20.04.2024
7.jpg
О правовой работе в общероссийском профсоюзе авиационных работников

 

В декабре 2002 года в соответствии с Трудовым кодексом РФ и решением Генсовета ФНПР в Общероссийском профсоюзе авиационных работников было принято постановление о возрождении Профсоюзной правовой инспекции труда, целями деятельности которой является осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обеспечение защиты социально-трудовых прав трудящихся.

В отчетный период профсоюзные правовые инспекторы появились  в штате Центрального Комитета, Западно-Сибирском, Магаданском, Уральском территориальных комитетах профсоюза. Секретарь по правовым вопросам и 24 инспектора на общественных началах избраны в теркоме авиаработников Юга России. Указанный опыт был учтен в 2005 году в процессе совершенствования системы правовых инспекций ОПАР - теперь они могут быть созданы и в первичных профсоюзных организациях,- поскольку главная проблема профсоюзной юридической деятельности - нехватка квалифицированных кадров - остается не решенной.

Ряд председателей теркомов, в связи с отсутствием финансовых возможностей для содержания в штате юриста, фактически совмещают свою деятельность с деятельностью правового инспектора, а также активно сотрудничают с юристами территориальных объединений организаций профсоюзов.

Именно поэтому основная работа по защите социально-трудовых прав работников за отчетный период, как и в предшествующие годы, проводится на уровне профкомов первичных профсоюзных организаций, где заключаются коллективные договоры, раскрывающие "общие принципы регулирования социально-трудовых отношений", закрепленные в соглашениях. На более высокий уровень выносятся в основном вопросы, требующие внесения изменений в нормативные акты Минтранса РФ, Росавиации, Росгидромета, федеральные законы. Юридическая служба ОПАР, территориальные организации ОПАР принимали участие в подготовке предложений в проекты ряда законодательных актов, ведомственных нормативных актов: Трудового кодекса РФ, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушного судна гражданской авиации РФ, Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха работников инженерно-технического персонала гражданской авиации, разработке и заключении отраслевых территориальных тарифных соглашений (Уральская ТО), нормативных актов субъектов РФ. Представители теркома Республики Коми участвовали в подготовке предложений в проект новой редакции Федерального Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", проект Закона Республики Коми "О минимальной заработной плате".

Продолжается доработка Перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 17.12.2002 № 901 с Общероссийским профсоюзом авиационных работников были согласованы перечни минимума необходимых работ (услуг), выполняемых организациями в период проведения забастовок в гражданской авиации и гидрометслужбе.

Председатели территориальных организаций ОПАР принимали участие в работе  региональных трехсторонних комиссий и законодательных органов субъектов РФ. Так, Председатель Якутского республиканского комитета профсоюза регулярно выступает по вопросам кадровой политики на слушаниях в республиканском парламенте, на Коллегиях Минтранса Республики, принимал участие, в числе других членов Президиума в разработке "Государственной целевой программы развития ВТ РС (Якутия) на 2002-2004 годы", а член ЦК М.Ф. Банчик участвовал в разработке программы реформирования аэропортового комплекса республики. В результате проведенной представителями Красноярской территориальной организации ОПАР работы с депутатами Законодательного Собрания края по вопросу финансирования северного завоза на ТДС Красноярского ЦГМС, из краевого бюджета было выделено 7 млн. рублей. Красноярский терком и профком Диксонского ЦГМС проводили переговоры с руководством Северного УГМС, депутатами и администрацией о. Диксон и округа, обосновывая недопустимость снижения размеров районных коэффициентов. Был сохранен дополнительный ФОТ в размере 160 тысяч рублей для выплаты районных коэффициентов.

       В ряде территориальных организаций активно ведется работа в комиссиях по трудовым спорам, судебных органах. Так, в судах Республики Коми и Красноярского края по искам активистов профсоюза авиаработников принимались положительные решения в пользу работников (в основном в связи с задержкой выплаты заработной платы и приостановкой работы по 142 ст. ТК РФ, незаконным уменьшением страхового стажа и трудовой пенсии из-за задержки перечисления работодателем взносов в Пенсионный фонд РФ, досрочным назначением пенсии, тождественности наименований профессий и т.д.) Представители профсоюзных органов участвовали в судебных разбирательствах, осуществляли помощь в составлении исковых заявлений в суд, когда претензионный порядок урегулирования проблемы был исчерпан. В частности, по иску работника Ухтинской поисково-спасательной базы к местному отделению Пенсионного фонда, поддержанному профсоюзной организацией, об отказе в назначении пенсии, принимались положительные судебные решения по вопросу об идентичности условий работы парашютистов-инструкторов и инструкторов-парашютистов.

Осуществлялись проверки соблюдения законодательства о труде в организациях, где работают члены профсоюза. Так, проверка Второго Свердловского авиапредприятия была связана с задержкой выплаты надбавок в связи с введением новой расчетной программы. После доработки программы надбавки выплачивались в порядке очередности, установленной на предприятии.  По результатам проверок проводились совещания с активом.

В 2005г. совместно с главным государственным инспектором труда Самарской области проведена проверка в ОАО «Международный аэропорт «Казань». По итогам проверки подвергнут административному наказанию в виде штрафа по ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ за несвоевременную выплату заработной платы финансовый директор Алексеева О.В. В ОАО «Международный аэропорт «Казань» было выдано предписание от 12.05.2005 № 21 с требованием производить перечисление на счета профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в сроки, установленные требованиями коллективного договора ОАО «Международный аэропорт «Казань». Руководитель организации – генеральный директор ОАО «МАК» П.В. Трубаев предупрежден о возможном привлечении к административной ответственности по ст. 5.31. КоАП РФ за невыполнение обязательств по коллективному договору.

Есть однако и негативные примеры взаимодействия с государственной инспекцией труда, когда констатируется факт нарушения, а меры не принимаются (Западно-Сибирская ТО) или государственный инспектор отказывается от поездки к месту правонарушения (Восточно-Сибирская ТО).

Неустойчивое экономическое положение отдельных предприятий гражданской авиации, недофинансирование организаций гидрометеорологической службы из федерального бюджета (трансферты), нецелевое использование бюджетных средств, отсутствие у предприятий собственных средств непосредственно влияют на своевременную выплату заработной платы, улучшение условий труда, обеспечение занятости, пенсионное страхование. Высокая заработная плата может быть лишь на стабильном, финансово устойчивом предприятии, поэтому особое внимание профсоюзных организаций направлялось на реализацию  права на участие профсоюза в приватизации государственного и муниципального имущества, особенно объектов социального назначения, а также на представительство интересов работника, обладающего правом на участие в управлении предприятием. Например, в 2003 году администрацией Международного аэропорта "Уфа" были предприняты попытки передачи наиболее доходных участков (касс, служб ГСМ, цеха бортового питания) в создаваемые частные предприятия. Профком аэропорта и Волжский терком поставили об этом в известность местные власти, Приволжское управление, ГСГА, Министерство имущественных отношений, прокуратуру. В результате проведенных компетентными государственными органами проверок был смещен Гендиректор аэропорта, проведена нелегкая работа по возврату утраченного имущества.

Низкая зарплата и высокая задолженность на ряде предприятий заставляла профсоюзы участвовать в преодолении этих негативных моментов. От эффективности такого вмешательства профсоюзных органов напрямую зависел их авторитет среди работников. Наибольший размер суммарной задолженности по заработной плате за истекший период отмечался в республиках Саха (Якутия), Коми, Красноярском крае. В целях ликвидации задолженности по зарплате в теркомах создавались совместно с территориальными управлениями гражданской авиации отраслевые комиссии, на которые вызывались руководители предприятий - должников. По инициативе профсоюза правоохранительные органы привлекали к юридической ответственности, как правило к административной (ФГУП "Комиавиатранс") руководителей, допускавших задержки. По требованию профсоюзных органов к дисциплинарной ответственности привлекались должностные лица. В частности, бухгалтер аэропорта Усинск Населенко В.Н., допускавшая служебные притеснения профсоюзных активистов и работников предприятия, была освобождена от занимаемой должности по ходатайству Коми Территориальной организации ОПАР.

На коллективных переговорах профсоюзные представители добивались закрепления  в коллективных договорах положений о материальной ответственности  работодателей за задержку выплаты заработной платы, изменения сроков и форм оплаты труда.

Теркомы регионов, где сохраняется высокая задолженность по заработной плате, постоянно занимаются решением этой проблемы. Например, по инициативе Якутского рескома профсоюза в 2003 году комиссией по ОТС увеличена заработная плата авиаработникам на 50 %. Благодаря активной позиции рескома и профкома авиакомпании "Вилюй" (председатель Н.К. Бекурин), профкома Нюрбинского филиала АК "Полярные авиалинии" (председатель Л.В. Толмачева), Президент В.А. Штыров обязал республиканское правительство выплатить 11 млн. рублей для полного погашения задолженности персоналу ликвидированной авиакомпании "Вилюй", решив таким образом одну из сложнейших социальных проблем.

Есть положительные сдвиги и в Красноярском крае – одном из лидеров по количеству предприятий-должников. Задолженность по заработной плате работникам Завода № 67 ГА с помощью профсоюза в основном погашена. Решение указанной проблемы в ликвидированной АК "Енисейский меридиан" встречало множество препятствий. Мы располагали данными о переводе денежных средств из ГУП АК «Енисейский меридиан» на счета его дочернего предприятия с целью уменьшения потенциальной конкурсной массы, из которой производится удовлетворение требований кредиторов. Из данных, предоставленных арбитражным управляющим ГУП АК «Енисейский меридиан», следовало, что сумма требований, предъявленных кредиторами только первой очереди почти полностью поглощает наличную конкурсную массу, что приводило к нарушению социально-трудовых прав большинства работников, учитывая, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными (ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Арбитражным управляющим принимались незаконные решения, успешно обжалуемые при посредничестве Красноярского теркома в арбитражный суд и Государственную инспекцию труда председателем профкома Чешуевой.

Ведется судебная деятельность и работа в КТС по решению проблем, связанных с незаконными увольнениями, в том числе без учета мнения профсоюзного органа, задержкой выплаты заработной платы, выплате сверхурочных. В частности, работникам реорганизованного  Красноярского МТУ ГА после вмешательства профсоюза, был выплачен оклад за два месяца в соответствии с Указом Президента РФ, а также изменены записи в трудовых книжках в соответствии с ФЗ "О государственной службе РФ".

Юридическая служба ОПАР оказывает методическую помощь территориальным организациям, направляя разъяснения по применению законодательства РФ, практики разрешения трудовых споров, регулярные обзоры новых правовых актов, затрагивающих права авиаработников и работников гидрометслужбы, консультируя профактив и членов профсоюза по правовым вопросам.

Значительная работа по подготовке методических материалов проводится в ряде теркомов, особо следует отметить Уральскую ТО профсоюза (Председатель – Тимофеев Л.Ф.), Волжскую ТО профсоюза (Председатель – Варисов А.А). В Уральской ТО профсоюза разработаны минимальные стандарты профсоюза (МСП) в помощь первичным профсоюзным организациям, включающие в себя наиболее принципиальные позиции, которые необходимо отразить в коллективных договорах и отстаивать в ходе переговоров с работодателями. Наибольшее отражение в коллективных договорах нашли МСП, включенные в раздел "Социальные гарантии", такие как уровень финансирования мероприятий по охране труда в расчете на одного работающего, выделение средств на оздоровление работников и членов их семей.

В профсоюзе ведется активная работа с обращениями граждан. Основная часть обращений в правовые инспекции и профкомы касалась соблюдения гарантий, установленных трудовым законодательством РФ при заключении, изменении и расторжении трудового договора, исчисления средней заработной платы, налогообложения, обеспечения работников в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты, оплате компенсаций. Например, по обращению работников труднодоступных станций Росгидромета профсоюзом приняты меры по выплате им компенсации в связи с неблагоприятными условиями труда.

Среди зарегистрированных нарушений прав профсоюзов типичны следующие: задержка перечислений профсоюзных взносов, отказ в принятии заявлений на удержание взносов, игнорирование  профсоюзного органа со ссылкой на отсутствие статуса юридического  лица, не предоставление документов на согласование (выражение мнения). К сожалению, в последнее время появилась опасная тенденция беспричинного вмешательства органов милиции в деятельность профсоюзных организаций, характеризующегося полным пренебрежением нормами Конвенций Международной организации труда и Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которые работники милиции не считают нужным учитывать в своей "правоохранительной" деятельности. Значительные усилия приходится затрачивать профсоюзным юристам не столько на защиту членов профсоюза, сколько на  защиту своих же активистов. Например, в марте 2005 года сотрудники милиции направили предписание о предоставлении финансовых документов  профсоюзной организации ОАО "Аэропорта Абакан" не в адрес профкома или его председателя, а почему-то  генеральному директору ОАО "Аэропорт Абакан", который не вправе контролировать деятельность, в том числе и финансовую, профсоюзной организации. По нашему запросу прокуратурой Красноярского края была проведена проверка законности действий сотрудников криминальной милиции, установившая, что представление было действительно направлено неуполномоченному лицу. Подобный случай произошел недавно и в профкоме Международного аэропорта г. Сочи.

В сентябре 2005 года в Центральный Комитет Общероссийского профсоюза авиаработников обратилась председатель первичной профсоюзной организации  наземных служб ФГУП "Пермские авиалинии", которую сотрудники Пермского ЛУВД на транспорте дважды пытались привлечь к административной ответственности в связи с её отказом представить в распоряжение органов милиции финансовые документы профсоюзной организации за 2004-2005 годы.  Решением мирового суда дело в отношении Н.А. Шумихиной было прекращено в связи с тем, что работники милиции не мотивировали свои действия, а в поведении Шумихиной состава правонарушения не обнаружено.

Экономический эффект правозащитной работы состоит в том, что в результате всех её форм члены профсоюза дополнительно получили более 24 млн. рублей (по данным за 2004-2005годы). Если учитывать увеличение заработной платы, её индексацию по инициативе профсоюзных органов, то указанная сумма возрастает по сведениям из территориальных организаций до 140 млн. рублей.