14.11.2024
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

 

Производственно-финансовое положение коллективов

гражданской авиации в 2001-2005 гг.

Деятельность гражданской авиации осуществлялась в условиях продолжающейся структурной перестройки экономики и государственного управления на транспорте. В результате, проведенного в 2004 году, очередного реформирования органов исполнительной власти на основе принятой новой концепции организации Правительства РФ, образовались три органа управления гражданской авиации: Министерство транспорта России, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство воздушного транспорта, а в 2005 году выделилась в самостоятельный орган Федеральная аэронавигационная служба России.

Деятельность этих структур была направлена на реализацию положений Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".

Основные производственные показатели работы гражданской авиации за 2001 – 2005 годы.


Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

1.

Пассажирооборот,

млрд. пасс. км

60,56

64,71

71,17

82,9

85,8

2.

Перевезено пассажиров, млн.чел.

25,07

26,52

29,45

33,8

35.1

3.

Перевезено грузов,

тыс. тонн

614,2

627,24

620.9

654,8

629,8

4.

Доходы ГА,

млрд. руб.

101,64

145,88

160,0

162,0

180,0

5.

Прибыль ГА,

млрд. руб.

8,34

9,52

10,0

11,1

2,2

6.

Средняя зарплата в ГА, руб.

6930

8430

10576

14917

18028

Значительная доля авиаперевозок по-прежнему приходится на крупнейшие авиакомпании. Доля авиакомпаний "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Сибирь", "Пулково" и "Красноярские авиалинии" составляет около 50 % объема перевозок пассажиров, а 30 авиакомпаний обеспечивают около 93 % перевозок пассажиров. При этом количество эксплуатантов, оперирующих на российском рынке, продолжает оставаться достаточно большим. В 2005 году работало 185 авиакомпаний, которые эксплуатировали около 2,5 тыс. воздушных судов (зарегистрировано в РФ 5,5 тыс. воздушных судов). По-прежнему остро стоит проблема с обновлением парка воздушных судов, поставкой отечественной техники. В 2005 году в российских авиакомпаниях эксплуатировалось более 100 воздушных судов иностранного производства, на которых выполнено 28,7% от общего объёма перевозок.

АВИАПРЕДПРИЯТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

выполняющие основной объем перевозок

Пассажирские перевозки (пасс. км)

1.

2.

3.

4.

"Аэрофлот – Российские авиалинии"

"Сибирь"

"Пулково" 50,0 %

"Красноярские авиаинии"



5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

"Домодедовские авиалинии"

"Трансаэро"

"Ютэйр"

"Уральские авиалинии" "Дальавиа"

"Континентальные авиалинии"

"Владивостокавиа"

"Энкор"

"ВАСО"

"Ист Лайн"

"Кавминводыавиа"

80,0 %


16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

ГТК "Россия"

"Когалымавиа"

"Якутия"

"Авиапредприятие "ГАЗПРОМАВИА"

"Аэрофлот-Дон"

"Самара"

"Алроса"

"Авиационные линии Кубани"

"Башкирские авиалинии"

"Оренбургские авиалинии"

"ВИМ-авиа"

"Атланд-Союз"

"ЯМАЛ"

"Карат"

"Пермские авиалинии"


92,5 %



Всего в 2005 году из аэропортов РФ было отправлено 31,0 млн. пассажиров, в том числе 19,5 млн. пассажиров во внутреннем сообщении и 11,5 млн. пассажиров в международном. Наибольший удельный вес по отправкам по-прежнему принадлежит аэропортам московского авиаузла, из которых было отправлено 14,8 млн. пассажиров, или 47,6% от общего количества.

Суммарная прибыль в 2005 году составила более 2.4 млрд. рублей. Однако с прибылью сработали всего 40-45 аэропортов. По-прежнему в самом сложном положении находятся аэропорты, расположенные в районах Крайнего Севера и местных воздушных линий. На частичное покрытие убытков за счет бюджетных субсидий в 2005 году было выделено 94,6 млн. рублей, в 2006 году запланировано 176,0 млн. рублей, что явно недостаточно.

В настоящее время только 59% аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием.

В 2005 году была завершена реконструкция 5 взлетно-посадочных полос (Калининград, Нальчик, Домодедово, Грозный, Нарьян-Мар).

Проведена замена систем светосигнального оборудования с огнями высокой интенсивности в 6 аэропортах (Домодедово, Якутск, Калининград, Архангельск, Нальчик, Казань).

Построены международные пассажирские терминалы в аэропортах Внуково и Кольцово (Екатеринбург), реконструирован аэровокзальный комплекс в аэропорту Томачево (Новосибирск).

В отчетном периоде продолжалось совершенствование организации воздушного движения с учетом создания объединенных укрупненных центров УВД. В 2005 году объемы аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства на трассах, по сравнению с 2004 годом, возросли на 3,6%, было обслужено свыше 821 тыс. полетов. Введено в действие 25 новых участков воздушных трасс, в т.ч. 17 международных, в результате чего общая протяженность международных трасс выросла на 14000 км.

В отчетном периоде ЦК профсоюза, его Исполнительный Комитет на своих заседаниях неоднократно рассматривал проблемы гражданской авиации, определяли действия профсоюзных организациях авиаработников в постоянно меняющихся условиях реформирования экономики и государственного управления на транспорте.

В рамках реализации Программы приоритетных направлений ОПАР на период 2001-2006 годы, принятой на II-м съезде профсоюза, продолжалась работа по развитию и совершенствованию социального партнерства. После трудных и продолжительных переговоров с МАРАП удалось заключить Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации на 2004 – 2006 годы, в котором достигнута договоренность по установлению минимального размера оплаты труда в организации гражданской авиации не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека в субъекте РФ, где расположена организация ГА; определена обязанность работодателя обеспечить повышение заработной платы по мере роста производительности труда, доходов и экономии затрат, а также ее индексацию в зависимости от роста цен (инфляции) в субъекте РФ с учетом уровня прожиточного минимума; введены особенности регулирования трудовых отношений работников летных профессий, инженерно-технического персонала, работников управления воздушным движением; предусмотрены другие гарантии, льготы и компенсации работникам авиапредприятий.

Вместе с тем, ОТС хоть и сыграло положительную роль в защите прав и интересов авиаработников, но еще не стало базовым документом, который бы в полном объеме регулировал социально-трудовые отношения в отрасли. Многие работодатели отказались присоединиться к Соглашению. В отрасли до настоящего времени нет полноценного партнера в лице объединения работодателей, которое отвечало бы требованиям федерального законодательства. МАРАП не считает необходимым приводить свой Устав в соответствии с ФЗ "Об объединениях работодателей".