Подведение итогов работы Гидрометеорологической службы показывает всю важность ее деятельности для всех отраслей экономики в Российской Федерации. Происходит обновление и перевооружение службы. Внедряются и разрабатываются новые проекты и программы. Но главным все равно являются работники – специалисты всех уровней , каждый из которых вносит свой вклад в общее дело и влияет на конечный результат.
Одной из основных задач профессионального союза заключается в справедливом распределении вознаграждения за труд.
Очередной раз приходится обращаться к такой проблеме, как низкая заработная плата работников наблюдательной сети , хотя средняя ее величина из года в год повышается - в 2017 году она была 26 400 рублей, а в 2018 году 33 тысячи 315 рублей 30 копеек (официальные данные из доклада Руководителя Росгидромета). Средняя заработная плата не отражает фактическую оплату труда различных категорий специалистов.
Уровень заработной платы на наблюдательной сети повысился благодаря выделению Росгидромету дополнительного бюджетного финансирования в соответствии с поручением Правительства в объемах 1 138 853,6 тыс. рублей. Но это произошло не равномерно, а практически в конце 2018 года.
Результат был достигнут, но что способствовало этому.
В адрес Профсоюза постоянно шли массовые запросы о ситуации с поступлением дополнительных средств на повышение МРОТ и возможных проблемах по выплате заработной платы работникам. Повышение с 1 января и с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума оказалось неожиданным для работодателей, а также для органов исполнительной и законодательной властей. Без дополнительного финансирования из федерального бюджета заработная плата работника с низкой квалификацией практически сравнялась с заработной платой основных специалистов. Отсутствие дифференциации между оплатой специалиста и неквалифицированного работника нарушает базовый принцип установления заработной платы, который должен соответствовать квалификации и уровню ответственности за выполнение должностных обязанностей.
В северных регионах установлены компенсационные выплаты за работу в неблагоприятных климатических условиях и они тоже входят в структуру заработной платы. У нас нарушено понимание компенсационных и стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты должны мотивировать к более качественному выполнению работы, а фактически они превратились в доплаты к низкому окладу . Сложившаяся ситуация негативно влияла на взаимоотношение в коллективах. Поэтому Профсоюзу пришлось оперативно реагировать на поступившие обращения по решению вопроса выделения средств Росгидромету на повышение МРОТ – в марте были организованы массовые акции по направлению писем и обращений Президенту России, в Минфин, депутатам Госдумы, а так же Руководством ОПАР направлено два обращения в Генеральную прокуратуру о не выполнении федерального законодательства органами исполнительной власти. Министерство финансов в одном из ответов указал , что сотрудники наблюдательной гидрометеорологической сети не были включены в Указ Президента от 7 мая 2012 года № 597, в котором поручалось обеспечение повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до определенных целевых показателей.
В настоящее время проблем с дополнительным финансированием нет и на ближайшие два года оно определено , но заработная плата специалистов отрасли все равно остается на низком уровне и профсоюз будет работать над этим вместе с Руководством Росгидромета в рамках заключенного Отраслевого соглашения. Такая же задача входит и в План мероприятий повышения эффективности деятельности Росгидромета («дорожная карта»), который был утвержден в августе 2018 года. Одной из целей Плана является создание благоприятных условий для повышения уровня оплаты труда и социальной защищенности работников подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений Росгидромета за счет использования средств федерального бюджета и других источников .
Определение основных задач для профсоюза в условиях реализации «дорожной карты» связано с переводом работников учреждений на эффективный контракт, который является , по сути, дополнением к трудовому договору, и в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.
Часть первичных профсоюзных организаций активно участвуют в разработке новых систем оплаты труда, где устраняются возникшие диспропорции в заработной плате всем категориям работников , проводят разъяснительную работу в коллективах, связанных с введением эффективного контракта и о проводимых мероприятиях по повышению эффективности деятельности организации и гидрометеорологической службы в целом.
На что еще стоит обратить внимание.
В IУ квартале 2018 года должно быть утверждение комплексной программы мероприятий по оптимизации структуры и проводимым наблюдениям государственной наблюдательной сети. Оптимизация структуры предполагает сокращение , как это скажется на режиме рабочего времени и заработной плате? В настоящее время практикуется ввод сокращенного рабочего дня для гидрометнаблюдателей сети с уменьшением заработной платы. Необходимо Профсоюзу с Росгидрометом провести консультации и уточнение позиций по отдельным пунктам Плана.
Социальное партнерство Профсоюза и Росгидромета направлено на улучшение финансового положения работников гидрометеорологической службы, не только наблюдательной сети, повышение их социальной защищенности , создание нормального психологического микроклимата и стабильной работы коллективов , привлечение новых кадров.