Производственно-финансовое положение коллективов
гражданской авиации в 2001-2005 гг.
Деятельность гражданской авиации осуществлялась в условиях продолжающейся структурной перестройки экономики и государственного управления на транспорте. В результате, проведенного в 2004 году, очередного реформирования органов исполнительной власти на основе принятой новой концепции организации Правительства РФ, образовались три органа управления гражданской авиации: Министерство транспорта России, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство воздушного транспорта, а в 2005 году выделилась в самостоятельный орган Федеральная аэронавигационная служба России.
Деятельность этих структур была направлена на реализацию положений Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Основные производственные показатели работы гражданской авиации за 2001 – 2005 годы.
| Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
1. | Пассажирооборот, млрд. пасс. км | 60,56 | 64,71 | 71,17 | 82,9 | 85,8 |
2. | Перевезено пассажиров, млн.чел. | 25,07 | 26,52 | 29,45 | 33,8 | 35.1 |
3. | Перевезено грузов, тыс. тонн | 614,2 | 627,24 | 620.9 | 654,8 | 629,8 |
4. | Доходы ГА, млрд. руб. | 101,64 | 145,88 | 160,0 | 162,0 | 180,0 |
5. | Прибыль ГА, млрд. руб. | 8,34 | 9,52 | 10,0 | 11,1 | 2,2 |
6. | Средняя зарплата в ГА, руб. | 6930 | 8430 | 10576 | 14917 | 18028 |
Значительная доля авиаперевозок по-прежнему приходится на крупнейшие авиакомпании. Доля авиакомпаний "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Сибирь", "Пулково" и "Красноярские авиалинии" составляет около 50 % объема перевозок пассажиров, а 30 авиакомпаний обеспечивают около 93 % перевозок пассажиров. При этом количество эксплуатантов, оперирующих на российском рынке, продолжает оставаться достаточно большим. В 2005 году работало 185 авиакомпаний, которые эксплуатировали около 2,5 тыс. воздушных судов (зарегистрировано в РФ 5,5 тыс. воздушных судов). По-прежнему остро стоит проблема с обновлением парка воздушных судов, поставкой отечественной техники. В 2005 году в российских авиакомпаниях эксплуатировалось более 100 воздушных судов иностранного производства, на которых выполнено 28,7% от общего объёма перевозок.
АВИАПРЕДПРИЯТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
выполняющие основной объем перевозок
Пассажирские перевозки (пасс. км)
1. 2. 3. 4. | "Аэрофлот – Российские авиалинии" "Сибирь" "Пулково" 50,0 % "Красноярские авиаинии" |
|
|
5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | "Домодедовские авиалинии" "Трансаэро" "Ютэйр" "Уральские авиалинии" "Дальавиа" "Континентальные авиалинии" "Владивостокавиа" "Энкор" "ВАСО" "Ист Лайн" "Кавминводыавиа" |
80,0 %
|
|
16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | ГТК "Россия" "Когалымавиа" "Якутия" "Авиапредприятие "ГАЗПРОМАВИА" "Аэрофлот-Дон" "Самара" "Алроса" "Авиационные линии Кубани" "Башкирские авиалинии" "Оренбургские авиалинии" "ВИМ-авиа" "Атланд-Союз" "ЯМАЛ" "Карат" "Пермские авиалинии" |
| 92,5 % |
Всего в 2005 году из аэропортов РФ было отправлено 31,0 млн. пассажиров, в том числе 19,5 млн. пассажиров во внутреннем сообщении и 11,5 млн. пассажиров в международном. Наибольший удельный вес по отправкам по-прежнему принадлежит аэропортам московского авиаузла, из которых было отправлено 14,8 млн. пассажиров, или 47,6% от общего количества.
Суммарная прибыль в 2005 году составила более 2.4 млрд. рублей. Однако с прибылью сработали всего 40-45 аэропортов. По-прежнему в самом сложном положении находятся аэропорты, расположенные в районах Крайнего Севера и местных воздушных линий. На частичное покрытие убытков за счет бюджетных субсидий в 2005 году было выделено 94,6 млн. рублей, в 2006 году запланировано 176,0 млн. рублей, что явно недостаточно.
В настоящее время только 59% аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием.
В 2005 году была завершена реконструкция 5 взлетно-посадочных полос (Калининград, Нальчик, Домодедово, Грозный, Нарьян-Мар).
Проведена замена систем светосигнального оборудования с огнями высокой интенсивности в 6 аэропортах (Домодедово, Якутск, Калининград, Архангельск, Нальчик, Казань).
Построены международные пассажирские терминалы в аэропортах Внуково и Кольцово (Екатеринбург), реконструирован аэровокзальный комплекс в аэропорту Томачево (Новосибирск).
В отчетном периоде продолжалось совершенствование организации воздушного движения с учетом создания объединенных укрупненных центров УВД. В 2005 году объемы аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства на трассах, по сравнению с 2004 годом, возросли на 3,6%, было обслужено свыше 821 тыс. полетов. Введено в действие 25 новых участков воздушных трасс, в т.ч. 17 международных, в результате чего общая протяженность международных трасс выросла на 14000 км.
В отчетном периоде ЦК профсоюза, его Исполнительный Комитет на своих заседаниях неоднократно рассматривал проблемы гражданской авиации, определяли действия профсоюзных организациях авиаработников в постоянно меняющихся условиях реформирования экономики и государственного управления на транспорте.
В рамках реализации Программы приоритетных направлений ОПАР на период 2001-2006 годы, принятой на II-м съезде профсоюза, продолжалась работа по развитию и совершенствованию социального партнерства. После трудных и продолжительных переговоров с МАРАП удалось заключить Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации на 2004 – 2006 годы, в котором достигнута договоренность по установлению минимального размера оплаты труда в организации гражданской авиации не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека в субъекте РФ, где расположена организация ГА; определена обязанность работодателя обеспечить повышение заработной платы по мере роста производительности труда, доходов и экономии затрат, а также ее индексацию в зависимости от роста цен (инфляции) в субъекте РФ с учетом уровня прожиточного минимума; введены особенности регулирования трудовых отношений работников летных профессий, инженерно-технического персонала, работников управления воздушным движением; предусмотрены другие гарантии, льготы и компенсации работникам авиапредприятий.
Вместе с тем, ОТС хоть и сыграло положительную роль в защите прав и интересов авиаработников, но еще не стало базовым документом, который бы в полном объеме регулировал социально-трудовые отношения в отрасли. Многие работодатели отказались присоединиться к Соглашению. В отрасли до настоящего времени нет полноценного партнера в лице объединения работодателей, которое отвечало бы требованиям федерального законодательства. МАРАП не считает необходимым приводить свой Устав в соответствии с ФЗ "Об объединениях работодателей".