20.04.2024
7.jpg

ДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ.

1. Реструктуризация организаций гражданской авиации России.

Реструктуризация гражданской авиации России началась с 1992 года вместе с приватизацией.
Под «реструктуризацией», как правило, понимают структурную перестройку в целях эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия, заключающуюся в развитии бизнеса на основе разделения, соединения, ликвидации действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий и приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций. Реструктуризация также означает проведение структурных преобразований в той или иной отрасли, подвергшейся влиянию кризиса.
Кроме того, термин реструктуризация иногда используется для обозначения мер, направленных на более эффективное использование активов или ресурсов в широком смысле (фактически термин «реструктуризация» является синонимом реформирования, структурных преобразований).
Среди официальных документов в сфере воздушного транспорта, в которых применяется термин «реструктуризация», следует назвать следующие:
 Концепция реструктуризации и реформирования гражданской авиации России (утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 № 642);
 Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 № 144);
 Концепция развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации (Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации от 07.12.00 Протокол № 41, пункт 1);
Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года (Утверждены Президентом Российской Федерации В.Путиным 03.03.01 № ПР-241);
 Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848).
Согласно Основам политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года совершенствование структуры авиации, реструктуризация предприятий авиационной промышленности и объектов авиационной инфраструктуры Российской Федерации в соответствии со стоящими перед ними задачами, а также потребностями и экономическими возможностями государства,  реструктуризация авиаремонтной сети страны, обеспечение рациональной загрузки производственных мощностей серийных заводов и специализированных авиаремонтных предприятий является приоритетным направлением авиационной деятельности.
Как указано в  Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации главная цель государственного регулирования гражданской авиации - сохранение экономической и технологической безопасности страны - состоит в выводе из кризисного состояния и обеспечения устойчивого функционирования системы воздушного транспорта России путем содействия коренной реструктуризации всех ее основных составляющих и создания объективных предпосылок для дальнейшего развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) экономически обоснованное укрупнение авиационных компаний и предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением;
2) обеспечение необходимого уровня государственного регулирования в рамках каждого элемента системы гражданской авиации;
3) создание необходимых условий для привлечения инвестиций в интересах обновления материально-технической базы отрасли;
4) содействие переходу на эксплуатацию новой, экономически эффективной и высоконадежной авиационной техники преимущественно российского производства;
5) содействие внедрению качественно новых отечественных систем продажи и бронирования авиационных перевозок и сопутствующих услуг, а также совершенствование системы взаиморасчетов за проданные авиационные перевозки и оказанные услуги, включая аэронавигационное обслуживание;
 6) завершение приватизации и акционирования объединенных авиационных предприятий при условии разделения авиакомпаний и аэропортов на независимые хозяйствующие субъекты.
   В целях повышения эффективности гражданской авиации государство намерено, используя экономические и административные меры, создать условия для осуществления всего объема международных и межрегиональных авиационных перевозок при помощи оптимального с экономической точки зрения количества авиационных компаний, имея в виду реструктуризацию всей системы авиационных перевозок. Для этих целей необходимо:
 1) осуществлять экономически оправданную реорганизацию (слияние, присоединение, ликвидацию) авиационных компаний, находящихся в государственной собственности, и авиационных компаний, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности, с учетом требований антимонопольного законодательства;
2) содействовать слиянию (присоединению) исключительно на добровольной основе авиационных компаний, не находящихся в государственной собственности либо не имеющих контрольного пакета акций в государственной собственности, с учетом требований антимонопольного законодательства и с учетом предотвращения доминирующего положения той или иной авиационной компании на рынке авиационных перевозок или ограничения конкуренции;
3) стимулировать повышение эффективности авиационных компаний, используя механизмы сертификации авиационных компаний, лицензирования авиационных услуг, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации процедуры банкротства в отношении несостоятельных авиационных компаний вплоть до их ликвидации.
Учитывая экономические и географические особенности России, система пассажирских авиационных перевозок должна быть построена по иерархическому принципу и состоять из авиационных перевозчиков (авиационных компаний) трех уровней - федерального, регионального и местного. Так, к федеральному уровню относятся авиационные перевозчики, выполняющие весь объем регулярных перевозок на международных воздушных линиях в страны дальнего зарубежья, основную (не менее 70 процентов) часть регулярных перевозок в страны СНГ, определенную долю внутренних межрегиональных перевозок, а также значительную часть международных и внутренних чартерных рейсов. К региональному уровню относятся авиационные перевозчики, выполняющие основной объем межрегиональных регулярных перевозок, не более 30 процентов регулярных перевозок в страны СНГ, а также часть международных и внутренних чартерных рейсов. К местному уровню относятся: авиационные перевозчики, выполняющие весь объем внутрирегиональных перевозок и часть межрегиональных перевозок для местных авиалиний.
Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные реструктуризация и модернизация объектов ее наземной производственной базы, развитие и оснащение этой базы современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами. Поэтому, применительно к аэропортам, находящимся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, государственное регулирование осуществляется по следующим направлениям:
1) завершение процесса разделения авиационных предприятий на аэропорты и авиационные компании, что позволит создать условия для формирования конкурентной среды на рынке авиационных перевозок;
2) выделение в сфере услуг, оказываемых аэропортами, сектора, относящегося к естественной монополии в силу технологического характера, нуждающегося в особом режиме функционирования и управления со стороны государства, а также сектора, где необходимо сформировать условия для развития конкуренции между производителями услуг;
3) повышение эффективности государственного регулирования сборов, тарифов и цен на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий;
4) завершение передачи федеральному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" объектов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, отнесенных к федеральной собственности и не подлежащих приватизации, и усиление государственного контроля за их использованием;
5) выделение в установленные сроки из состава авиационных предприятий служб управления воздушным движением и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи.
 Государственный контроль будет осуществляться за эксплуатацией объектов, находящихся в федеральной собственности, и за использованием полученных от эксплуатации таких объектов доходов. Необходимо ввести раздельный финансовый учет доходов от эксплуатации объектов, находящихся в федеральной собственности, и иных доходов аэропортов от профильной деятельности.
В существующих условиях основными формами государственной поддержки акционированных аэропортов, оказываемой в интересах повышения экономической эффективности системы воздушного транспорта, должны стать:
1) содействие в реализации проектов модернизации и реконструкции приоритетных, в том числе градообразующих, аэропортов, осуществляемых с привлечением заемных внебюджетных ресурсов;
2) создание предпосылок для увеличения в доходах аэропортов доли средств, поступающих от неавиационных видов деятельности;
3) финансирование за счет средств федерального бюджета приоритетных программ модернизации аэродромного комплекса, находящегося в государственной собственности;
4) передача на условиях конкурса частным инвесторам прав на строительство (модернизацию) и последующую коммерческую эксплуатацию в течение 10-15 лет экономически привлекательных капиталоемких объектов аэродромной инфраструктуры, разработка соответствующей нормативно-законодательной базы применения механизма концессии;
5) содействие укреплению финансового положения аэропортов путем передачи ранее закрепленных за ними объектов социальной сферы в ведение местных органов власти.
В результате реализации комплекса мер по регулированию деятельности авиационных предприятий предполагается функционирование на российском рынке авиационных перевозок оптимального (по отношению к платежеспособному спросу) количества авиационных компаний федерального и регионального уровня, а также авиационных компаний, обслуживающих перевозки местного значения. При этом признается, что реструктуризация системы авиационных перевозок в соответствии с предложенной схемой является необходимой, но недостаточной предпосылкой для вывода российских авиационных компаний из кризиса. Государство, понимая свою социальную ответственность, намерено создавать условия для наиболее эффективной работы отечественных авиационных компаний, выполняющих функции перевозчиков федерального и регионального уровня, а также обслуживающих местные авиалинии. Принимая во внимание крайнюю ограниченность бюджетных ресурсов для прямых инвестиций в систему гражданской авиации - по крайней мере на среднесрочную перспективу - основными направлениями государственной поддержки авиационных компаний будут:
1) обеспечение функционирования заведомо убыточных авиационных компаний, выполняющих авиационные перевозки в районах Крайнего Севера;
2) применение необходимых мер государственного регулирования в отношении организаций, обеспечивающих деятельность авиационных перевозчиков, способствование развитию, где это возможно, конкуренции между объектами авиационной наземной инфраструктуры гражданской авиации;
3) реализация протекционной политики, обеспечивающей поддержку авиационных компаний с учетом принятых Российской Федерацией международных обязательств;
4) создание условий для расширения услуг российских авиационных перевозчиков на зарубежных рынках.
Перечисленные меры государственного регулирования и поддержки должны носить селективный характер и применяться с учетом разрабатываемого уполномоченными федеральными органами исполнительной власти рейтинг-листа российских авиационных компаний, составленного по критериям эффективности их деятельности (по видам воздушных перевозок), уровню безопасности полетов и т.д.
В процессе реструктуризации предприятий неизбежна ликвидация значительной части неэффективных рабочих мест, изменение структуры занятых на производстве, что вызывает высвобождение определенной, часто значительной, части работников и необходимость принятия работодателем, профсоюзными организациями и органами занятости  действенных и оперативных мер по содействию занятости.
Решить возникающие проблемы возможно в условиях социально
ответственного реструктурирования предприятий, которое предполагает учет интересов всех участников этого процесса (работников и работодателей), достижение баланса экономических и социальных целей.
В соответствии с  Генеральным соглашением на 2005-2007 годы (п.3.2), которым предусмотрено, во-первых, обеспечить бюджетное финансирование реализации мероприятий по проведению активной политики занятости населения в Российской Федерации, уделив особое внимание реструктурируемым отраслям экономики и регионам с напряженной ситуацией на рынке труда, а, во-вторых, осуществлять разработку и реализацию работодателями социальных планов в организациях реструктурируемых отраслей экономики с участием службы занятости, Роструд разработал проект Методики социально-ответственного реструктурирования предприятий (см. сайт ФНПР, раздел «Социально-трудовые отношения», письмо ФНПР от 18.04.2006 № 108/1005) , который предполагается рассмотреть в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.
При реструктуризации предприятия часто происходит выделение непрофильных служб (сервисных, ремонтных и т.д.) в самостоятельные юридические лица, которые теряют юридическую связь с бывшим  предприятием.
Появление нового "хозяина" сопровождается значительным высвобождение работников, а также сложностями, возникающими у профсоюзной организации некогда единого предприятия, что требует её адекватной реакции.

2. Действия профсоюзной организации в условиях реструктуризации.

В условиях реструктуризации профсоюзным комитетам рекомендуется осуществлять  следующие мероприятия:


1. Вносить в коллективные договоры обязательства сторон
по защите работников в связи с    реструктуризацией организаций (трудоустройство и переобучение работников, погашение долгов по заработной плате и членским взносам, приостановка найма новых работников на вакантные должности, временный перевод на режим неполного рабочего времени и т.д.).
Например, для реализации мер социальной защиты работников при реструктуризации организации в коллективный договор можно включить следующие пункты:
- о добровольном досрочном выходе работника на пенсию с выплатой ежемесячного пособия в размере 2-х кратной минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда, действующей в организации, но не более 75% среднемесячного заработка, до наступления пенсионного возраста либо момента трудоустройства;
- об увольнении в порядке перевода работников в созданную в результате реорганизации новую организацию;
- о выплате при расторжении трудового договора по соглашению сторон  компенсационных выплат;
- о содействии работодателя в  трудоустройстве     уволенных     работников организации  на работу в иные организации (филиалы, представительства и т.д.), в том числе в других субъектах Российской Федерации, в том числе вахтовым методом.
        Для уменьшения неблагоприятных  последствий, наступающих в результате банкротства организации, рекомендуется включать в коллективный договор обязательство работодателя уведомить профком о факте подачи в арбитражный суд заявления о признании организации банкротом.
При проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора необходимо включать вопросы условий реструктуризации и реорганизации организации в коллективные договоры как вопросы, относящиеся к совместному ведению представителей работников и работодателя.
В частности, следует включить в коллективный договор обязательство работодателя или его правопреемника предварительно, не менее чем за два месяца, информировать выборный профсоюзный орган организации о предполагаемой реорганизации или реструктуризации (в т. ч. связанных с изменением организационных или технологических условий труда), проводить с названным органом консультации по данному вопросу и принимать окончательное решение с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.
Право профсоюзной организации требовать включения вопросов реструктуризации и реорганизации в текст коллективного договора основано на положениях Трудового кодекса РФ (ст.32, 73, 82, 372, 373) и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 года № 10-ФЗ (статьи 11, 12,13,15-17,19,22,23). Отказ работодателя включить указанное обязательство в текст коллективного договора должен быть обоснованным.


2. Осуществлять контроль  за соблюдением прав  работников.
Для этого рекомендуется создавать соответствующие двусторонние комиссии. Руководитель организации должен обеспечивать условия работы комиссии на основе требований, установленных коллективным договором или иным локальным нормативным актом (например, положением о соответствующей комиссии). При отсутствии комиссии контроль осуществляет соответствующий профсоюзный орган.
Контрольные полномочия профсоюзу предоставлены: Федеральными законами «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ (статьи 20,21); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 года № 10-ФЗ (статьи 11,13,14-17,19,22,23); «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 года № 165-ФЗ (статьи 4,10,часть 2 пункт 1 статьи 11, пункт 6 статьи 13, пункт 2 статьи 14); Трудовым кодексом Российской Федерации (ст.24, 35, 41, 52, 53,73,75).
На основании этих полномочий профсоюзные организации через свои выборные органы имеют право:
- требовать создания на паритетной основе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- требовать участия своих представителей в органах управления организацией при рассмотрении своих предложений (ст. 53 ТК РФ);
- требовать включения своих представителей в коллегиальные органы управления организацией (ст.16 Закона о профсоюзах, ст.53 ТК РФ);
- запрашивать у работодателя сведения о работе организации (ст. 52, 53 ТК РФ);
- получать сведения о планах и ходе реорганизации, реструктуризации  организации, о ее финансовом положении. В случае получения от работодателя неполной информации или (и) вызывающей сомнения, а так же в случае неразрешенных разногласий профкомам необходимо обратиться в КТС, прокуратуру и проинформировать свой вышестоящий профсоюзный орган, либо обратиться в орган по труду местного органа власти и проинформировать свой вышестоящий профсоюзный орган, либо представлять интересы профсоюзной организации или работника непосредственно в суде.
Профкомам рекомендуется также назначать уполномоченных лиц, которые поддерживают постоянную связь с кадровыми и другими службами, отвечающими за эффективную работу организации.


3. Определить    структуру     первичных     профсоюзных     организаций, для чего провести  собрания (конференции).
Следует иметь ввиду, что смена   собственника   имущества   организации,   изменение подведомственности организации, реорганизация и реструктуризация организации не имеют правовых последствий для профсоюзной организации. Это следует из смысла статей 75, 377 Трудового кодекса РФ.
При реорганизации организации выборному профсоюзному органу необходимо провести профсоюзные собрания во вновь образованных хозяйственных структурах. В решениях собраний необходимо указать, какие полномочия передаются существующему выборному профсоюзному органу, какие остаются у вновь созданного профсоюзного органа; определить структуру новой профорганизации, её статус.
Порядок созыва и полномочия собрания определяются Уставом ОПАР. Согласно Уставу ОПАР (п. 5.8.) реорганизация или прекращение деятельности первичной профсоюзной организации  осуществляется по единогласному  решению её членов   и  решению вышестоящих   органов  профсоюза,    а  ликвидация  первичной  профсоюзной  организации  как  юридического  лица  -  в  соответствии с  Федеральным  Законом. О  принятом  решении  сообщается  в  соответствующие  вышестоящие  органы  профсоюза  и  соответствующие  государственные  органы  в  течение  7  дней  со  дня  принятия  решения. Решение о реорганизации, прекращении деятельности первичной организации принимается профсоюзным собранием (конференцией); решение считается принятым, если за него проголосовали единогласно участники собрания (делегаты конференции) при наличии кворума (п. 8.1. Общего положения о первичной профсоюзной организации ОПАР).
Профкому рекомендуется принять решение «Об изменении структуры первичной профсоюзной организации в связи с реструктуризацией и (или) реорганизацией предприятия», о передаче дополнительных полномочий цеховым  комитетам вновь созданных организаций.  В новых организациях необходимо провести собрания (конференции) членов профсоюза и принять решения о создании цеховых профорганизаций, о выборах цехового комитета, председателя цеховой организации. По завершению собраний, выборному профсоюзному органу необходимо созвать конференцию первичной профсоюзной организации, на которой принять решение «О внесении изменений и дополнений в Положение о первичной профсоюзной организации». В Положении о первичной профсоюзной организации должно быть указано, на каких предприятиях действует первичная профсоюзная организация. Также может быть принято решение о переименовании первичной профсоюзной организации с последующей государственной регистрацией изменений сведений о юридическом лице, для чего в регистрирующий орган подается Заявление по Форме № Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 16.10.2003 № 630, от 26.02. 2004 № 110).
Обратите внимание, что в названии первичной профсоюзной организации целесообразно опустить наименование хозяйствующего субъекта (организации) и его организационно-правовой формы (ОАО, ЗАО и т.д.).  Например, при реорганизации ОАО «Питер» сопровождающейся выделением 5 самостоятельных организаций, в которых трудоустроились члены профсоюза авиаработников, бывшие работники  ОАО «Питер», профсоюзной конференции можно принять решение о сохранении одной первичной профсоюзной организации и о переименовании первичной профсоюзной организации ОАО «Питер», в первичную профсоюзную организацию «Питерские авиаработники». Только при отсутствии указания в названии первичной профсоюзной организации наименования предприятия, на котором она существует, смена организационно-правовой формы, подведомственности этого предприятия, не повлечет за собой изменения названия первичной профсоюзной организации, поскольку собственное имя первичной организации не зависит от наименования предприятия, на котором она существует.
При отсутствии согласия о сохранении одной первичной профсоюзной организации при реорганизации предприятия, первичная профсоюзная организация реорганизуется в форме выделения, то есть создается новая первичная профсоюзная организация и продолжает свою деятельность прежняя первичная профорганизация.
В этом случае общее собрание (конференция) прежней первичной профсоюзной организации решает вопросы:
- о реорганизации профсоюзной организации в форме выделения;
- о порядке и условиях осуществления выделения;
  - об утверждении разделительного баланса.
Профсоюзная организация направляет уведомление о своей реорганизации в вышестоящий профсоюзный орган.
Общее собрание (конференция) каждой вновь создаваемой первичной профсоюзной организации принимает решение:
- о создании первичной профсоюзной организации и утверждении  Положения о первичной профсоюзной организации в соответствии с Уставом профсоюза и  Общим Положением о первичной профсоюзной организации ОПАР, утвержденным на первом съезде ОПАР 29.10.1996  профсоюза;
- о статусе организации, т.е. будет ли первичная профсоюзная организация проходить государственную регистрацию и действовать в качестве юридического лица;
- о вхождении в территориальную организацию профсоюза;
- об избрании председателя первичной профсоюзной организации, профсоюзного комитета (совета) и контрольно-ревизионной комиссии.
Территориальный комитет (совет) или ЦК ОПАР (при отсутствии в регионе теркома) принимает решение о постановке на учет вновь созданной первичной профсоюзной организации.
Первичная профсоюзная организация, из которой выделились новые первичные профорганизации, продолжает функционировать.


4. Обновить заявления членов профсоюзов на удержание средств из заработной платы для уплаты членских профсоюзных взносов.
Профсоюзный комитет проверяет и уточняет список заявлений членов профсоюза на удержание профсоюзных взносов в безналичном порядке, который отражается в передаточном акте или разделительном балансе. Как представитель членов профсоюза (ст.29 ТК РФ) и как реальный (потенциальный) кредитор (ст. 60 ГК РФ) профсоюзный комитет имеет право проверить содержание передаточного акта или разделительного баланса. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст.59 ГК РФ), а также в отношении имущества, помещений, средств связи и др.
Передаточный акт, разделительный баланс – документы, устанавливающие объем гражданских прав и обязанностей, переходящих в порядке правопреемства. По форме и содержанию они должны соответствовать требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.) и Приказу Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 г. № 49. Передаточный акт составляется при слиянии, присоединении, преобразовании, а разделительный баланс при разделении, выделении (ст. 58 Гражданского кодекса РФ).


5. Зарегистрировать    первичные    профсоюзные    организации,    если   им необходимо иметь юридическое лицо.


6. Инициировать    начало    переговоров    по принятию коллективных договоров.
В соответствии со ст. 43 Трудового кодекса РФ заключенный ранее на предприятии коллективный договор сохраняет свое действие на весь период реорганизации, а при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
При сохранении прежней первичной профсоюзной организации профком вправе вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры от имени работников с работодателями всех вновь образованных предприятий (ст. 29, 40 Трудового кодекса РФ). В ходе переговоров профком решает вопрос о сохранении льгот и гарантий для работников, предусмотренных прежним коллективным договором.
В коллективных договорах фиксируются положения не только по социально-трудовым вопросам, но и обязательства работодателей по выделению средств на содержание объектов социальной сферы, организацию культурно-массовой и оздоровительно-спортивной работы, закрепляются права работников на пользование услугами профилакториев, баз отдыха и т.д. независимо от того, на балансе какого предприятия они находятся.
Членские профсоюзные взносы, финансовые отчисления работодателей аккумулируются на счете первичной профсоюзной организации и расходуются в соответствии со сметой первичной профсоюзной организации, что не исключает возможности выделения определенных финансовых средств цеховым комитетам. Исходя из финансовых возможностей, профсоюзный комитет утверждает штаты освобожденных профработников, в том числе и по цеховым профорганизациям. Профсоюзный комитет представляет цеховые профсоюзные организации, действующие на вновь созданных предприятиях, в суде, в органах исполнительной и представительной власти, в органах местного самоуправления.