29.03.2024
common_hall.jpg

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

          VI  съезда  Общероссийского  профсоюза  авиационных работников             

«Охрана труда - приоритетное направление в работе Профсоюза

в обеспечении условий труда и производственной безопасности авиаработников»

 

Съезд отмечает, что вопросы охраны труда, безопасность работника на производстве, сохранение жизни и здоровья работающих, улучшение условий на рабочих местах являются приоритетными в работе Профсоюза.

Однако в деле осуществления и совершенствования этой работы имеет место ряд факторов, как объективных, так и субъективных, не позволяющих должным образом устранять выявленные недостатки в сфере условий и охраны труда, требующих повышенного внимания и должного разрешения.

          Внедренная государственными органами взамен аттестации рабочих мест специальная оценка условий труда, утвержденная методика ее проведения без надлежащего учета многих факторов микроклимата, шумов, напряжённости трудового процесса выявили ряд нерешенных до настоящего времени вопросов и проблем в объективности оценки условий труда авиаработников, требующих должного разрешения. 

          Проводимый Профсоюзом мониторинг показывает, что внедрение специальной оценки при действующем несовершенстве законодательных норм не способствует в необходимой мере реальному улучшению условий труда в организациях и на предприятиях и нуждается в совершенствовании. 

          Допущенные издержки на практике приводили к тому, что предприятия и организации гражданской авиации под угрозой огромных штрафов по требованию Минтруда России осуществляли специальную оценку условий труда по общей методике без фактического учета параметров отраслевой специфики, что на практике вызывало споры и конфликтные ситуации. В результате на фактически одинаковых рабочих местах в разных авиакомпаниях устанавливались разные классы вредности, особенно большие расхождения были выявлены у бортпроводников, при этом необоснованно ликвидировались имеющиеся льготы и гарантии работникам. Порой вредность у работников воздушных судов в результате спецоценки устанавливалась ниже, чем у водителей троллейбусов, что противоречит здравому смыслу. Как показала практика, эксперты при проведении измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не в состоянии объективно оценить особенности отраслевой специфики. Проведением специальной оценки условий труда должны заниматься специализированные государственные организации, непосредственно связанные с деятельность гражданской авиации, знающие ее специфику. соответствующего совершенствования требует порой противоречивая законодательная база по данным вопросам, которая на практике выявила немало существенных недостатков и погрешностей.

          Нельзя снять с учета проблему высокой стоимости спецоценки, существенно затрудняющей ее проведение в бюджетных организациях, к которым относится гидрометслужба. Нередко пройдя один этап спецоценки, на следующий этап продолжительное время организации не имеют достаточных средств на ее продолжение. Проведение спецоценки проводится за счет хозрасчетных средств, в результате она идет очень медленными темпами. Кроме того, немалая часть рабочих мест находится на труднодоступных станциях Росгидромета, где еще большие затраты.

         До сих пор законодательно не урегулированы особенности специальной оценки членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации, которые до сих пор не приняты, что во многом затрудняет качественное проведение специальной оценки условий труда.

         В последние годы возросло количество лиц из числа членов летных экипажей ВС ГА, оформивших профзаболевание. Более чем в 80% случаев причиной профессиональной дисквалификации явилась хроническая нейросенсорная тугоухость. В целом проблема обострилась из-за того, что летный состав работает за пределами гигиенических норм по шуму. Эти вопросы нуждаются в надлежащем разрешении, включая совершенствование нормативной базы, регламентирующей порядок расследования профессиональных заболеваний.

 Требуют комплексных мер проблемы травматизма, необходимость его мониторинга, профилактики и снижения, вопросы  обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, проведения медицинских осмотров.

          Проводимый Профсоюзом совместно с Росавиацией, Росгидрометом и ДОСААФ России на постоянной основе анализ состояния производственного травматизма в организациях и на предприятиях показывает, что травматизм является одним из существенных факторов издержек производственных процессов и здоровья работающих, требующих должного и постоянного контроля со стороны профсоюзных организаций.

          Имеют место проблемы в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В ряде организаций их приобретение осуществляется по остаточному принципу в целях экономии, не всегда выдерживаются установленные типовые нормы обеспечения, имеет место низкое качество спецодежды, ботинок и рукавиц, отсутствие сертификатов их соответствия. Немало случаев, когда не производится своевременная замена средств индивидуальной защиты в случае их порчи до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работников, а также чистка и ремонт. Это вызывает недовольство работников, негативно влияет на безопасность труда, ведет к травматизму.

 

         В связи с постоянно повышающимися требованиями к сфере охраны труда профсоюзным организациям необходимо уделять повышенное  внимание профилактике правонарушений в сфере охраны труда, считать одной из основных задач защиту прав работников на здоровые и безопасные условия труда.

 

 Делегаты  съезда считают приоритетным создание безопасных условий труда в организациях, в связи с чем необходимо:

 

способствовать созданию на предприятиях эффективной системы управления охраной труда с учетом современных стандартов ее безопасности, широко использовать институт уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда, комитеты (комиссии) по охране труда как элемент системы управления охраной труда;

 

продолжить постоянный мониторинг проведения специальной оценки условий труда, реализации методики спецоценки и совершенствованию нормативной базы по проведению специальной оценки, чтобы не допускать искусственного снижения классов вредности, установленных гарантий и льгот без фактического улучшения условий труда; вносить предложения по совершенствованию нормативной базы в сфере условий и охраны труда;

 

осуществлять проработку и включение в коллективные договоры и соглашения по охране труда конкретных мер, направленных на снижение числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, предупреждение (профилактическая направленность) производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечения работников современными средствами индивидуальной защиты и гигиены труда;

 

  обеспечить надлежащий общественный контроль за выполнением обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;

 

  уделять должное внимание соблюдению законодательства при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, занятыми на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, с целью определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы;

 

  повысить в целях безопасности полетов требовательность к работодателям за эксплуатацию аэропортов, гражданских аэродромов и их оборудования на основе установленных для этих объектов государственных нормативов и технических требований, а также их соответствия установленным нормам; 

  

постоянно повышать квалификацию профсоюзных представителей в составе комиссий по охране труда, а также качества обучения уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда на базе современных информационных технологий для совершенствования профсоюзного контроля за выполнением мероприятий в вопросах охраны и условий труда.

 

7 сентября 2021 года