22.05.2017
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

Выступление

Селитринникова В.И. – заместителя председателя ОПАР

на заседании Исполкома ОПАР 14 апреля 2015 года

по вопросу: «Об укреплении организационного единства и реализации структурной политики в Профсоюзе»

 

Уважаемые коллеги!

         Повышение эффективности деятельности Профсоюза по защите социально – трудовых прав авиаработников требует осуществления дальнейших мер по организационному и кадровому укреплению, обеспечению единства действий ОПАР и его профсоюзных организаций.

         IX съезд ФНПР принял важные решения по вопросам укрепления организационной структуры профсоюзов, проведения единой кадровой, молодёжной и финансовой политики, обязательности выполнения совместно принятых решений коллегиальных органов.

         Среди основных наших инструментов диалога в социальном партнёрстве являются безупречная внутренняя организация Профсоюза и высококвалифицированные кадры.  Надо признать, в этом направлении в наших профсоюзных организациях ярко выражен дефицит профессионалов, обладающих современными знаниями, особенно в сравнении со структурами, обслуживающих интересы власти и работодателей. Сегодня в аппаратах большинства территориальных комитетов в основном работают всего по два человека. Только в четырёх из них трудятся юристы.

         Возраст профсоюзных работников растёт быстро, а смена подрастает слишком медленно. Это совершенно разные процессы. И пополняются наши ряды очень неохотно. По той простой причине, что необходимые навыки вырабатываются очень медленно, а вопросы с оплатой труда  сами знаете в каком состоянии. Стал низким престиж профсоюзного работника. Особенно в столичном регионе.

         Необходимость усиления внимания к решению кадровых вопросов продиктована тем, что впереди начало больших отчётов и выборов в Профсоюзе, в ходе которых мы должны реализовать наши подходы в сфере кадровой политики и, прежде всего, в омоложении кадров. Нет смысла озвучивать здесь средний возраст руководителей территориальных, крупных первичных профсоюзных организаций. Проблема, как говорится, на лицо.  Сегодня из 269 председателей первичных профсоюзных организаций только 10 в возрасте до 35 лет.

           ФНПР предъявляет жёсткие требования к совершенствованию структуры профсоюзных организаций, их укрупнения и единства. Укрупнение – это ключевой момент необходимой модернизации нашего Профсоюза. Вопрос сложный и болезненный. Есть понимание, что это делать нужно обоснованно, но у нас пока нет чёткой концепции.  

         Серьёзные изменения в организационной структуре должны коснуться и такого момента. Имеется в виду переход от формата «ЦК – терком» к формату «ЦК – представительство профсоюза в регионе», конечно, где для этого сложились условия. Такой вариант по мнению ФНПР делает профсоюз более адекватным хозяйственной структуре, а также нацеливает на более активную кадровую работу по учёбе и продвижению профсоюзных лидеров.

         Мы должны обеспечить выполнение решений IX съезда ФНПР в части вхождения структурных организаций профсоюза в территориальные профобъединения на правах членских организаций. На сегодня 23 наших первичных профсоюзных организаций не входят в территориальные профобъединения. В то же время 5 первичных профсоюзных организаций авиапредприятий Центрального федерального округа (бывшие членские организации профсоюза авиаработников), входя в территориальные объединения профорганизаций, не состоят на учёте ни у нас, ни в других профсоюзах гражданской авиации.

         Остаётся нерешённой проблема с Московской территориальной профсоюзной организацией. Есть заверения руководства Московской федерации профсоюзов в ближайшее время на конференции привести свой устав в соответствии с Уставом ФНПР, что позволит однозначно определить позицию  профсоюза авиаработников города Москвы по отношению к ОПАР.       

         Большую роль в выдвижении и воспитании молодых профсоюзных кадров должны играть выборные профсоюзные органы. Однако, как показывает практика, в составе многих комитетов молодые кадры слабо представлены.  Практически нет молодёжи и в кадровом резерве на председателей территориальных, крупных первичных организаций. Хотел бы уточнить, что  по вашей информации вообще только на 4 руководителей теркомов есть резерв.  При подготовке проекта нового Устава Профсоюза, очевидно, нам надо обратить внимание на усиление его положений в решении кадровых вопросов, влияние на подбор и расстановку кадров.   

      Нам надо принципиально менять подходы к подготовке кадров, этот вопрос неразрывно связан с обучением. Надо признать, последние пять лет мы не используем возможности Академии труда и социальных отношений. Каждый год ФНПР предлагает нам направлять кандидатов из числа профсоюзного актива на учёбу различной формы образования, но предложения из год в год не реализуются.  Семинары, которые проводят ЦК Профсоюза и объединения организаций профсоюзов в регионах, никак не компенсируют возможности фундаментального профсоюзного образования. Может быть, нам продумать вопрос учреждения профсоюзных стипендий студентам из числа членов нашего профсоюза при условии, что после окончании Академии они будут работать в нашем профсоюзе.   

         Говоря сегодня об организационном укреплении профсоюза, мы должны внимательно рассмотреть вопрос численности профсоюзных организаций, которая в большинстве их ежегодно падает. В целом за пять последних лет профсоюз уменьшился почти в два раза.

         Одной из основных причин, по которым авиаработники отказываются вступать в профсоюз, является нежелание платить членские взносы. Причём это наиболее характерно для работников с высокой заработной платой, при которой установленный размер профвзносов составляет кажущуюся им внушительную сумму. При этом работники редко говорят, что им жалко денег. Чаще называются следующие причины: отсутствие смысла платить взносы, когда условия колдоговора и без того распространяются на всех; отсутствие личной необходимости в предоставляемых профсоюзом мерах социальной поддержки; несоразмерность взносов результатам работы профоргана; нежелание поддерживать вышестоящие профсоюзные структуры.

         Ради справедливости надо сказать, что отдельные профсоюзные организации действительно работают очень слабо. Или находятся под контролем работодателя и фактически срослись с ним, утратив независимость, например, когда председатель профкома – помощник  или советник генерального директора. Но в большинстве случаев это происходит, в том числе из – за недостаточности финансовых средств для того, чтобы чётко выстроить свою работу на независимой основе. Независимость стоит денег. Тем более, когда независимую профсоюзную структуру необходимо выстраивать на всех уровнях.

         Другой важнейший момент, как профсоюз постоянно ведёт работу по повышению своих возможностей (прежде всего за счёт повышения профсоюзного членства), так и работодатели ведут работу в обратном направлении. При этом работодатели чаще всего пытаются внушить работникам идею о ненужности профсоюза именно теми аргументами, которые связаны с деньгами и другими материальными благами. Такие примеры сегодня есть и в гражданской авиации, и в гидрометслужбе, и в организациях ДОСААФ. 

         Всё это  говорит о том, что обострились проблемы мотивации профсоюзного членства. Решение её – в адресной работе с отдельными профессиональными и социальными группами членов профсоюза – женщинами,  молодёжью, ветеранами. Успешно работают в целом ряде территориальных, первичных профсоюзных организаций Молодёжные советы, комиссии. Это Волжская, Юга России, Архангельская, Якутская, Красноярская территориальные организации, профсоюзная организация Международного аэропорта Шереметьево. Здесь как и на уровне Профсоюза регулярно проводятся мероприятия с целью обобщения опыта работы в области молодёжной политики, развития партнёрских связей и укрепления сотрудничества между молодыми активистами. Они показывают свою полезность, наличие в профсоюзе хорошего, позитивного резерва.

         Однако, говоря о численности, мы плохо работаем по вовлечению в профсоюз студентов, учащихся. Это, к сожалению, застарелая болезнь, но она прогрессирует. Из года в год мы говорим об этом, но ничего не меняется к лучшему. Наборы в учебные заведения гражданской авиации и гидрометслужбы увеличиваются, а профорганизации учащихся в них скоро вообще исчезнут. Из 11 600 учащихся учебных заведений отраслей только 1900 членов профсоюза. 

          Надо отметить, что, если с женщинами (а их у нас половина профсоюза) профорганизации имеют опыт работы, обеспечивают сбалансированное представительство мужчин и женщин в выборных руководящих профсоюзных органах, добиваются включения вопросов гендерного равенства в коллективные договоры и соглашения с целью реализации достижения равенства прав и возможностей их реализации мужчинами и женщинами на каждом рабочем месте, то с ветеранами у нас большие пробелы. Некоторые наши профсоюзные лидеры вообще считают, что это отвлекает профкомы от более важных проблем. Приводятся следующие аргументы: и взносы от них копеечные, и проблем от них масса.  Поэтому в пяти территориальных организациях на профсоюзном учёте вообще  не состоят неработающие пенсионеры.

         Безусловно, основным мотивационным фактором членства в профсоюзе является выполнение его основного предназначения: защита социально – трудовых прав своих членов, что в значительной мере реализуется нашими профсоюзными организациями,  Ещё одним фактором мотивации является применение новых форм работы, дополнительной социальной защиты и поддержки членов профсоюза, например, внедрение страховых форм социальной защиты, в том числе больничных касс. Это был бы определённый положительный сдвиг в создании и продвижении рыночных форм дополнительной социальной защиты, что явилось бы и мощным мотивационным фактором членства в профсоюзе.

         По примеру других транспортных профсоюзов мы можем рассмотреть возможность использования различных видов страхования своих членов, в том числе дополнительное страхование от несчастных случаев на производстве, от профессиональных заболеваний, дополнительное медицинское страхование, как и создание кредитно – потребительских кооперативов.

         Наши профорганизации в Екатеринбурге, Архангельске, Владтвостоке и в других городах для социальной поддержки своих членов и повышения мотивации профсоюзного членства начали реализовывать дисконтные программы, предоставляя скидки и различного рода льготы на приобретение товаров и пользование услугами. Но можно пойти и ещё дальше, если займёмся реализацией проекта с большим количеством услуг под названием «Программа лояльности». Основа проекта – персональные электронные профсоюзные билеты, которые обладают дополнительными функциями и возможностями. Помимо организации автоматизированного персонифицированного учёта электронный билет предоставляет членам профсоюза получение новых финансовых и страховых сервисов, скидок на товары и услуги. 

         Хотелось бы затронуть и такой вопрос, как безусловное соблюдение исполнительской дисциплины, повышение персональной ответственности председателей профсоюзных организаций за выполнение решений коллегиальных органов, что является важнейшим условием эффективности профсоюзной деятельности. Например, много усилий требуется для того, чтобы получить отчётность в начале года от теркомов, которая официально утверждена ЦК ОПАР.  Уместно здесь сказать и о внимании к поручениям и просьбам руководства Профсоюза. В последние годы без особых напоминаний половина теркомов вовремя не реагируют на обращения ЦК ОПАР. К сожалению, это становится нормой. И здесь следует отметить оперативность и пунктуальность в работе Волжского, Юга России, Магаданского, Красноярского, Тюменского, Уральского, Коми теркомов, профкома Международного аэропорта Шереметьево.    

         Об информационной работе. Она в профсоюзе ведётся на низком уровне. От случая к случаю в прессе появляются сообщения о деятельности ОПАР. Здесь надо пример брать с Тимофеева Л.Ф., который на возмездной основе постоянно печатает в отраслевых изданиях. Даже сайт Профсоюза не используется эффективно. Например, с 1 января 2014 года по настоящее время на нашем сайте опубликовано 21 материал Международного аэропорта Шереметьево, 15 - Красноярского теркома, 9 – Тюменского, 5- из Якутии, 3 – из Архангельска, 2 – из Магадана, 1 – Волжского теркома. Остальные решили не утруждать себя.

         Уважаемые коллеги! Всё сказанное здесь послужит темой для ваших выступлений, для дискуссии по очень важным вопросам будущего нашего Профсоюза, для принятия решения Исполкома по вашим предложениям.