23.06.2017
d 028.jpg
images/stories/gorbenko.jpg     «Решение столь важных государственных задач диктует необходимость постоянного пристального внимания руководства Госкорпорации к вопросам достойного материального вознаграждения персонала Предприятия и его многочисленных филиалов, обеспечения многотысячной армии авиадиспетчеров, инженерно–технических работников отрасли, всех, кто реально обеспечивает безопасность полетов, действенным и надежным социальным пакетом. В ситуации, когда мы реально сталкиваемся с тенденцией старения персонала, наши социальные гарантии должны стать действенным механизмом пополнения отрасли молодыми специалистами и, в конечном счете, создать предпосылки для повышения престижности профессии авиадиспетчера».
    Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», крупнейшее предприятие авиатранспортного комплекса России, занимает сегодня достойное место среди ведущих организаций мировой аэронавигационной системы. Основная задача и смысл нашей деятельности – обеспечение пользователей воздушного пространства Российской Федерации безопасным и качественным аэронавигационным обслуживанием на всех этапах полета. Работа нелегкая, чрезвычайно ответственная и вместе с тем приносящая большое удовлетворение и чувство гордости.
     История флагмана российской аэронавигации уходит своими корнями в начало 1990–х годов. В то время Единая система управления воздушного движения добилась качественных показателей улучшения регулярности и экономичности полетов воздушных судов, удалось существенно сократить количество опасных сближений и нарушений порядка использования воздушного пространства, был значительно повышен уровень безопасности полетов. Несмотря на стабилизацию этих показателей, анализ функционирования ЕС УВД показал, что она исчерпала свои возможности и требует дальнейшего совершенствования. Прежде всего, возникла необходимость формирования единой хозяйственной системы управления воздушным движением.
     Именно поэтому в далеком 1996 году было создано наше Предприятие, основной хозяйствующий субъект системы аэронавигационного обслуживания России, взимающий аэронавигационные сборы с пользователей воздушного пространства, консолидирующий и оптимально перераспределяющий средства, получаемые за аэронавигационное обслуживание для обеспечения работоспособности системы, ее модернизации и технического перевооружения, повышения безопасности полетов воздушных судов.
     Решение столь важных государственных задач диктует необходимость постоянного пристального внимания руководства Госкорпорации к вопросам достойного материального вознаграждения персонала Предприятия и его многочисленных филиалов, обеспечения многотысячной армии авиадиспетчеров, инженерно–технических работников отрасли, всех, кто реально обеспечивает безопасность полетов, действенным и надежным социальным пакетом. В ситуации, когда мы реально сталкиваемся с тенденцией старения персонала, наши социальные гарантии должны стать действенным механизмом пополнения отрасли молодыми специалистами и, в конечном счете, создать предпосылки для повышения престижности профессии авиадиспетчера.
     Особая роль в осуществлении качественной подготовки специалистов, закладывающих фундамент и базу для всей последующей трудовой деятельности персонала аэронавигационного комплекса, отводится учебным заведениям гражданской авиации. Среди них – Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт–Петербургский государственный университет гражданской авиации, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, Санкт–Петербургское авиационно–транспортное училище гражданской авиации, Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации, а также Рыльский авиационный технический колледж гражданской авиации. Для подготовки кадров по специальности «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства (диспетчер УВД)» ежегодно за счет средств федерального бюджета принимается на обучение до 250 человек. При этом проведенный анализ потребности в авиадиспетчерском составе на период до 2010 года показывает, что ежегодная потребность Предприятия в выпускниках этой специальности составляет 500 человек.
     За минувший год численность персонала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выросла на 772 человека и составила в целом 25231 работников. Укомплектованность Предприятия персоналом поддерживается на уровне 89–91%, в том числе авиадиспетчеры, осуществляющие непосредственное управление воздушным движением, укомплектованы на 91,2%. Укомплектованность отрасли инженерно–техническими специалистами, обслуживающими аэронавигационную технику, составляет 92,8%. Рост численности персонала произошел, в первую очередь, в связи с присоединением ФГУП «Татаэронавигация», передачей предприятию функций по управлению воздушным движением от аэропорта Пулково, а также передачей филиалам функций упраздненных военных секторов районных, зональных и Главного центров Единой системы организации воздушного движения.
     В 2007 году последовательно проводилась политика по повышению уровня материального стимулирования и реального содержания заработной платы работников Госкорпорации. Это стало возможным благодаря целенаправленной работе Федеральной аэронавигационной службы по установлению экономически обоснованных тарифов за аэронавигационное обслуживание. Для обеспечения единого подхода по установлению и изменению условий оплаты труда, регулирования социально–трудовых отношений с 1 апреля прошлого года был введен в действие Коллективный договор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на 2007–2010 годы. С 1 апреля 2007 года произведена индексация заработной платы работников путем увеличения размера тарифной ставки 1 разряда ЕТС по оплате труда на 5,7%. Для оптимизации материальной заинтересованности персонала Госкорпорации в результатах своего труда с 1 ноября 2007 года введено в действие «Положение о премировании работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», предусматривающее текущее, единовременное премирование и премирование работников по итогам успешной работы за год. В результате этих мер средняя заработная плата специалистов Предприятия в 2007 году по отношению к 2006 году выросла на 38,2% и составила в среднем 31508 рублей.
     С 1 апреля текущего года размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС увеличен на 26,09%. Таким образом, в 2008 году средняя месячная заработная плата по Предприятию составит более 40000 рублей. При этом предусмотрена надбавка в двойном размере за каждый час сверх установленной продолжительности рабочего времени, и в двойном размере оплачивается работа специалистов Госкорпорации в выходные или нерабочие праздничные дни.
    Нами определены меры материального поощрения специалистов, владеющих разговорным английским языком. Так, авиадиспетчеры, имеющие допуск к управлению воздушным движением на английском языке, за применение английского языка в своей работе по программе «Радиотелефонная связь земля–воздух» получают доплату в размере 15%, а специалисты, имеющие языковой уровень знаний по шкале ИКАО: 3–й уровень – 25% и 4–й уровень –50% соответственно.
     Коллективный договор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на 2007–2010 годы предусматривает предоставление работникам Предприятия социального пакета, содержащего широкий перечень гарантий, льгот и компенсаций.
     Особая роль в этой сфере отводится решению вопросов социально–бытового характера с целью привлечения молодых специалистов для работы в Госкорпорации. Работники, окончившие высшие образовательные или средние профессиональные образовательные учреждения гражданской авиации и впервые трудоустроенные после окончания обучения на должности авиадиспетчера, инженера или техника, при отсутствии собственного жилья в течение первых пяти лет обеспечиваются ежемесячной компенсацией аренды жилого помещения. Размер компенсации составляет 50% от стоимости аренды однокомнатной квартиры. При условии их дальнейшей работы в аэронавигационной системе не менее пяти лет, в течение трех лет после окончания обучения по специальности – ежегодными дополнительными выплатами. Определено, что эти выплаты составляют 10% годового заработка за первый и второй рабочие годы, в третий рабочий год выплаты составят 15% годового заработка. Молодым специалистам в возрасте до 30 лет, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с первого дня работы процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере, но при условии, что они прожили в этих районах и местностях не менее пяти лет.
     Механизм договорного регулирования создает эффективно действующую систему социальной защищенности персонала. Всем работникам устанавливается надбавка к должностным окладам за выслугу лет. Определена сокращенная 36–часовая рабочая неделя для специалистов, осуществляющих управление воздушным движением и имеющим свидетельство диспетчера. Деятельность, связанная с вредными или опасными условиями обеспечивается доплатой к тарифным ставкам и предоставлением дополнительного отпуска. Авиадиспетчеры во время рабочей смены получают питание, а в период ночной смены тонизирующие напитки.
     Работники, проработавшие на предприятии непрерывно от 5 до 7 лет, один раз в год обеспечиваются авиабилетом для перелета к месту проведения отпуска и к месту санаторно–курортного лечения и обратно в размере 50% стоимости. При непрерывном стаже работы в Госкорпорации от 7 лет предоставляется бесплатный авиабилет и билет со скидкой 50% стоимости на одного члена семьи. Специалистам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также членам их семей один раз в два года предоставляется оплачиваемый за счет Предприятия проезд к месту отдыха. При осуществлении дорогостоящих платных медицинских операций, стоимостью более 10000 рублей, производятся компенсационные выплаты в размере до 20 тарифных ставок 1 разряда ЕТС по оплате труда работников Предприятия. Работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в государственных высших учебных заведениях, один раз в году оплачивается проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно. Мы компенсируем работникам, имеющим доход на одного члена семьи не более двух установленных в соответствующем регионе прожиточных минимумов, часть расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях. При рождении ребенка выплачивается единовременная материальная помощь в размере трех тарифных ставок 1 разряда ЕТС.
     Специалистам, от авиадиспетчера до руководителя полетов, непосредственно осуществляющим управление воздушным движением в зонах с наибольшей интенсивностью полетов, предоставлено право выхода на пенсию по возрасту на льготных условиях – мужчинам по достижению 50–летнего возраста, женщинам в 45 лет. Негосударственное пенсионное обеспечение персонала Госкорпорации осуществляется через негосударственный пенсионный фонд «Авиаполис». Сотрудники, проработавшие на предприятии 20 и более лет и увольняемые в связи с выходом на пенсию, а также по состоянию здоровья, обеспечиваются единовременным пособием в размере от 4–х до 6–ти среднемесячных зарплат.
     Социальная ответственность руководства Госкорпорации позволяет авиадиспетчерам и инженерно–техническому составу, всем работникам продуктивно трудиться, с уверенностью смотреть в будущее, внося свой достойный вклад в реализацию Концепции создания и развития аэронавигационной системы России, в обеспечение эффективного и безопасного использования воздушного пространства страны. У нас достойные перспективы. И двери нашего Предприятия всегда открыты для молодых специалистов, выпускников учебных заведений гражданской авиации!

Валерий ГОРБЕНКО,генеральный директор ФГУП«Государственная корпорация по

организации воздушного движения в Российской Федерации»