22.07.2017
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

Совет председателей профкомов служб бортпроводников ОПАР:

Краткие рекомендации для профорганизаций бортпроводников для улучшения условий труда и отдыха кабинных экипажей ВС.

Необходимость в данных рекомендациях появилась после обращений в ОПАР представителей профорганизаций бортпроводников из разных регионов РФ по ухудшению условий труда и отдыха кабинных экипажей В/С ГА РФ.

В настоящее время Руководства практически всех авиакомпаний ГА РФ принимают меры по увеличению налета часов и сокращению отдыха кабинных экипажей, для  юридически грамотного ответа со стороны профсоюзных организаций предназначены  эти рекомендации.

Сейчас Руководства всех авиакомпаний РФ  по условиям труда и отдыха кабинных экипажей опираются на Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. N 139 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации» (с изменениями от 16 июня 2008 г., 15 мая 2009 г., 17 сентября 2010 г.).

Рассмотрев данный приказ можно понять , что он прежде всего близок по своей сути к стороне Работодателей чем к профсоюзу. Тем не менее в нем есть статьи за счет которых профсоюз может сдерживать рвение Работодателей по ухудшению условий труда и отдыха кабинных экипажей В/С. А именно :

1.пункт 59. По согласованию с представителями работников в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха, указанных в приложении N 6 Положения, с соблюдением норм, установленных пунктами 56, 58 настоящего Положения.

Рассмотрим 2 варианта действий.

Вариант «А», если профорганизация уже согласовала с Руководством документ. Тогда основываясь на данный пункт Ваша профорганизация имеет право отозвать свое согласование с  формулировкой « в связи с  ухудшениями условий труда и отдыха кабинных экипажей» и с предложением Работодателю организовать постоянно действующую комиссию по улучшению условий труда и  отдыха кабинных экипажей на паритетной основе с обеих сторон ( от Работодателя и Профсоюза).Хорошо если вы сможете закрепить это еще и статьёй Вашего Коллективного договора.

Вариант «Б», если профорганизация не давала согласия Руководству. Этот вариант значительно простой. Ваша профорганизация направляет письмо к Руководству с формулировкой « Согласно пункту 59 приказа № 139 Минтранса РФ данные рейсы членам кабинных экипажей  выполнять нельзя без согласования с профорганизацией»  и предложением Работодателю организовать постоянно действующую комиссию по улучшению условий труда и отдыха кабинных экипажей на паритетной основе с обоих сторон ( от Работодателя и Профсоюза).Хорошо если вы сможете закрепить это еще и статьёй Вашего Коллективного договора.

Опираясь на опыт, Работодатель не сможет производить рейсы без данного документа, т.е.  согласования от профорганизации и тем самым согласится на организацию постоянно действующей комиссии.

2.пункт 58 . Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.

Этот пункт дает Вам возможность добавить время отдыха во внебазовом аэропорту на организованной ранее постоянно действующей комиссии по улучшению условий труда  и отдыха кабинных экипажей на паритетной основе. Следует учитывать, что время прохождения таможенных, пограничных и иммиграционных властей  считается как дорожное время во внебазовом аэропорту.

3.пункт 56. При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.

Этот пункт также дает Вам возможность добавить время отдыха во внебазовом аэропорту на организованной ранее постоянно действующей комиссии по улучшению условий труда  и отдыха кабинных экипажей на паритетной основе.

4.пункт 57. После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом четыре часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.

Этот пункт  дает Вам возможность предоставить время отдыха в базовом  аэропорту для членов кабинных экипажей – НЕ МЕНЕЕ 48 ЧАСОВ- на организованной ранее постоянно действующей комиссии по улучшению условий труда и отдыха кабинных экипажей на паритетной основе.

5.пункт 55. Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом:

а) продолжительности времени завершенной полетной смены;

б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;

в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.

Этот пункт показывает Работодателю какое должно быть нормальное время отдыха , с чем он никогда не согласен, этот пункт также помогает Вам при организации постоянно действующей комиссии по улучшению условий труда  отдыха кабинных экипажей на паритетной основе, т.е. Ваша профорганизация должна настаивать, что Работодатель  не предоставляет нормальный отдых, тогда ищем компромисс на комиссии.

6.пункты 18. В том случае, если плановая продолжительность полетной смены превышает максимально допустимую, установленную пунктами 16, 17 настоящего Положения, для выполнения функций члена экипажа в полете на время регламентированного технологического перерыва вводятся дополнительные члены экипажа (далее - увеличенный состав экипажа).

17. Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена кабинного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать значений, указанных в приложении N 1 Положения. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 39 настоящего Положения.

21. Количество дополнительных членов кабинного экипажа устанавливается в РПП и зависит от:

а) продолжительности полетной смены и количества посадок;

б) типа воздушного судна;

в) видов обслуживания пассажиров по классам, предусмотренным в полете (первый, бизнес-класс, экономический).

22. Выполнение полетов увеличенным составом экипажа может осуществляться только при условии обеспечения дополнительных членов экипажа в салоне пассажирского или грузового воздушных судов специальными местами, оборудованными креслами с возможностью быстрого доступа к кислородному оборудованию, при этом с учетом конструктивных особенностей конкретного воздушного судна кресла в салоне пассажирского воздушного судна должны быть изолированными от пассажиров.

Эти пункты все взаимосвязаны, поэтому мы рассматриваем их вместе. Что такое полетная смена, согласно  приказа №139?

III. Полетная смена

9. Период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ (далее - полетная смена) включает:

а) время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформления полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в соответствии с РПП до момента начала полетного времени (далее - время предполетной подготовки);

б) время с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета - для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки - для вертолетов (далее - полетное время);

в) время регламентированного технологического перерыва;

г) время кратковременных перерывов;

д) время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены (завершение послеполетных работ) в соответствии с РПП;

е) время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям (далее - условия для отдыха);

ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха.

10. Продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ устанавливается в РПП с учетом технологического графика подготовки конкретного типа воздушного судна к вылету и по прилету.

Приложение N 1

к Приказу

Минтранса России

от 21 ноября 2005 г. N 139

МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТНЫХ СМЕН

ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЧЛЕНАМИ ЛЕТНОГО

ЭКИПАЖА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОЛЕТОВ

(В ЧАСАХ И МИНУТАХ)

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 16.06.2008 N 91)

+-----------------------+----------------------------------------+

¦   Время явки члена    ¦  Количество посадок воздушного судна   ¦
¦   экипажа на вылет    +-------------+-------------+------------+

¦       (базовое)       ¦    1 - 2    ¦    3 - 4    ¦ 5 и более  ¦
¦                       ¦  (3 )   ¦             ¦            ¦
+-----------------------+-------------+-------------+------------+

¦     06.01 - 21.59     ¦  12.00   ¦    10.30    ¦   08.30    ¦
+-----------------------+-------------+-------------+------------+

¦     22.00 - 06.00     ¦  11.00   ¦    10.00    ¦   06.30    ¦
+-----------------------+-------------+-------------+------------+

--------------------------------

По согласованию с представителями работников продолжительность полетной смены с 1 - 2 посадками воздушного судна может быть увеличена на один час, но не более двух раз за семь последовательных дней.

При применении главы XIII настоящего Положения.

Из этого получается (МЫ УЧИТЫВАЕМ БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЕТ) :

1 час- время официальной явки бортпроводников, согласно 139 приказа и РПП Вашей авиакомпании плюс время задержки вылета без предоставления условий для отдыха( если оно есть) плюс полетное время, то заметим что на  рейсы с момента явки с 06.01 до 21.59 без задержки рейса – получается 11 часов полета и с22.00 до 06.00 без задержки рейса – 10 часов ( ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ КАБИННОГО ЭКИПАЖА).

Тогда на этих рейсах ,согласно пункта 22 места места для отдыха и приема членам кабинных экипажей  пищи должны предоставляться, многие работодатели предоставляют якобы места, но это рабочие станции бортпроводников ( У нас имеется ответ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 03.04.2012 года№ 10-06/728-ш подписанный директором Административного департамента Минтранса России Пашковым К.А., где говорится следующее:

«Учитывая, что местом отдыха может быть только специальное место, изолированное от пассажиров и с быстрым доступом к кислородному оборудованию, соответственно рабочие станции бортпроводников не могут быть местами отдыха членов кабинного экипажа при выполнении рейсов длительной протяженности.»)

Тем самым на комиссии ВЫ сможете отбить членам кабинных экипажей места для отдыха и приема пищи на рейсах длительной протяженности, а  при рассмотрении этого вопроса следует учитывать , что приказ №139 является подзаконовым по сравнению с ТК РФ( или как говорят «законом второй руки», т.е.в нашем случае подчиняется ТК РФ), так как профессия бортпроводник относится к списку №1 установленную  правительством страны, как  работа в особо опасных и вредных условиях труда. Следовательно на бортпроводников должны распространяться  статьи ТК РФ 94 и 92 .

ТК РФ Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (часть первая статьи 92 настоящего Кодекса) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)



Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам в работе, если вы хотите выпуска дальнейших бюллетеней направляйте свои вопросы на
e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">vmakeev@aeroflot.ru или по телефону 8903-629-0900 председателю комиссии бортпроводников Общероссийского Профсоюза Авиационных Работников.