06.12.2022
2.jpg

Резолюция

 VI съезда ОПАР

«О совершенствовании деятельности

 системы авиационного образования»

 

           Сложившаяся к настоящему времени система подготовки авиационных специалистов в учебных заведениях, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, годами подтверждает свою эффективность.

           Наличие серьёзного кадрового потенциала, собственной авиационно-технической базы с парком воздушных судов, аэродинамическим комплексом, современными тренажерами (в том числе Airbus A 320/330, Boing 737), действующими образцами авиационного и радиоэлектронного оборудования, а также современной компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием, соответствие реализуемых образовательных программ современным международным стандартам, что подтверждает признание их Международной организацией гражданской авиации (ICAO), позволяет осуществлять подготовку специалистов высшей категории в области технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей,  летной эксплуатации воздушных судов, аэронавигации, авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, бортового и наземного радиооборудования.

            Действующая система высшего и среднего профессионального образования гражданской авиации в реальных условиях стабильна, качественно работает и постоянно развивается. В частности, даже в сегодняшний сложный период распространения коронавирусной инфекции, работа на протяжении которого во многом усложнилась, учебные заведения гражданской авиации успешно справились с задачей: они своевременно перешли на удаленный режим работы, организовав в это время дистанционное обучение студентов и курсантов, выпуск и прием в онлайн-режиме.

            Поэтому VI съезд Общероссийского профсоюза авиационных работников выступает категорически против реорганизации существующей системы подготовки квалифицированных кадров для гражданской авиации, попыток реформирования некоторых учебных заведений, подведомственных Росавиации, в частности ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» - ведущего специализированного ВУЗа, осуществляющего подготовку  инженеров и технических специалистов в области эксплуатации авиационной техники, управления воздушным движением, логистики воздушных перевозок, путем присоединения к учебным заведениям других транспортных отраслей.

            Спецификой системы подготовки авиационных специалистов является значительная доля практического обучения и необходимость наличия материально-технической базы, сопоставимой с базой авиапредприятий. В целом уровень оснащенности учебных кабинетов, лабораторий, мастерских в отраслевых учебных заведениях достаточен для обеспечения подготовки специалистов нужного качества, но авиакомпании развиваются и модернизируются, вслед за ними должны модернизироваться и учебные заведения.

           Решение данной проблемы требует активного участия авиационных предприятий, которые могли бы проводить более активную работу по передаче, на пример, выведенных из эксплуатации воздушных судов и прочей авиационной техники учебным заведениям. Однако авиакомпании в большинстве случаев не являются собственниками эксплуатируемых ими воздушных судов. Даже при желании они не имеют возможности передать учебным заведениям самолеты, срок эксплуатации которых истек, так как те являются собственностью лизинговых компаний.

            Съезд считает, что вопрос развития материальной базы авиационного образования с учетом, кроме сказанного, его высокой фондоёмкости и, как следствие, необходимости значительных финансовых затрат должен решаться государством.

            По мнению съезда, на данном этапе развития авиационной образовательной системы нужна разработка государственной политики также в области полноценной гармонизации российского авиационного образования с требованиями ICAO, последовательная интеграция стандартов Международной организации гражданской авиации в российское законодательство и, как следствие, в систему авиационного образования.

            Делегаты съезда обращают внимание на необходимость укрепления кадрового потенциала учебных заведений гражданской авиации, привлечения на преподавательскую работу молодых, перспективных выпускников авиационных ВУЗов. Отсутствие притока молодых преподавателей привело к тому, что на большинстве ведущих кафедр авиационных ВУЗов и отделений филиалов СПО средний возраст преподавателей превышает 60 лет. Эта проблема напрямую связана с низким уровнем оплаты труда молодых специалистов, а главное - отсутствие жилья.

            Делегаты и участники съезда Общероссийского профсоюза авиационных работников настоятельно рекомендуют:

1. Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству воздушного транспорта принять необходимые меры по сохранению и развитию существующей системы подготовки кадров гражданской авиации, исключив возможность объединения учебных заведений гражданской авиации с учебными заведениями других транспортных отраслей, сохранив тем самым отраслевое (авиационное) профессиональное образование, при котором каждое из высших учебных заведений, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, представляет собой вертикально-интегрированный образовательный комплекс, с входящими в него в качестве филиалов средними учебными заведениями.

2. Министерству транспорта, Федеральному агентству воздушного транспорта организовать работу по разработке целевой программы укрепления материально-технической базы учебных заведений, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта, оснащению их современными образцами авиационной техники, включая макеты воздушных судов отечественного и иностранного производства, авиационных тренажеров, систем наземного аэрообеспечения полетов беспилотных летательных аппаратов.

3. Федеральному агентству воздушного транспорта  разработать комплекс мероприятий по внедрению стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO) в систему авиационного образования Российской Федерации.

4. Территориальным организациям Общероссийского профсоюза авиационных работников, первичным профсоюзным организациям учебных заведений осуществлять действенный контроль за выполнением целевых показателей повышения оплаты труда педагогических работников в соответствии с требованиями указов Президента Российской Федерации. Обратить внимание на необходимость сокращения разницы в оплате труда преподавателей и вспомогательного персонала, повышения оплаты труда молодых преподавателей, решение их жилищной проблемы.

 

7 сентября 2021 года