20.10.2017
common_hall.jpg

 

 

        В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152 - ФЗ «О персональных данных» установлена ответственность юридических лиц за обеспечение защиты персональных данных.

       Профсоюз, его первичные и территориальные организации подпадают под действие данного закона в связи с тем, что в своей деятельности они активно используют персональные данные работников - членов Профсоюза при организации профсоюзного учёта, осуществлении мер по защите их социально-трудовых прав и профессиональных интересов.

         В последние годы активно формируются электронные реестры членов Профсоюза на уровне как первичных, так и территориальных профсоюзных организаций с использованием различных информационных технологий и средств автоматизации при их обработке, в связи с чем актуальность защиты персональных данных членов Профсоюза возрастает.

         В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» организациями Профсоюза, их выборными профсоюзными органами должны быть созданы необходимые организационные и технические условия и приняты необходимые меры для обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним посторонних лиц, а также от уничтожения, изменения, копирования, распространения и иных неправомерных действий, за исключением обезличенных персональных данных и персональных данных, включённых в общедоступные источники персональных данных. Что касается обезличенных персональных данных, по которым невозможно определить их принадлежность конкретному человеку, то они формируются и используются в Профсоюзе при составлении различных статистических отчётов, обобщённых социальных паспортов, аналитических записок по направлениям профсоюзной деятельности и т.д. Такие обезличенные данные носят открытый характер и не требуют особых мер по сохранению конфиденциальности. В отношении общедоступных источников персональных данных, к которым в Профсоюзе, прежде всего, относятся телефонные справочники, списки председателей профсоюзных организаций, профсоюзного актива, списки членов Профсоюза с различными персональными данными для формирования социальных паспортов и т.д., то они не требуют в дальнейшем мер по сохранению конфиденциальности только в том случае, если при их формировании выборный профсоюзный орган получил письменное согласие члена Профсоюза, носителя персональных данных, на их обработку и использование в работе профсоюзной организации.

         В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» письменное согласие носителя персональных данных на их обработку должно включать:

        1) фамилию, имя, отчество, адрес, номер основного документ удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

        2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес руководителя организации Профсоюза, получающего согласие носителя персональных данных;

        3) цель обработки персональных данных;

         4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие носителя персональных данных (в том числе и членские профсоюзные взносы);

         5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых организацией Профсоюза способов обработки персональных данных;

         6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

         В практике работы выборных профсоюзных органов необходимо предусмотреть получение письменного согласия при вступлении в Профсоюз и постановке на профсоюзный учёт, при обработке персональных данных членов Профсоюза в процессе реализации мер по защите трудовых и социально- экономических прав и профессиональных интересов, а также при избрании члена Профсоюза в состав профсоюзного органа.

        Что касается взаимодействия с работодателями при реализации Федерального закона «О персональных данных», то в пределах полномочий профсоюзных организаций эти вопросы могут быть отражены в коллективных договорах, территориальных соглашениях.

 

         Федеральным законом № 152-ФЗ "О персональных данных" определен  порядок регулирования отношений, связанных с обработкой персональных данных. Особенности, касающиеся защиты персональных данных работника в трудовых отношениях,  регулируются Главой 14 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).

         В ст. 3 предусмотрено, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место его рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

         Федеральным законом № 152 - ФЗ «О персональных данных»  даны следующие определения:

         Защита персональных данных – комплекс мер технического, организационного и организационно-технического, правового характера, направленных на защиту сведений, относящихся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных – члену Профсоюза);

        Персональные данные члена Профсоюза – информация, необходимая профсоюзной организации в связи с членством в Профсоюзе  и касающаяся конкретного члена Профсоюза;

общедоступные персональные данные члена Профсоюза – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия члена Профсоюза или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности;

        Оператор – юридическое или не юридическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных членов Профсоюза, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных;

        Использование персональных данных – действия (операции) с персональными данными, совершаемые профсоюзными организациями в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении членов Профсоюза или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы членов Профсоюза или других лиц;

         Конфиденциальность персональных данных – обязательное для соблюдения профсоюзной организацией или лицом, получившим доступ к персональным данным членов Профсоюза, требование не допускать их распространения без согласия члена Профсоюза или иного законного основания;

        Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, включая, в частности, распространение, в том числе передачу, персональных данных третьим лицам.

        Федеральный закон "О персональных данных" предусматривает, что при обработке персональных данных должна обеспечиваться конфиденциальность, т.е. лица, получившие доступ к персональным данным, не должны допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных.

        В связи с этим возникает вопрос о том, возможна ли передача персональных данных работников, которыми располагает работодатель, профсоюзу и требуется ли при этом получение согласия от работников.

        В соответствии с ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи.

       Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 указанного Закона согласия субъекта персональных данных не требуется, в частности, когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

        Статьей 88 ТК РФ установлены требования к передаче персональных данных работников в различных случаях и различным категориям третьих лиц, а абз. 8 ст. 88 ТК РФ - требования, которые должен соблюдать работодатель при передаче персональных данных работников представителям работников. Согласно абз. 8 ст. 88 ТК РФ при передаче персональных данных работников работодатель должен: передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

         Согласно ст. 29 ТК РФ профсоюз является представителем работников. Статья 53 "Основные формы участия работников в управлении организацией" ТК РФ устанавливает, что представители работников имеют право получать информацию от работодателя по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменения условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Такие "иные" случаи установлены в ряде норм ТК РФ и Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

         Так, например, ст. 37 ТК РФ предусмотрено, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. В данной статье установлена не только обязанность передавать информацию, но также и урегулированы требуемые законодательством (абз. 1 ч. 2 ст. 6 ФЗ "О персональных данных") иные положения, необходимые для того, чтобы обработка (в том числе передача) персональных данных осуществлялась без согласия работника: цель (для ведения коллективных переговоров), условия получения персональных данных (направление соответствующего запроса другой стороной) и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке (должны быть предоставлены все необходимые для ведения переговоров данные, т.е. в части, касающейся персональных данных всех работников, в отношении которых проводятся переговоры и будет действовать коллективный договор, т.е. всех работников данного работодателя), а также определены полномочия оператора (использование для ведения коллективных переговоров; обязанность неразглашения информации).

        Право профсоюзов на получение информации для целей реализации иных прав профсоюзов определено ст. 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в которой установлено, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Под уставной деятельностью следует понимать любую деятельность, реализуемую профсоюзом в соответствии с уставом и в пределах прав и полномочий, установленных законодательством РФ.

        Так, например, самостоятельными правами профсоюзов являются право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и ст. 370 ТК РФ), право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"), право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и другие.

        Право на информацию следует рассматривать как обеспечительное право, позволяющее реализовывать иные права профсоюзов, закрепленные законодательством. Отсутствие права на информацию сделало бы невозможным реализацию большинства прав профсоюзов. Именно поэтому в норме, регулирующей право на информацию, не указывается конкретный перечень сведений, которые должны быть предоставлены профсоюзу, а лишь указывается на получение информации, необходимой "для осуществления уставной деятельности", т.е. для реализации иных прав и обязанностей профсоюзов.

        Таким образом, оценивать пределы права профсоюза на информацию в каждом случае следует применительно к тому, для целей реализации какого права (осуществления какой именно уставной деятельности) запрашивается информация.

        Решать вопрос о том, каким образом федеральный закон устанавливает цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, следует на основании совокупности норм о праве профсоюза на информацию, предусмотренной ст. 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также норм этого же Закона о праве на осуществление профсоюзного контроля (ст. 19) и норм ТК РФ об осуществлении профсоюзного контроля (ст. 370 ТК РФ).

       Так, статья 19 Федерального закона устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Статья 370 ТК РФ устанавливает, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

        Исходя из анализа этих норм в их совокупности, можно сказать, что применительно к праву на получение профсоюзом информации для целей осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде законодательством установлены:

        - цель получения информации, включая информацию о персональных данных (осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, иных нормативных правовых актов, выполнением коллективных договоров и соглашений);

        - условия получения персональных данных (предоставление информации бесплатно и беспрепятственно в ответ на запрос профсоюза в течение одной недели после получения соответствующего запроса);

        -   круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке (поскольку в указанных статьях не содержатся ограничения по кругу субъектов в отличие, например, от ст. 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которая устанавливает полномочия профсоюзов на представительство и защиту интересов членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых прав, следует сделать вывод, что информация, которая должна быть предоставлена на основании этих статей, может касаться всех работников работодателя. При этом очевидно, что ст. 19 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливает некоторые ограничения: информация может быть получена только от работодателя, у которого работают члены данного профсоюза (при этом число членов профсоюза не имеет значения); информация может касаться только работников данного работодателя, а не иных лиц, например контрагентов по договорам гражданско-правового характера);

        - определены полномочия оператора (обрабатывать полученную информацию, анализировать ее с точки зрения соблюдения работодателем законодательства о труде, нормативных правовых актов о труде, коллективных договоров и соглашений, а в случае обнаружения нарушений - требовать устранения выявленных нарушений).

        Абзац 8 ст. 88 ТК РФ указывает также передачу персональных данных лишь в объеме, необходимом для выполнения представителями работников их функций. Следует полагать, что реализация функции по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде возможна лишь в том случае, если рассматривается вопрос о выполнении трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам лишь в отношении конкретных работников. Целью реализации этого полномочия профессиональными союзами является, как и при реализации иных прав и полномочий, осуществление защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"), т.е. реализация целей, ради которых работниками создаются профессиональные союзы.

         Таким образом, само по себе право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде возможно лишь в случае контроля за соблюдением прав конкретных работников, что невозможно в случае отсутствия у профсоюза информации, касающейся условий труда конкретных работников.

         На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что абз. 8 ст. 88 ТК РФ и п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" устанавливают исключения из общих правил обработки персональных данных, применимые к ситуациям предоставления работодателем персональных данных профсоюзу, затребовавшему информацию для целей осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

         Таким образом, с учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных", ст. ст. 17, 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 370 ТК РФ работодатель обязан предоставить по запросу профсоюза нформацию, включающую персональные данные работников данного работодателя, и при этом не требуется получения специального согласия работников на передачу персональных данных профсоюзу в том случае, если у работодателя работают члены данного профсоюза, а информация запрашивается профсоюзом для целей осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, соблюдения положений коллективных договоров и соглашений.

         Так, например, сведения о заработной плате, времени труда и отдыха относятся к вопросам регулируемым коллективным договором.

         Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

         Персональные данные следует получать у самого члена Профсоюза. Если персональные данные члена Профсоюза возможно получить только у третьей стороны, то член Профсоюза должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие.

        При получении персональных данных профсоюзная организация должна сообщать члену Профсоюза о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа члена Профсоюза дать письменное согласие на их получение.

        Сведения, содержащие персональные данные членов профсоюза, относятся к информации конфиденциального характера и подлежат защите.

        При обработке персональных данных принимаются необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных.

        Работа с персональными данными должна производиться так, чтобы была исключена возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

       Профсоюзная организация не имеет права получать и обрабатывать персональные данные члена Профсоюза о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами членства в Профсоюзе, данные о частной жизни работника (информация о семейных бытовых, личных отношений) могут быть получены и обработаны профсоюзной организацией только с его письменного согласия.

        При получении персональных данных не от члена Профсоюза (за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены в профсоюзную организацию на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными), профсоюзная организация до начала обработки таких персональных данных обязана предоставить члену Профсоюза следующую информацию:

       -  фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;

       -   цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

       -   предполагаемые пользователи персональных данных;

установленные законодательством права субъекта персональных данных.

       Обработка указанных персональных данных члена Профсоюза профсоюзной организацией возможна без его согласия в следующих случаях:

       -  персональные данные являются общедоступными;

       -  персональные данные относятся к состоянию здоровья члена Профсоюза и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия члена Профсоюза невозможно;

       - по требованию полномочных государственных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

        Члены Профсоюза должны быть ознакомлены под роспись с документами профсоюзной организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных членов Профсоюза, а также об их правах и обязанностях в этой области.

 

     Хранение и передача персональных данных членов Профсоюза.

 

     Персональные данные членов Профсоюза должны хранятся в профсоюзных организациях на бумажных и электронных носителях в специально предназначенном для этого помещении.

     В процессе хранения персональных данных членов Профсоюза профсоюзным организациям необходимо обеспечивать:

       - требования законодательства, устанавливающие правила хранения конфиденциальных сведений;

       - сохранность имеющихся данных, ограничение доступа к ним в соответствии с законодательством РФ и настоящим Положением;

       - контроль за достоверностью и полнотой персональных данных, их регулярное обновление и внесение по мере необходимости соответствующих изменений.

    Доступ к персональным данным членов Профсоюза разрешается только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные члена Профсоюза, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

    Внутренний доступ к персональным данным членов Профсоюза в профсоюзной организации осуществляется в соответствии со списком лиц, уполномоченных на получение и доступ к персональным данным, утвержденным распоряжением председателя профсоюзной организации.

     Право внутреннего доступа к персональным данным членов Профсоюза имеют:

      -  председатель организации;

      -  бухгалтер организации;

      - член Профсоюза, чьи персональные данные подлежат обработке;

      - другие лица, уполномоченные в соответствии с распоряжением председателя организации на получение и доступ к персональным данным членов Профсоюза.

        Юридическим и физическим лицам, оказывающим услуги профсоюзным организациям на основании заключенных гражданско-правовых договоров (либо на иных основаниях), которым необходим доступ к персональным данным членов Профсоюза в связи с выполнением ими обязательств по указанным договорам, соответствующие данные могут предоставляться профсоюзной организацией только после подписания с ними соглашения о неразглашении конфиденциальной информации.

      Работники, осуществляющие обработку персональных данных, должны быть уведомлены в письменной форме о своей обязанности не разглашать персональные данные членов Профсоюза, к которым они получили доступ.

  Получателями персональных данных членов Профсоюза вне профсоюзной организации на законном основании являются органы пенсионного обеспечения, органы социального страхования, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; органы прокуратуры и другие правоохранительные органы; налоговые органы; федеральная инспекция труда, а также иные органы и организации в соответствии с федеральными законами.

      Профсоюзная организация не может сообщать персональные данные члена Профсоюза третьей стороне без письменного согласия члена Профсоюза, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью члена Профсоюза, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

     Любые лица, обладающие доступом к персональным данным членов Профсоюза, обязаны соблюдать специальный режим их использования и защиты. Лица, получившие персональные данные члена Профсоюза на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию (исключения из данного правила определяются только федеральными законами).

     В целях обеспечения соблюдения режима конфиденциальности персональных данных в профсоюзной организации ведутся следующие учетные документы движения персональных данных членов Профсоюза:

        -  журнал учета внутреннего доступа к персональным данным членов Профсоюза в профсоюзной организации;

        -  журнал учета выдачи персональных данных членов Профсоюза организациям и государственным органам (журнал учета внешнего доступа к персональным данным работников);

        -  журнал проверок наличия документов, содержащих персональные данные членов Профсоюза;

        - журнал учета применяемых  профсоюзной организацией носителей информации.

 

        Способы защиты персональных данных членов Профсоюза.

 

   Защита персональных данных членов Профсоюза представляет собой и регламентированный технологический, организационный иной процесс, предупреждающий нарушение доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности персональных данных членов Профсоюза в профсоюзной организации и обеспечивающий надежную безопасность информации.

     Защита персональных данных членов Профсоюза от неправомерного их использования или утраты обеспечивается профсоюзной организацией за счет её средств в порядке, установленном федеральным законом.

     Для обеспечения внутренней защиты персональных данных членов Профсоюза профсоюзная организация:

        -  избирательно и обоснованно распределяет документы и информацию между работниками, и уполномоченными лицами имеющими доступ к персональным данным;

        - своевременно обеспечивает работников и уполномоченных лиц информацией о требованиях законодательства по защите персональных данных;

        -   обеспечивает организацию порядка уничтожения информации;

        - проводит разъяснительную работу с работниками и уполномоченными лицами, имеющими доступ к персональным данным, по предупреждению утраты сведений при работе с персональными данными.

      Защита сведений, хранящихся в электронных базах данных профсоюзной  организации, от несанкционированного доступа, искажения и уничтожения информации, а также от иных неправомерных действий, обеспечивается разграничением прав доступа с использованием учетной записи и системой паролей.

       Для обеспечения внешней защиты персональных данных членов Профсоюза профсоюзная организация:

обеспечивает порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей;

   Все лица, связанные с получением, обработкой и защитой персональных данных, обязаны подписать обязательство о неразглашении персональных данных членов Профсоюза.

      В случае выявления недостоверных персональных данных членов Профсоюза или неправомерных действий с ними на период проверки профсоюзная организация обязана осуществить блокирование персональных данных членов Профсоюза с момента обращения его самого или его законного представителя либо получения запроса уполномоченного органа по защите прав субъектов.

     При выявлении неправомерных действий с персональными данными члена Профсоюза профсоюзная организация обязана устранить допущенные нарушения в срок не более трех рабочих дней с даты такого выявления.

       В случае невозможности устранения допущенных нарушений профсоюзная организация не позднее чем через три рабочих дня с даты выявления неправомерности действий с персональными данными члена Профсоюза обязана уничтожить персональные данные члена профсоюза.

В случае отзыва членом Профсоюза согласия на обработку своих персональных данных профсоюзная организация обязана прекратить обработку персональных данных члена профсоюза и уничтожить их в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва

 

  Права члена Профсоюза в целях обеспечения защиты персональных  данных, хранящихся в профсоюзной организации.

 

     В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в профсоюзной организации, члены Профсоюза имеют право на бесплатное получение полной информации:

     - о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;

     - о перечне обрабатываемых персональных данных и источниках их получения;

     - о сроках обработки персональных данных, в том числе сроках их хранения;

юридических последствиях обработки их персональных данных.

   Члены Профсоюза имеют право на:

      - бесплатное получение полной информации о своих персональных данных и обработке этих данных;

      - свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, в том числе на получение копий любой записи, содержащей персональные данные члена Профсоюза, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

       - определение своих представителей для защиты своих персональных данных;

       -требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований  федерального законодательства. При отказе профсоюзной организации исключить или исправить персональные данные члена Профсоюза он имеет право заявить в письменной форме председателю профсоюзной организации о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные данные оценочного характера член Профсоюза имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

       - требование об извещении профсоюзной организацией всех лиц, которым ранее были сообщены неверные персональные данные члена Профсоюза, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

         - обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия профсоюзной организации при обработке и защите его персональных данных.

 

        В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов Российской Федерации является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи (Роскомнадзор).

         Надзорные органы Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) - ведет реестр операторов персональных данных, контролирует обработку персональных данных операторами и рассматривает обращения субъектов персональных данных.

         ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ) - регулирует сферу обработки и передачи персональных данных между операторами.

         ФСБ России (Федеральная служба безопасности РФ) - регулирует сферу использования криптографических (шифровальных) средств защиты информации при обработке персональных данных.

         Следует отметить, что Федеральным законом от 23.07.2013 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных" органам прокуратуры предоставляется право получать в установленных законодательством РФ случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (о состоянии здоровья граждан, составляющих врачебную тайну), в том числе осуществлять обработку персональных данных.