25.04.2024
2.jpg

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ АВИАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ

    1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ Комитет

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

№ 9/10 Москва 27 ноября 2018 года

________________________________________________________________________________________________________________________

 

Об Отраслевом соглашении

по гражданской авиации

 

Центральный комитет Общероссийского профсоюза авиационных работников постановляет:

1. Информацию «Об Отраслевом соглашении по гражданской авиации России» принять к сведению (прилагается).

2. Направить руководителям крупнейших авиапредприятий письмо с просьбой дать предложения о внесении изменений в законодательство в части введения экономических стимулов и преференций для работодателей, которые вступают в объединения работодателей и присоединяются к отраслевым соглашениям.

 

 

 

 

 

Председатель Общероссийского

профсоюза авиационных работников В.И. Селитринников

Приложение 

к постановлению ЦК ОПАР

от 27ноября 2018 г. № 9/10

 

Информация

об Отраслевом соглашении по гражданской авиации

 

Отсутствие в гражданской авиации отраслевого объединения работодателей препятствует заключению отраслевого соглашения по гражданской авиации, поскольку в силу законодательства сторону работодателей в этом документе представляет именно объединение работодателей.

Профсоюз неоднократно обращался по проблематике ОТС как в органы государственной власти, к крупнейшим работодателям отрасли, так и в общественные, некломмерческие организации (РСПП, Общественный совет при Росавиации). Председателем Профсоюза вопрос об отсутствии объединения работодателей был поставлен перед Министром транспорта РФ на рабочей встрече 9 февраля 2018 года. Несмотря на наличие протокольного решения в поддержку данной инициативы ситуация не изменилась.

Общероссийский профсоюз авиационных работников, Профсоюз летного состава России (ПЛС России), Профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России (ПРИАС ГА России), являющиеся в соответствии с частями первой и третьей статьи 29 Трудового кодекса РФ представителями интересов работников гражданской авиации, во исполнение поручения Министра транспорта Российской Федерации (п. 4 протокола совещания Министра транспорта РФ М.Ю. Соколова с представителями общероссийских профсоюзов гражданской авиации от 9 февраля 2018 г. № 7) предложили провести в Росавиации совещание по вопросу создания в гражданской авиации России отраслевого объединения работодателей, полномочного заключить с профсоюзами гражданской авиации Отраслевое соглашение по гражданской авиации России.

К участию в данном совещании предложено было пригласить представителей работодателей гражданской авиации (авиакомпаний, аэропортов, учебных заведений и т.д.), Минтранса России, Минтруда России, Роструда, заинтересованных профсоюзов гражданской авиации России (ПРИАС ГА России, ОПАР, ПЛС России).

Ответа из Росавиации не поступило, что свидетельствует о том, что ресурса Росавиации, а равно и Минтранса, явно не хватает для постановки перед авиапредприятиями вопроса о создании отраслевого объединения работодателей гражданской авиации.

Исходя из положений статьи 33 Трудового кодекса РФ в случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

В настоящее время крупнейшие работодатели гражданской авиации прямо или через иные некоммерческие структуры входят в общероссийское объединение работодателей – РСПП, которое, однако, не вправе представлять работодателей гражданской авиации, поскольку для наличия у РСПП представительских полномочий необходимо, чтобы в его состав входило более 50 % работодателей гражданской авиации, что на сегодняшний момент недостижимо.

Следует отметить, что в трудовое законодательство Российской Федерации включено несколько важных норм, которые предоставляют работодателям больше возможностей для гибкого регулирования трудовых отношений с учетом их финансово-экономического положения, но реализовать эти возможности работодатели могут только через отраслевое соглашение.

Речь, в частности, идет о возможностях установления по итогам специальной оценки условий труда сокращенного рабочего времени и дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (часть 2 статьи 92 и часть 3 статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации) и замене указанных компенсационных мер денежными выплатами (часть 3 статьи 92 и часть 4 статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации), о возможности увеличивать до одного года учетный период для учета рабочего времени отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть 2 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации) и т.д.

Однако этого явно недостаточно. Следовательно, необходимо совершенствовать законодательство и вносить в него нормы, согласно которым работодатели будут иметь очевидные экономические стимулы, например налоговые льготы, льготы при госзакупках, предоставлении государственной поддержки и т.д., от участия в объединениях работодателей и от присоединения к отраслевым соглашениям.

С учетом изложенного следует направить руководителям крупнейших авиапредприятий письмо с просьбой дать предложения о внесении изменений в законодательство в части введения экономических стимулов и преференций для работодателей, которые вступают в объединения работодателей и присоединяются к отраслевым соглашениям.

Профсоюз готов заручиться поддержкой ФНПР и инициировать внесение в законодательство поправок в части поддержки социально-ориентированных объединений.