осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений (далее – контроль за соблюдением трудового законодательства) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставом ОПАР и настоящим Положением.
Правовые инспекторы труда профсоюза осуществляют указанный контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) у которых работают члены ОПАР.
1.2. Правовая инспекция труда действует на основании Положения, утвержденного Центральным Комитетом ОПАР, и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Уставом ОПАР.
2. Задачи правовой инспекции труда ОПАР
Основными задачами правовой инспекции труда являются:
2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства.
2.2. Правовая защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
2.3. Отстаивание прав и интересов членов профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.
2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления.
2.5. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций ОПАР.
3. Основные полномочия правовой инспекции труда
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства правовые инспекторы труда в соответствии с законодательством Российской Федерации наделяются следующими полномочиями:
3.1. В целях проведения проверок соблюдения норм трудового законодательства и оказания правовой помощи членам профсоюза в порядке, в установленном порядке, при предъявлении удостоверений установленного образца (Приложение № 1) беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены ОПАР.
3.2. Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.
3.3. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений (приложение № 2), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
3.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (приложение № 3).
3.5. Готовить для направления в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта, собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
3.6. При осуществлении проверок взаимодействовать с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора). Участвовать в совместных с указанными органами проверках соблюдения трудового законодательства.
3.7. В установленном законодательством Российской Федерации порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права, и профессиональные интересы членов ОПАР, его профсоюзных организаций.
4. Права и обязанности правовых инспекторов труда
Правовые инспекторы труда имеют право:
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и обязательств по коллективным договорам и соглашениям.
4.2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
4.3. Через ЦК ОПАР взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов ОПАР, общественности об эффективности правозащитной деятельности
Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного управления, содержащих нормы трудового права.
4.4. Готовить инструктивно-методические письма, рекомендации по актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профактива.
4.5. Вносить на рассмотрение соответствующего выборного коллегиального профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения трудового законодательства, совершенствования профсоюзного контроля в этой сфере.
4.6. Главный правовой инспектор труда Профсоюза имеет право рассматривать возникшие разногласия между работодателями, их представителями и иными должностными лицами организаций (при их обращении) и правовыми инспекторами труда территориальных и первичных профсоюзных организаций по вопросам, входящим в их компетенцию, и принимать по ним решения.
Правовые инспекторы труда обязаны:
4.7. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства проявлять объективность, соблюдать права и законные интересы работодателей и их представителей.
4.8. Всемерно содействовать защите социально–трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза и его структурных организаций.
4.9. Хранить охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.
4.10. Укреплять авторитет Профсоюза, содействовать развитию социального партнерства.
4.11. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.
4.12. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя, его представителя, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводиться в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.
4.13. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда, правовых служб и инспекторов членских организаций ОПАР, ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе Профсоюза (приложение № 4) для представления их в установленном порядке в ФНПР.
4.14. Участвовать в ведении учета нарушений прав профсоюза для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные органы.
5. Организационные основы деятельности правовой
инспекции труда
5.1. В соответствии с Уставом ОПАР Центральный Комитет создает правовую инспекцию труда, определяет штатную численность инспекторов, утверждает их на должность и освобождает от должности.
Руководство деятельностью правовой инспекции труда осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением.
5.2. Территориальные (республиканские) организации ОПАР своими решениями могут создавать собственные правовые инспекции и утверждать положения о них, не противоречащие настоящему Положению.
5.3. На должность правовых инспекторов труда назначаются, как правило, лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее 3 лет.
5.4. Выборные и другие работники профсоюзных организаций ОПАР, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие соответствующее обучение в учебных центрах профсоюзов, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда.
5.5. Руководитель правовой инспекции труда Профсоюза является главным правовым инспектором труда ОПАР.
5.6. Главный правовой инспектор труда ОПАР:
- осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда;
- вносит в коллегиальный исполнительный орган, руководству ОПАР предложения по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора); предлагает меры по устранению выявленных нарушений прав членов профсоюза, профсоюзных организаций;
- рассматривает возникшие разногласия между работодателями, их представителями и правовыми инспекторами труда;
- обеспечивает подготовку отчетов о правозащитной работе ОПАР;
- обобщает и пропагандирует положительный опыт работы правовых инспекторов труда ОПАР;
- осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда, правовыми службами (юристами) ОПАР, получает необходимые сведения об их работе;
- вносит предложения о награждении правовых инспекторов труда ОПАР профсоюзными знаками отличия за эффективную правозащитную работу.
5.7. Жалобы на действия главного правового инспектора труда ОПАР первоначально рассматриваются Председателем Профсоюза, и при необходимости вопрос выносится на заседание Центрального комитета ОПАР.
Аналогично рассматриваются и принимаются решения по конфликтным ситуациям с правовыми инспекторами труда в структурных подразделениях ОПАР.
Приложение № 1
к Положению о правовой инспекции труда ОПАР
Форма № 3-ПИ
Образец
удостоверения правового инспектора труда ОПАР
Лицевая сторона
Федерация Независимых Профсоюзов России
Общероссийский профсоюз авиационных работников
Правовая инспекция труда
Внутренняя сторона
Левая часть
Федерация Независимых Профсоюзов России
Удостоверение №_____
Общероссийский профсоюз авиационных работников ______________________________________
(Ф.И.О.)
работает в должности __________________________________________
правового (главного правового) инспектора труда
Председатель Общероссийского
профсоюза авиационных работников
(Подпись, Ф.И.О.)
Правая часть
Удостоверение выдано «___» __________ 201___года
Печать
В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении указанного законодательства.
Приложение № 2
к Положению о правовой инспекции труда ОПАР
Форма № 1-ПИ
Федерация Независимых Профсоюзов России
Правовая инспекция труда Общероссийского профсоюза авиационных работников (территориальной организации)
(наименование профсоюзного органа)
_____________________________________________
(почтовый адрес, телефон, факс)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ № _______
Кому__________________________________________________________
(Ф.И.О.)
__________________________________________________________________
(должность, наименование организации, работодателя)
В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предлагаю устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
№№ п/п |
Перечень выявленных нарушений |
Сроки устранения |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах прошу сообщить в правовую инспекцию труда в срок до ____________ 201___ г.
Правовой (главный правовой)
инспектор труда ____________________________
(подпись)
______________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Представление получил _________________________________________
(Ф.И.О.)
_____________________ ________________
(подпись) (дата)
Приложение № 3
к Положению о правовой инспекции труда ОПАР
Форма № 2-ПИ
Федерация Независимых Профсоюзов России
Правовая инспекция труда Общероссийского профсоюза авиационных работников (территориальной организации)
(наименование профсоюзной организации)
_____________________________________________
_____________________________________________
(почтовый адрес, телефон, факс)
ТРЕБОВАНИЕ № _____ от _________________20___г.
Кому ____________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя органа государственного надзора и контроля,
_______________________________________________________________________
работодателя)
В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на основании статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обращаюсь с требованием о привлечении к _______________________________________
(дисциплинарной, административной, уголовной)
ответственности ___________________________________________________
(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустившего (допустивших) нарушение)
за _______________________________________________________________
(краткое изложение нарушений со ссылкой на статьи законов и иных нормативных
_________________________________________________________________
правовых актов)
О принятом решении прошу сообщить в правовую инспекцию труда по адресу: _______________________________________________________
Приложение: ____________________________________________________
(перечень документов, доказывающих совершение проступка)
Правовой (главный правовой)
инспектор труда ____________________________
(подпись)
_________
(Ф.И.О.)
Приложение № 4
к Положению о правовой инспекции труда ОПАР
Форма № 4-ПИ - проф
Отчет о правозащитной работе
общероссийского профсоюза, территориальной организации профсоюза
_________________________________________________________________
(наименование организации )
№№ п/п |
Наименование показателей |
Предшест-вующий год |
Отчётный год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Численность правовых инспекторов труда |
|
|
1.1 |
в том числе в аппарате ЦК |
|
|
2 |
Численность иных юристов |
|
|
2.1 |
в том числе в юридических консультациях |
|
|
2.2 |
в том числе в аппарате ЦК |
|
|
3 |
Численность внештатных (общественных) правовых инспекторов труда |
|
|
4 |
Проведено проверок работодателей, всего |
|
|
|
в том числе: |
|
|
4.1 |
комплексных |
|
|
4.2 |
совместно с органами прокуратуры |
|
|
4.3 |
совместно с федеральной инспекцией труда |
|
|
5 |
Направлено работодателям представлений (требований) |
|
|
5.1 |
Количество выявленных нарушений |
|
|
5.1.1 |
из них устранено |
|
|
5.1.2 |
в том числе восстановлено на работе |
|
|
5.3 |
Экономическая эффективность от мероприятий, указанных в разделе 5, в млн. рублей |
|
|
6 |
Направлено материалов в органы прокуратуры |
|
|
6.1 |
по ним приняты меры прокурорского реагирования |
|
|
6.1.1 |
в том числе привлечено к административной ответственности |
|
|
6.1.1.1 |
из них дисквалифицировано |
|
|
6.2 |
Экономическая эффективность от взаимодействия с органами прокуратуры, в млн.рублей |
|
|
7. |
Направлено материалов в федеральную инспекцию труда |
|
|
7.1 |
в том числе по привлечению к административной ответственности |
|
|
7.1.1 |
из них привлечено |
|
|
7.1.1.1 |
в том числе дисквалифицировано |
|
|
7.2 |
Экономическая эффективность от взаимодействия с федеральной инспекцией труда, в млн. рублей |
|
|
8 |
Количество требований (заявлений) о привлечении к дисциплинарной ответственности |
|
|
8.1 |
в том числе привлечено |
|
|
8.1.1 |
из них уволено |
|
|
9 |
Оказана правовая помощь: |
|
|
9.1 |
в разработке, экспертизе коллективных договоров, соглашений и локальных нормативных актов |
|
|
9.2 |
при проведении приостановки работы |
|
|
9.3 |
в оформлении документов в комиссии по трудовым спорам (КТС) |
|
|
9.4 |
в оформлении документов в суды |
|
|
|
Экономическая эффективность от действующих актов социального партнерства, оказания правовой помощи в млн. руб. |
|
|
10 |
Рассмотрено дел в судах |
|
|
10.1 |
в том числе иски удовлетворены полностью или частично |
|
|
10.1.1 |
из них восстановлено на работе |
|
|
11 |
Количество коллективных трудовых споров, всего |
|
|
11.1 |
в том числе забастовок |
|
|
11.2 |
Требования работников удовлетворены полностью или частично |
|
|
11.2.1 |
по коллективным трудовым спорам |
|
|
11.2.2 |
в том числе по забастовкам |
|
|
12 |
Экономическая эффективность от участия в КТС, судах, разрешении коллективных трудовых споров, в млн. рублей |
|
|
13 |
Проведена экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов |
|
|
14 |
Рассмотрено письменных жалоб и других обращений членов профсоюза, в том числе поступивших по электронной почте |
|
|
14.1 |
из них удовлетворено |
|
|
15 |
Принято членов профсоюза на личном приёме, включая устные обращения по телефону |
|
|
15.1 |
из них удовлетворено |
|
|
16 |
Экономическая эффективность работы юридических консультаций, в млн. рублей |
|
|
17 |
Экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы, в млн. рублей |
|
|
18 |
Зарегистрировано нарушений прав профсоюзов, всего |
|
|
Руководитель организации Профсоюза ______________
(подпись Ф.И.О.)
Исполнитель (Ф.И.О., телефон)
Приложение № 5
к Положению о правовой инспекции труда ОПАР
Сведения о нарушении прав Профсоюза
Перечень возможных нарушений:
1) Отказ в регистрации профсоюза, первичных профсоюзных организаций.
2) Право по своему выбору вступать в профсоюзные организации и создавать их, самостоятельно организовывать профсоюзную деятельность.
3) Отказ в предоставлении выборному органу первичной профсоюзной организации оборудованного помещения, оргтехники, средств связи.
4) Незаконная приостановка или ликвидация первичной профсоюзной организации.
5) Угрозы в адрес профсоюзных лидеров и активистов, содержащие состав уголовного преступления.
6) Нападения, побои, причинение вреда здоровью профсоюзного активиста или членам его семьи.
8) Покушение на убийство, убийство профсоюзного активиста.
9) Дискриминация (преследование) профсоюзных активистов в связи с их общественной деятельностью, участием в коллективных трудовых спорах.
10) Запрет работодателем (или государственными органами) профсоюзных мероприятий (собраний) или манипуляции с их проведением.
11) Запрет на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и других публичных мероприятий.
12) Запрет профсоюзных публикаций (газеты, петиции, листовки, профсоюзная символика)?
13) Попытка работодателя (или государственных органов) повлиять на профсоюзные выборы.
14) Необоснованные проверки работодателем (или государственными органами) профсоюзных документов.
15) Попытка и незаконное отчуждение профсоюзного имущества.
16) Право на общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.
17) Отсутствие отчислений денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в случаях, предусмотренных коллективным договором.
18) Отсутствие бесплатного перечисления на счёт профсоюзной организации членских профсоюзных и добровольных взносов при наличии письменных заявлений работников в порядке, определенном коллективным договором.
19) Блокировка банковских счетов профсоюза, первичной профсоюзной
организации.
20) Отказ работодателя от ведения переговоров по каким-либо вопросам.
21) Отказ работодателя от ведения коллективных переговоров с представительными органами профсоюза.
22) Ведение работодателем коллективных переговоров непосредственно с работниками, минуя профсоюз, первичную профсоюзную организацию.
23) Затягивание коллективных переговоров, волокита с заключением коллективного договора, недобросовестное поведение работодателя.
24) Право на предоставление информации о финансовом положении работодателя при ведении коллективных переговоров.
25) Изменение работодателем в одностороннем порядке каких-либо положений коллективного договора.
26) Отказ работодателя выполнять какие-либо положения коллективного договора.
27) Отказ государственных органов в регистрации коллективного договора.
28) Право на представительство при разрешении коллективного трудового спора.
29) Прочие нарушения (указать какие).