20.10.2017
work_space_CNS_ATM.jpg

                                                                      Утверждено постановлением ЦК ОПАР

                                                   19 апреля 2012 года № 2/12

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о правовой инспекции труда

Общероссийского профсоюза авиационных работников

 

1.   Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о правовой инспекции труда Общероссийского профсоюза авиационных работников (далее – Положение) разработано на основании и в соответствии с федеральными законами «Трудовой кодекс Российской Федерации», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности и другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Положение определяет цели, задачи, основные направления деятельности, полномочия, права и обязанности, организационное строение правовой инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями требований трудового законодательства, прав и законных интересов членов профсоюза.

1.3. Правовая инспекция труда является уполномоченным представительным органом Общероссийского профсоюза авиационных работников (далее – ОПАР) и действует на основании Устава ОПАР, настоящего Положения и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов.

1.4. Правовая инспекция труда ОПАР создается:

в Центральном Комитете ОПАР; в территориальных (республиканских) профсоюзных организациях ОПАР; в первичных профсоюзных организациях ОПАР, как правило, при отсутствии правовой инспекции труда в соответствующей территориальной (республиканской) организации ОПАР.

 

2. Задачи правовой инспекции труда

 

           Основными задачами правовой инспекции труда являются:   

           2.1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах.

2.2. Правовая защита прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций от противоправных действий работодателей, их представителей и должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, установленные нормами международного права, законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективными и трудовыми договорами.

2.3. Отстаивание прав и интересов членов профсоюза при разработке и изменении  законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, а также при разработке соглашений и коллективных договоров.

           2.4. Для выполнения возложенных на инспекцию задач профсоюзные правовые инспекторы труда:

2.4.1. Организуют проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих  социально-трудовые отношения, права профсоюзов.

2.4.2. Добиваются устранения выявленных нарушений; в случае невыполнения подготавливают материалы в органы прокуратуры, федеральной инспекции труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.

2.4.3. Вправе принимать участие в заседании комиссий по трудовым спорам в организациях, в которых работают члены Профсоюза, при разрешении индивидуальных трудовых споров в качестве представителя, уполномоченного работником, в установленном законом порядке представлять интересы членов ОПАР в суде в случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам.

           2.4.4. Оказывают правовую помощь профсоюзным организациям в деле защиты трудовых прав и законных интересов работников.

           2.4.5. Взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами Федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.

2.4.6. Обобщают статистические данные, практику работы правовой инспекции, ведут учет и направляют соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав профсоюзов и мерах по их пресечению.

 

3. Основные полномочия правовой инспекции труда

 

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства правовые инспекторы труда в соответствии с законодательством Российской Федерации наделяются следующими полномочиями:

3.1. В целях проведения проверок соблюдения норм трудового законодательства и оказания правовой помощи членам профсоюзов в порядке, установленном настоящим Положением, при предъявлении удостоверений   установленного образца  (Приложение № 1) беспрепятственно посещать на предприятиях, в учреждениях, организациях гражданской авиации, гидрометеослужбы, Российского оборонного спортивно-технического общества (РОСТО) и других отраслей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц, в которых работают члены ОПАР или входящие  в  обслуживание  его профсоюзных  организаций.

 3.2. Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

3.3. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения   представления об устранении выявленных нарушений (приложение № 2), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.

3.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (приложение № 3).

3.5. Готовить для направления в органы  прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта, собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.

3.6. При осуществлении проверок взаимодействовать с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора). Участвовать в совместных с указанными органами проверках соблюдения трудового законодательства.

3.7. В  установленном законодательством Российской Федерации порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы членов ОПАР, его профсоюзных организаций.

 

4. Права и обязанности правовых инспекторов труда

 

Правовые инспекторы труда имеют право:

         4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4.2.  Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. 

4.3.  Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного управления, содержащих нормы трудового права, содержащих нормы трудового права.

4.4. Готовить инструктивно-методические письма, рекомендации по актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профактива.

 

           Правовые инспекторы труда обязаны:

4.5. Всемерно защищать права членов ОПАР.

4.6. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законами.

4.7. Укреплять авторитет профсоюза, содействовать развитию социального партнерства.

4.8. Постоянно повышать свою квалификацию.

4.9. Не разглашать охраняемую законом тайну, ставшую им известной при выполнении служебных полномочий.

4.10. Обеспечивать конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.

4.11. Обеспечивать ознакомление структурных организаций с проектами законов, отраслевых нормативно-правовых актов.

4.12. До 1 марта следующего за учетным периодом года предоставлять ежегодные отчеты о работе соответствующей профсоюзной правовой инспекции труда в Центральный Комитет ОПАР по формам 4-ПИ и 5-ПИ (приложения 5 и  6).

 

 5. Организационные основы деятельности правовой

                                                        инспекции труда

           5.1. Правовая инспекция труда включает в себя: правовую инспекцию труда ЦК ОПАР, правовые инспекции труда структурных организаций ОПАР.

           5.2. В соответствии с Уставом ОПАР Центральный Комитет создает правовую инспекцию труда, определяет штатную численность инспекторов  правовой инспекции труда ЦК ОПАР, утверждает на должность и освобождает их от должности, осуществляет общее руководство правовой инспекцией труда.

           Структурные организации ОПАР самостоятельно определяют численность штатных и внештатных инспекторов своих правовых инспекций.

           5.3. При наличии в штате двух и более инспекторов назначается главный профсоюзный правовой инспектор труда соответствующей инспекции.

5.4. На должность правовых инспекторов труда назначаются, по возможности, лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Выборные и другие работники профсоюзных организаций ОПАР, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку  в правовой инспекции труда опар, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда ЦК ОПАР, его территориальных организаций.

Не реже одного раза в три года правовые инспекторы труда профсоюзов проходят переподготовку и/или повышение квалификации.

          5.5. Правовым инспекторам труда выдается удостоверение установленного образца

          5.6.  Правовая инспекция труда ЦК ОПАР:

      -  осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью  правовой инспекции труда;

      - рассматривает разногласия между работодателями (иными должностными лицами) и правовыми инспекторами труда;

       - осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда структурных организаций ОПАР, получает необходимые статистические сведения об их работе для составления общего отчета.

5.7. Правовую инспекцию труда ОПАР возглавляет главный правовой инспектор труда ОПАР.

Должность главного правового инспектора труда приравнивается к должности руководителя структурного подразделения ОПАР. Должность правового инспектора труда приравнивается к должности главного специалиста либо руководителя отдела (группы).

Главный правовой инспектор труда ОПАР:

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда;

вносит в коллегиальный исполнительный орган, руководству ОПАР предложения по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора); предлагает меры по устранению выявленных нарушений прав членов профсоюзов, профсоюзных организаций;

рассматривает возникшие разногласия между работодателями, их представителями и правовыми инспекторами труда;

обеспечивает подготовку отчетов о правозащитной работе ОПАР;

принимает участие в организации обучения и повышения квалификации правовых инспекторов труда ОПАР;

обобщает и пропагандирует положительный опыт работы правовых инспекторов труда ОПАР;

осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда,  правовыми службами (юристами) ОПАР, получает необходимые сведения об их работе;

вносит в ЦК ОПАР  предложения о кандидатурах в состав соответствующих квалификационных коллегий судей, арбитражных заседателей арбитражных судов, общественных советов, создаваемых при органах государственной власти;

в установленном порядке вносит предложения о награждении правовых инспекторов труда ОПАР профсоюзными знаками отличия и материальном поощрении за эффективную правозащитную работу.

        5.5. Главный правовой инспектор труда ЦК ОПАР осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, Уставом ОПАР и настоящим Положением. В своей деятельности главный правовой инспектор труда взаимодействует непосредственно с председателем ОПАР, выполняет его поручения, подотчетен ЦК ОПАР. Жалобы на действия главного правового инспектора труда рассматриваются в порядке, предусмотренном Уставом ОПАР и настоящим Положением.

 

 

 

Приложение № 1

к Положению о правовой инспекции труда ОПАР

 

Форма № 3-ПИ

 

 Образец

удостоверения правового инспектора труда ОПАР

 

Лицевая сторона

Федерация Независимых Профсоюзов России

                                   

                      Общероссийский профсоюз авиационных работников                      

 

                                          Правовая инспекция труда

 

Внутренняя сторона

Левая часть

 

Федерация Независимых Профсоюзов России

                              

                           

Удостоверение №_____

 

             Обшероссийский профсоюз авиационных работников                            ______________________________________

                                                    (Ф.И.О.)

 

работает в должности   __________________________________________        

                                                        правового (главного правового) инспектора труда

 

Председатель Общероссийского

профсоюза авиационных работников                            (Подпись, Ф.И.О.)                                                                                                           

                                                                                             Правая часть

 

Место

 

для

 

фотографии

 

                      Удостоверение выдано «___»  __________ 201___года

 

 

 

 

 Печать

 

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении указанного законодательства.

 

 

Приложение № 2

к Положению о правовой инспекции труда ОПАР

 

Форма № 1-ПИ

 

 

Федерация Независимых Профсоюзов России

Правовая инспекция труда Общероссийского профсоюза авиационных работников (территориальной организации)

            (наименование профсоюзного органа)

_____________________________________________

            (почтовый адрес, телефон, факс)

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ № _______

 

Кому__________________________________________________________

                                                  (Ф.И.О. работодателя)

__________________________________________________________________

                         (должность, наименование организации, работодателя)

 

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предлагаю устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

 

№№

п/п

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения

1

2

3

 

 

 

                                                                                                        

         О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах прошу сообщить в правовую инспекцию труда в срок до ____________ 201___ г.

 

Правовой (главный правовой)

инспектор труда                                   ____________________________

                                                                                 (подпись)

______________________________________________________________

                                                  (Ф.И.О.)

 

Представление получил _________________________________________

                                                                           (Ф.И.О.)

_____________________   ________________       

                (подпись)                                      (дата)

 

 

Приложение № 3

к Положению о правовой инспекции труда ОПАР

 

Форма № 2-ПИ

 

Федерация Независимых Профсоюзов России

Правовая инспекция труда Общероссийского профсоюза авиационных работников (территориальной организации) 

           (наименование профсоюзной организации)

_____________________________________________

_____________________________________________

            (почтовый адрес, телефон, факс)

 

ТРЕБОВАНИЕ № _____ от _________________20___г.

 

Кому ____________________________________________________________

        (должность, Ф.И.О. руководителя органа государственного надзора и контроля,

________________________________________________________________________

  работодателя)

 

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на основании статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обращаюсь с требованием о привлечении к _______________________________________

                                        (дисциплинарной, административной, уголовной)

ответственности ___________________________________________________

                       (должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустившего (допустивших) нарушение)

за _______________________________________________________________

     (краткое изложение нарушений со ссылкой на статьи законов и иных нормативных

_________________________________________________________________

                       правовых актов)

 

          О принятом решении прошу сообщить в правовую инспекцию труда по адресу: _______________________________________________________

 

Приложение: ____________________________________________________

                              (перечень документов, доказывающих совершение проступка)

 

Правовой (главный правовой)

инспектор труда                                   ____________________________

                                                                                 (подпись)

                                                                                                     _________

                                                                                                         (Ф.И.О.)

 

 

Приложение № 4

к Положению о правовой инспекции труда ОПАР

 

Форма № 4-ПИ

Почтовая - годовая

 

Отчет о правозащитной работе

общероссийского профсоюза, территориальной организации профсоюза

_________________________________________________________________

(наименование организации )

 

 

№№ п/п

 

Наименование показателей

Предшест-вующий год

Отчетныйгод

1

2

3

4

1.

Численность правовых инспекторов труда

 

 

1.1

в том числе в аппарате членской организации

 

 

2.

Численность иных юристов, работающих в профсоюзных органах

 

 

2.1

в том числе в аппарате членской организации

 

 

 

3.

Численность общественных (внештатных) правовых инспекторов труда

 

 

4.

Проведено проверок работодателей, всего

 

 

 

4.1

в том числе комплексных (по всем вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)

 

 

4.2

в том числе совместно с органами прокуратуры

 

 

4.3

в том числе совместно с федеральной инспекцией труда

 

 

1

2

3

4

 

 

5.

Кол-во направленных работодателям представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

 

 

5.1

количество выявленных нарушений, указанных в представлениях

 

 

5.1.1

из них устранено

 

 

5.1.2

в том числе восстановлено на работе

 

 

6.

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры

 

 

6.1

по ним приняты меры прокурорского реагирования

 

 

6.1.1

в том числе возбуждено уголовных дел

 

 

6.1.1.1

осуждено должностных лиц

 

 

6.1.2

привлечено должностных лиц к административной ответственности

 

 

6.1.2.1

в том числе дисквалифицировано

 

 

7.

Количество материалов, направленных в федеральную инспекцию труда

 

 

7.1

в том числе по привлечению к административной ответственности

 

 

7.1.1

из них привлечено

 

 

7.1.1.1

в том числе дисквалифицировано

 

 

 

8.

Количество требований о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц (ст. 195 ТК РФ)

 

 

8.1

в том числе привлечено

 

 

8.1.1

из них уволено

 

 

9.

Оказана правовая помощь:

 

 

9.1

в разработке коллективных договоров, соглашений

 

 

 

9.2

при проведении приостановки работы в соответствии со ст. 142 ТК РФ

(кол-во работодателей/ число работ-ков)

 

 

9.3

в оформлении документов в комиссии  по трудовым спорам

 

 

9.4

в оформлении документов в суды

 

 

 

10.

Рассмотрено дел в судах с участием правовых инспекторов труда, иных юристов, профсоюзного актива

 

 

10.1

в том числе иски удовлетворены полностью или частично

 

 

1

2

3

4

10.2

из них восстановлено на работе

 

 

 

11.

Количество коллективных трудовых споров, рассмотренных с участием правовых инспекторов труда профсоюзов и иных юристов (количество работодателей/ число работников)

 

 

11.1

в том числе забастовок (количество работодателей/ число работников)

 

 

11.2

требования работников удовлетворены (полностью или частично):

 

 

11.2.1

по коллективным трудовым спорам

 

 

11.2.2

по забастовкам

 

 

12.

Проведена экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов

 

 

 

13.

Проведена экспертиза коллективных договоров, соглашений и локальных нормативных актов

 

 

14.

Рассмотрено жалоб и других обращений

 

 

14.1

из них признано обоснованными и удовлетворено

 

 

15.

Принято на личном приеме, включая устные обращения, всего

 

 

15.1

из них удовлетворено

 

 

 

16.

Количество выступлений и других публикаций в средствах массовой информации

 

 

17.

Зарегистрировано нарушений прав профсоюзов, всего

 

 

 

в том числе:

 

 

 

17.1

на контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

 

 

17.2

на организацию и проведение митингов, шествий, пикетирования и других публичных мероприятий

 

 

17.3

на перечисление членских профсоюзных взносов

 

 

18.

Экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы, в млн. руб.

 

 

 

Руководитель членской организации ФНПР                         _______________

                                                                                                (Подпись, Ф.И.О.)

 

 

Приложение № 5

к Положению о правовой инспекции труда ОПАР

Форма № 5-ПИ

 

КАРТОЧКА

регистрации нарушений прав профсоюзов

 

Кем было совершено нарушение:

 

1. Государственным органом исполнительной власти (наименование органа, Ф.И.О. должностного лица, совершившего нарушение)                         _______

 

2. Органом местного самоуправления                                                       _______

 

3. Работодателем (наименование организации, Ф.И.О., должность)     _______

 

Какое право нарушено:

 

1. Создавать профсоюзы без предварительного разрешения

(отказ от регистрации)                                                                                _______

 

2. По своему выбору вступать в профсоюзные организации

и создавать их, самостоятельно организовывать

профсоюзную деятельность                                                                       _______

 

3. На коллективные переговоры                                                           _______

 

4. На заключение коллективных договоров, соглашений                       _______

 

5. На контроль за соблюдением трудового законодательства

и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы

трудового права законодательства о профсоюзах,

выполнением условий коллективных

договоров, соглашений                                                                               _______

 

6. На представительство в разрешении коллективных

трудовых споров                                                                                          _______

 

7. На забастовку                                                                                           _______

 

8. На организацию и проведение митингов, демонстраций,

шествий, пикетирования и других публичных мероприятий                 _______

 

9. На предоставление выборному органу первичной

профсоюзной организации оборудованного помещения,

оргтехники, средств связи                                                                        ________

 

10. На отчисление денежных средств первичной профсоюзной

организации на культурно-массовую и физкультурно-

оздоровительную работу в случаях, предусмотренных

коллективным договором                                                                         ________

 

11. На бесплатное перечисление на счет профсоюзной

организации членских профсоюзных взносов

при наличии письменных заявлений работников в порядке,

определенном коллективным договором                                              ________

 

12. Попытка и незаконное отчуждение профсоюзного имущества    ________

 

13. Незаконная приостановка и ликвидация профсоюза                      ________

 

14. Преследование профсоюзных активистов в связи с их

общественной деятельностью, участием в коллективных

трудовых спорах, в забастовке (увольнение, перевод,

привлечение к дисциплинарной и материальной

ответственности, лишение премии и т.п.)                                              ________

 

15. Угрозы в адрес профсоюзных лидеров и активистов,

содержащие состав уголовного преступления                                       ________

 

16. Нападение, побои, причинение вреда здоровью

профсоюзного активиста или членам его семьи                                    ________

(Ф.И.О., должность и наименование профсоюзной

организации, населенный пункт, результаты расследования,

контактные телефоны)

 

17. Покушение на убийство, убийство                                                    ________

(Ф.И.О., должность и наименование профсоюзной

организации, населенный пункт, результаты расследования,

контактные телефоны)

 

Источник информации (интервью с компетентным лицом, сообщение в СМИ, информация правозащитной или профсоюзной организации, профсоюзная листовка и т.д.)

 

Ф.И.О., место работы и должность сообщившего о нарушении, контактный телефон.

 

 

 

   Приложение № 6

   к Положению о правовой  инспекции труда     ОПАР

 

Методические рекомендации

о представлении отчетов и информации по правозащитной работе

 

В соответствии с установленным порядком ежегодно до 15 февраля  следующего за отчетным года территориальные организации ОПАР предоставляют отчеты в аппарат ЦК ОПАР по правозащитной работе по форме № 4-ПИ, пояс­нительные записки к ним, а также другие материалы о правозащитной работе и борьбе с нарушениями прав профсоюзов, которые затем обобщаются с учетом работы правовой инспекции аппарата ЦК ОПАР и представляются в ФНПР.

При отсутствии в территориальной организации правовых инспекторов труда, иных юристов представляются сведения о правозащитной работе, проведенной первичными и иными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, штатными работниками, исходя из того, что правозащитная деятельность является главной уставной обязанностью всех профсоюзных органов и организаций по защите прав объединяемых ими членов профсоюза. Отчеты территориальных организаций подписываются правовым инспектором и председателем территориальной организации.

1. В первых строках отчета указывается численность штатных правовых инспекторов труда профсоюзов и иных юристов, работающих в профсоюзных организациях, а также общественных и внештатных правовых инспекторов труда профсоюзов.

2. Комплексной проверкой, указываемой в строке 4.1 отчета, следует считать проверку, в результате которой осуществлен контроль за соблюдением работодателем законодательства по основным вопросам (институтам) трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, дисциплина труда).

3. В число проверок совместно с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда включаются проверки, оформленные подписью профсоюзного представителя в выдаваемых работодателю (его представителю) документах по результатам проверки с указанием его участия в данной проверке.

4. В строке 5 формы № 4-ПИ следует указывать количество представлений, направленных работодателям, с требованиями устранения выявленных нарушений трудового законодательства. Представления правовых инспекторов труда профсоюзов имеют установленную для профсоюзных инспекторов труда форму (№ 1-ПИ). Другие профсоюзные организации вправе предъявлять требования произвольной формы (часть 2 ст. 370 ТК РФ).

5. В строке 5.1 указывается количество выявленных нарушений, упомянутых в представлениях (требованиях). Нарушения учитываются в отношении конкретного работника. Например, при установлении незаконного удержания из заработной платы 40 работников вносится представление о начислении им конкретных сумм с приложением списка работников и размера выплат ка­ждому. В этом случае в строке 5.1 формы № 4-ПИ указывается 40 нарушений. Если при проверке выявлено, что с работником не заключен трудовой договор в письменной форме, ему отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание, в представление включаются требования о заключении письменного трудового договора, предоставлении отпуска и отмене дисциплинарного взыскания. В данном случае в строке 5.1 формы      № 4-ПИ указываются 3 нарушения.

6. Соответственно отражается в отчете и количество устраненных нарушений (п. 5.1.1). Если работодатель в установленный срок выплатил зарплату лишь 40 работникам из 64, то в пункте 5.1.1 в строке "из них устранено" указывается 40.

7. В число восстановленных на работе по требованию профсоюзных органов (строка 5.1.2) включаются работники, в отношении которых предпринимались различные формы помощи и защиты, кроме судебной (письмо работодателю, представление о восстановлении на работе, направление материалов в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда и т.д.).

Количество работников, восстановленных на работе в судебном порядке, как при поддержке профсоюзных организаций, так и по заявлениям органов прокуратуры или федеральной инспекции труда, указывается в строке 10.2 отчета.

8. В строке 6 указывается количество обращений в органы прокуратуры. О принятых мерах прокурорского реагирования указывается в строке 6.1. Если по результатам таких обращений (требований по форме       № 2-ПИ для правовых инспекторов труда профсоюзов) возбуждались уголовные дела и должностные лица привлечены к уголовной ответственности, то об этом указывается в строках 6.1.1 и 6.1.1.1 соответственно. В пояснительной записке к отчету следует указать, по каким статьям Уго­ловного кодекса Российской Федерации и в отношении каких должностных лиц были возбуждены уголовные дела, кто был осужден судом, назначенные наказа­ния.

Строки 6.1.2 и 6.1.2.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных организаций прокурором возбуждались дела об административных правонарушениях (ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) и должностные лица привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

9. В строке 7 указывается количество материалов, направленных в федеральную инспекцию труда.

Строки 7.1, 7.1.1 и 7.1.1.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных организаций (требованиям правовых инспекторов труда профсоюзов по форме № 2-ПИ) должностные лица федеральной инспекции труда возбуждали дела об административных правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ, пункт 16 части второй ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица работодателя привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

10. Сведения о количестве руководителей организаций, руководителей структурных подразделений организаций и их заместителей, привлеченных по требованию профсоюзных органов к дисциплинарной ответственности, в том числе уволенных, указываются на основании удовлетворенных работодателями заявлений профсоюзных органов согласно ст. 195 ТК РФ.

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

11. В пункте 9.2 формы № 4-ПИ следует учитывать правовую помощь, оказанную в связи с проведением приостановок работы на основании статьи 142 ТК РФ. В этой строке в числителе указывается количество работодателей (организаций), где при правовой поддержке профсоюзов проводились приостановки, в знаменателе - число работников, заявивших в письменной форме о приостановке работы.

В пояснительной записке к отчету из­лагаются возникшие проблемы и приводятся примеры приостановок. Если имеются решения судов, переписка с органами по труду и другими органами по во­просам приостановок, копии этих документов направляются в ФНПР.

12. В строках 9.3, 9.4 и 10 указывается количество работников, которым оказана правовая помощь в оформлении документов и рассмотрении их заявлений в комиссиях по трудовым спорам и судах.

13. В строках 11, 11.1 в числителе указывается число работодателей, где при участии либо правовой помощи профсоюзных представителей проводились коллективные трудовые споры, забастовки. В знаменателе - число участвовавших в них работников.

Участие профсоюзных представителей в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров может осуществляться путем консультаций, предоставления необходимых образцов документов, участия в примирительных процедурах и т.д.

В пояснительной записке приводятся примеры коллективных трудовых споров и забастовок, раскрываются возникшие трудности при их проведении.

14. В строке 12 указывается количество проведенных профсоюзными организациями экспертиз законов и иных нормативных правовых актов, как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст.ст. 5, 6 ТК РФ). В строке 13 указывается количество проведенных экспертиз коллективных договоров, различного вида соглашений и локальных нормативных актов работодателя (ст. 8 ТК РФ).

15.   В строке 15, кроме количества членов профсоюзов, принятых на личном приеме в приемных, юридических консультациях профсоюзных организаций, а также непосредственно на рабочих местах при организации выездных приемных в первичных и иных профсоюзных организациях, могут указываться устные обращения (по телефону и др.), сведения о которых имеются в соответствующих журналах (кар­точках) учета писем и обращений граждан.

16. В профсоюзных организациях всех уровней необходимо собирать и систематизировать информацию о нарушениях прав профсоюзов. Карточка регистрации нарушений прав профсоюзов по форме № 5-ПИ  составляется и хранится в организации, чьи права нарушены. При составлении ежегодного отче­та сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях прав профсоюзов указываются в строках 17.1-17.3 формы  № 4-ПИ. Сводный отчет по форме № 5-ПИ в ФНПР не представляется.

В случаях незаконной приостановки и ликвидации профсоюзной организации (п. 13), насильственных действий в отношении профсо­юзных лидеров и актива (п.п. 15-17) карточки по форме № 5-ПИ направляются вышестоящему профсоюзному органу безотлагательно с приложением копий документов и подробной информации о при­нятых мерах. В дальнейшем устанавливается двусторонняя оперативная связь с извещением о правозащитных действиях, изменении ситуации. ОПАР немедленно представляет ФНПР информацию о подобных случаях для принятия соответствующих мер на федеральном уровне, уведомления  меж­дународных организаций.

Подобная информация необходима также для включения в Ежегодный обзор о случаях нарушения профсоюзных прав, составляемый Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), которая предлагает представлять примеры к началу следующего за отчетным года.

В пояснительной записке указывается о проблемах взаимодействия профсоюзных организаций с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, сообщаются примеры наиболее грубых нарушений прав профсоюзов, принятые профсоюзными организациями меры по защите своих прав и их ре­зультаты. Прилагаются также копии решений по рассмотрению заявлений о нарушениях прав профсоюзов.

17. В строке 18 указывается экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы, которую возможно выразить в денежной форме. Этот показатель включает общую сумму дополнительных выплат работникам, а также членам их семей в результате:

инициированных профсоюзами изменений и дополнений законода­тельства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров и различных видов соглаше­ний;

удовлетворения требований профсоюзных организаций при проведении массовых ак­ций, коллективных трудовых споров; в результате организованных профсою­зными организациями забастовок (приостановок работы); после переговоров профсоюзов с ра­ботодателями и органами исполнительной власти; в результате обжалования профсоюзной организацией правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектах Российской Федерации и органов местного са­моуправления;

выполнения работодателями представлений правовых инспекторов труда, других профсоюзных представителей об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

подготовки необходимых документов и участия правовых инспекторов труда, юри­стов, профсоюзного актива в рассмотрении индивидуальных трудовых споров в комис­сиях по трудовым спорам и в судах;

обращений в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, другие государственные органы контроля (надзора);

правовой помощи членам профсоюзов на личном приеме и при рассмотрении их жалоб.

Подтверждающими документами являются финансовые расчеты по принятым законопроектам, иным нормативным правовым актам, протоколы переговоров, справки бухгалтерии о выплаченных работникам суммах, сообщения рабо­тодателей о выполнении представлений, решения судов и комиссий по тру­довым спорам, служебные записки профсоюзных работников, журналы и карточки учета приема посетителей (рассмотрения жалоб).

18. К отчету по форме 4-ПИ прилагается пояснительная записка, в которой примеры правозащитной работы рекомендуется группировать по разделам: социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, дисциплина труда, материальная ответственность сторон трудового договора, рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, нарушения прав профсоюзов.

К отчетам прилагаются копии решения судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для членов профсоюзов вопросам.