25.04.2024
d 047.jpg

 

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ АВИАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ Комитет

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

12/10 Москва 23 октября 2019 г.

___________________________________________________________________________________________________________________

 

О ходе выполнения решений V съезда

Общероссийского профсоюза

авиационных работников

 

Центральный комитет Общероссийского профсоюза авиационных работников постановляет:

 

1.Принять к сведению Информацию о ходе выполнения решений Vсъезда Общероссийского профсоюза авиационных работников (прилагается).

 

2. Исполкому ОПАР:

- продолжить работу с Ассоциациями работодателей гражданской авиации в целях формирования полномочного объединения работодателей гражданской авиации для заключения Отраслевого соглашения в гражданской авиации;

- активно взаимодействовать с органами Роструда и прокуратуры в целях исключения необоснованного вмешательства в дела первичных профсоюзных организаций и нарушения прав членов профсоюза и льгот, предоставляемых работникам через коллективные договоры и соглашения.

 

3.Аппарату ЦК ОПАР:

- принимать более эффективные меры по продвижению нормативных инициатив Профсоюза в сфере трудовых отношений, направленных на реализацию конституционных прав работников в сфере труда, расширение прав первичных профсоюзных организаций, введения в законодательство действенных механизмов защиты здоровья авиаработников, повышение уровня их благосостояния, недопущение нарушений прав авиаработников.

- шире практиковать проведение совещаний с председателями первичных профсоюзных организаций по вопросу социально-трудовых отношений отдельных категорий работников гражданской авиации и гидрометслужбы.

- привлекать профсоюзный актив, молодых специалистов к участию в работе по подготовке и общественному обсуждению проектов профессиональных стандартов авиационной отрасли и гидрометслужбы, информированию о проектах профстандартов профсоюзных организаций.

 

4. Контроль за выполнением постановления возложить на Селитринникова В.И. –председателя ОПАР.

 

 

 

 

Председатель Общероссийского

профсоюза авиационных работников В.И. Селитринников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению ЦК ОПАР

от 23 октября 2019 г. № 12/10

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о ходе выполнения решений V съезда ОПАР

 

Об Отраслевом соглашении в гражданской авиации

Действовать эффективно по выполнению решений V съезда Профсоюзу мешает отсутствие Отраслевого соглашения по гражданской авиации. Причина одна – нет отраслевого объединения работодателей. Эта тема была главной на встрече 6 февраля этого года министра транспорта РФ с руководителями профсоюзов гражданской авиации. Разговор был жёсткий, стало ясно - без добровольного согласия крупных игроков авиационного бизнеса (Аэрофлот и другие) никто ничего не сделает. Вопросов много – личные амбиции и финансовые интересы. Единственный путь – это принятие закона о преференциях в виде существенных финансовых льгот для тех работодателей, кто состоит в объединениях работодателей. Например, в Росгидромете, объединение работодателей было создано после того как большая часть профстандартов не прошло соответствующий Национальный совет при Президенте. Жизнь и нормативные требования заставили учредить объединение работодателей. Поэтому необходимо создание такой законодательной базы, которая делала бы участие работодателей в объединении и отраслевом соглашении их жизненной необходимостью.

В этой связи Профсоюз поддержал инициативу руководителя РСПП Шохина А.Н., который вышел в секретариат Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с соответствующим документом для обсуждения и постановкой перед Правительством проблемы создания экономических стимулов для объединения работодателей и социально-ориентированных работодателей.

Очевидно, что объединение не будет создано на ровном месте. В отрасли есть крупные игроки, на базе которых возможно было бы создать объединение работодателей. Именно поэтому ОПАР укрепляет связи с отраслевыми ассоциациями. Соглашение о взаимодействии подписаны Профсоюзом с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и Ассоциацией «Аэропорт» гражданской авиации.

ОПАР неоднократно выступал с поддержкой АЭВТ, в частности, в связи с необоснованным выходом из АЭВТ авиакомпании «Аэрофлот». Профсоюз рассматривает АЭВТ как структуру, способную консолидировать вокруг себя работодателей гражданской авиации и сформировать полноценный представительный орган работодателей для заключения в перспективе базового отраслевого документа социальной политики - Отраслевого соглашения по гражданской авиации, содержащего нормы, не только улучшающие положение работников, но и снижающие издержки работодателей.

6 февраля 2019 года Министром транспорта Российской Федерации и председателем Общероссийского профсоюза авиационных работников подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством транспорта России и ОПАР. Оно направлено на взаимодействие Минтранса России и Профсоюза в рамках подготовки законодательных и нормативных правовых актов по обеспечению достойных условий труда и социальной защиты, регулированию социально-трудовых отношений, развитию кадрового потенциала. ОПАР выступил единственным подписантом указанного соглашения среди профсоюзов гражданской авиации России (ПЛС, ФПАД, ПРИАС, ПАРИС), что свидетельствует об особой роли нашего Профсоюза в сфере социального партнерства в гражданской авиации.

Выполняя решения V съезда, ОПАР особое внимание уделяет проблемным вопросам в разрезе прежде всего основных профессий.

Летный состав

В 2018 году активизировала свою работу Постоянная комиссия ЦК ОПАР по гражданской авиации. Среди наиболее важных вопросов, инициированных Комиссией, касающихся членов экипажей воздушного судна, по которым выработаны предложения в федеральные органы исполнительной власти, следует назвать:

1. Инициатива о необходимости разработки и утверждения приказа Минтруда России «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации» с учетом решений, принятых на совещании у Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина, состоявшемся 17 апреля 2018 г.

В соответствии с решениями ЦК ОПАР подготовлены и направлены письма в адрес директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Коржа и главного технического инспектора труда Федерации Независимых Профсоюзов России В.В. Трумеля по проекту приказа Минтруда России «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации», представленном на заседании профильной рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

ОПАР активно взаимодействует с АЭВТ, Минтрудом России и Минтрансом России по проекту указанного приказа Минтруда России.

Работа над проектом Особенностей длится с 2014 года, что связано с завышенными требованиями Профсоюза летного состава России в части установления необоснованных дополнительных экспертных процедур и критериев оценки, которые на практике значительно затруднят специальную оценку, но не сделают ее объективной. Однако, конструктивная позиция ОПАР позволяет минимизировать как риски работодателя, в части привлечения его к юридической ответственности (за неисполнение заведомо невыполнимых и коррупциогенных требований), так и не отказаться от учета объективных факторов рабочей среды и трудового процесса при проведении специальной оценки условий труда. Отсутствие Особенностей на сегодняшний день не является нарушением, не делает нелегитимным проведение СОУТ по общим основаниям, что подтверждается судебной практикой.

Также в рамках совершенствования процедуры специальной оценки условий труда подготовлено письмо ОПАР в Секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по проекту приказа Минтруда России «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н».

2. Предложение о разработке и утверждении проекта приказа Минтруда России, устанавливающего порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

За последние годы возросло количество лиц из числа членов летных экипажей ВС ГА, оформивших профзаболевание. Так по данным ЦВЛЭК более чем в 80% случаев причиной профессиональной дисквалификации явилась  хроническая нейросенсорная тугоухость. В целом проблема обострилась из-за того, что летный состав работа за пределами гигиенических норм по шуму.

В развитие решений ЦК ОПАР подготовлены и направлены два письма в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и в Фонд социального страхования по вопросу совершенствования нормативной базы, регламентирующей порядок расследования профессиональных заболеваний, установления объективной причинно-следственной связи между возникновением нейросенсорной тугоухости у членов летных экипажей воздушного судна. Совместная работа по исключению порочной практики установления профзаболеваний на основании действий некоторых недобросовестных пилотов, будет продолжена.

3. Инициатива разработки и утверждения постановления Правительства Российской Федерации «О перечне категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемы отпуск за особый характер работы, минимальной продолжительности такого отпуска и условий его предоставления».

Статьей 118 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работникам, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с решением ЦК ОПАР направлены письма в Минтруд, Минтранс, Федерацию Независимых профсоюзов России о необходимости разработки и утверждения постановления Правительства Российской Федерации «О перечне категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемы отпуск за особый характер работы, минимальной продолжительности такого отпуска и условий его предоставления», учете в нем отдельных положений приказа МГА СССР от 13 марта 1986 г. № 50 «О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях», который значительно устарел и требует актуализации с учетом современного состояния авиационного парка и режима труда и отдыха членов экипажей воздушного судна.

Предложения ОПАР учитываются. В частности, в Минтруда России и Минюсте России проведено обсуждение инициатив Профсоюза и планируется принятие подзаконного нормативного правового акта, устанавливающего дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы членам летных и кабинных экипажей и других категорий работников и признание утратившим силу приказа МГА СССР от 13 марта 1986 г. № 50.

4. Совершенствование процедур медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов

Летом 2019 г. ОПАР направил в Минтранс России и Российскую трёхстороннюю комиссию предложения по подготовленному Минтрансом проекту федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов», который требует переработки, в том числе, в связи с наличием в нем норм неопределенного содержания, раскрытие которых предполагается через принятие иных нормативных правовых актов, которые в пакете документов к законопроекту не представлены.

 

Кабинный экипаж

Профсоюз каждый год проводит мониторинг зарплаты и он показывает: если официально средняя зарплата по гражданской авиации в 2018 году была 126 тысяч рублей (летчики, авиадиспетчеры, высокооплачиваемый персонал управления, бортпроводники и т.д.), то по аэропортам наш мониторинг показал – медианная зарплата работников (за вычетом зарплат управленцев) 28 – 30 тысяч рублей.

Вообще по отрасли за 4 года её рост составил всего 7 – 8 процентов. Каждое пятое предприятие или организация в отрасли в прошлом году не индексировало зарплату, многие не делали этого в течение несколько лет.

За последние три года не наблюдалось повышение зарплат бортпроводников. Нет особых надежд на увеличение их заработков в ближайшем будущем. Председатели первичных организаций служб бортпроводников полагают, что опасения эти вполне оправданны. По их оценкам никаких серьёзных изменений в сторону повышения как номинальной, так и реальной заработной платы ожидать не стоит. Причины этому как субъективные – стремление авиакомпаний получить больше прибыли, так и объективные - переизбыток количества бортпроводников на рынке труда в России (по различным источникам от 20 до 30 процентов), прогнозируемый вялый рост авиационного производства, ускорение инфляции, увеличение налоговой и иной нагрузки, которые заставят работодателей снижать издержки на фоне резкого увеличения стоимости авиатоплива и аэропортового обслуживания, тем самым проводить оптимизацию своих финансовых средств.

Сегодня в авиакомпаниях работает около 35 тысяч бортпроводников, из них почти 25 тысяч летающих (остальные находятся в декретных и очередных отпусках, болеют и т.д.). В общем их количестве насчитывается 3 тысячи так называемых квалифицированных бортпроводников, имеющих стаж не менее 5 лет в данной профессии.

В настоящее время почти 7 тысяч бортпроводников работает в иностранных авиакомпаниях. Главный стимул – высокая зарплата. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах бортпроводник получает 3 тысячи долларов в месяц с предоставлением жилья.

Профсоюз считает, что можно увеличить выплаты бортпроводникам путём оплаты ночных вылетов (после 22.00). Работодателям не выгодно это, они мало показывают их в своей отчётности, так как такие выплаты необходимо индексировать. В 2005 году авиакомпании ввели оплату за разъездной характер работы бортпроводников, таким образом сэкономив на работниках за счёт значительного уменьшения выплат, поэтому Профсоюз настаивает на необходимости вернуться опять к оплате суточных в командировке. Бортпроводники получат существенную прибавку к зарплате и в случае, если им будут оплачивать по средней сдельной, когда работодатель посылает их на учёбу или прохождение медкомиссии (сегодня он оплачивает прохождение медкомиссии, но не оплачивает рабочий день: в год работник проходит две медкомиссии, раз в год учёбу, инструктаж и прохождение теста). За нахождение в резерве бортпроводник, находясь в отеле, теряя личное время, получает считанные рубли.

Незначительные средства получает бортпроводник за реализацию на борту товаров, практически вся прибыль достаётся авиакомпании, хотя договор бортпроводник подписывает непосредственно с магазином «Дьюти фри».

Бортпроводник сможет получить дополнительный доход и от следующих мероприятий. На эстафетных рейсах у бортпроводника должен быть выбор в отношении питания, т.е. возможность получать вместо него денежную компенсацию. Также и в случае с питанием на разворотном рейсе (полёт не более трёх часов). Профсоюз рекомендует авиакомпаниям широко использовать практику выдачи бортпроводникам проездных билетов на общественный транспорт (например, авиакомпании ОАЭ возят бортпроводников на такси), а также предоставлять существенные скидки на парковку автомобилей.

Мониторинг Профсоюза показал, что в общем в оплате бортпроводников отсутствует гендерный разрыв в области оплаты труда. Однако на мужчин возлагается ряд ответственных обязанностей (например, приём ценного груза и т.д.).

Надо констатировать, что авиаработников также коснулось колоссальное социальное расслоение. Вообще надо отметить, что к 100-й годовщине Октябрьской революции уровень неравенства в стране вернулся к 1905 году. Очень тревожное воспроизводство обстоятельств очень тревожных годов.

14 августа 2018 года ОПАР проведен круглый стол на тему «Вопросы охраны труда бортпроводников». Участники Круглого стола заслушали информацию председателя первичной профсоюзной организации Московского филиала ПАО «Авиакомпания «Сибирь», заместителя начальника штаба ПАО «Авиакомпания «Сибирь» В.А. Ларина об опыте ПАО «Авиакомпании «Сибирь» по укреплению кадрового потенциала и обменялись мнениями по следующим проблемным вопросам:

- уровень оплаты труда и социального пакета для членов кабинных экипажей в отдельных авиакомпаниях;

- состояние текучести кадров среди бортпроводников в авиакомпаниях и особенности занятости и трудоустройства бортпроводников;

- отсутствие Отраслевого соглашения (ОТС) по гражданской авиации, как ключевого документа социального партнерства в отрасли и игнорирование руководством Росавиации предложений по заключению ОТС в организациях, подведомсвенных Росавиации;

- внесение изменений в приказ Минтранса России от 21.11.2005 № 139, регламентирующего особенности режима рабочего времени членов экипажей воздушного судна;

- перспективы принятия нового нормативного правового акта, регламентирующего предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер членам кабинного и летного экипажей воздушного судна и отмены приказа МГА СССР № 50;

- проблематика обеспечения бортпроводников санаторно-курортным лечением за счет ФСС;

- проблематика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах кабинных экипажей;

- предоставление кабинным экипажам условий для отдыха;

- принятие поправок в пенсионное законодательство;

- последние изменения в трудовом законодательстве, в том числе, законодательстве об охране труда.

Учитывая, что в круглом столе принимали участие представители Минтранса России, участники круглого стола обратились в Минтранс России с предложением отмены «Типовой инструкции по охране труда для бортовых проводников», утвержденной Минтрансом России, содержащей избыточные требования. Указанное предложение было поддержано Минтрансом России.

 

УВД

 

После V съезда Профсоюз регулярно проводит рабочие встречи с руководством Госкорпорации ОРВД для обсждения широкого спектра социально- трудовых вопросов:

1. Оплата стажировки. В рамках единого предприятия ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в каждом филиале существует свой коллективный договор. В результате этого работники единого предприятия, работающие в разных филиалах, имеют разные социальные льготы и условия оплаты труда в части размеров доплат. Например, при стажировке диспетчера УВД с целью получения первоначального допуска в большинстве филиалов инструктору производится ежемесячная доплата в размере 25% от оклада. В филиале "МЦ АУВД" эта доплата производится после стажировки и по факту составляет значительно меньше - около 15% в месяц. При этом, чем труднее проходит стажировка, чем больше времени инструктору требуется, чтобы ввести стажера в строй, тем меньший процент в месяц составляет доплата. Не учитывается тот факт, что московская воздушная зона является наиболее загруженной в России. Таким образом, оплата стажировки в МЦ АУВД в процентном выражении оказывается ниже, чем в других филиалах.
Предложено генеральному директору решить этот вопрос, путём инициирования внесения изменений в коллективный договор филиала "МЦ АУВД" и других филиалов, где это актуально. Предложение Профсоюза принято.

 2. Пенсионный вопрос. В настоящее время в соответствии с законодательством (закрепляющем дополнительные начисления работодателями) пенсионное обеспечение летного состава значительно выше средней пенсии по стране. Вопрос об инициировании изменений в пенсионное законодательство с целью повышения пенсий диспетчерского состава и работников ЭРТОС, как представляется, в сегодняшних условиях затруднительно. Однако, решить вопрос повышения пенсий работников предприятия можно через негосударственный пенсионный фонд "Авиаполис". На сегодняшний день максимальная месячная доплата неработающим пенсионерам составляет 3060 руб. (минус подоходный налог - 2662 руб.). Эта величина индексируется чрезвычайно редко - один раз в несколько лет. Профсоюз считает необходимым решить вопрос ежегодной индексации дополнительной пенсии (хотя бы на процент инфляции). Это предложение находится на рассмотрении в руководстве Госкорпорации.

3. Путёвки на санаторно-курортное лечение. В Госкорпорации решён вопрос выделения путевок на санаторно-курортное лечение для диспетчерского состава, имеющего диагнозы по здоровью. Остальным работникам путёвки выделяются по остаточному принципу. Существуют категории работников (как правило, это работники не относящиеся к диспетчерскому составу и ЭРТОС), которые не могут получить путёвки, так как этот вопрос не урегулирован должным образом. Учитывая современную государственную политику, направленную на укрепление здоровья граждан и развитие внутреннего туризма, Профсоюз внёс предложение рассмотреть возможность увеличения закупаемых путёвок и решение вопроса их справедливого распределения при участии ОПАР (отбор подходящих санаториев с участием представителей Профсоюза и внесение изменений в положения о санаторно-курортном лечении).

Ведется работа по защите прав членов ОПАР при сокращении штата в МЦ АУВД.

 

ИТС

В соответствии с решениями V съезда Профсоюз внёс ряд предложений по защите специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

Минтрансом была поддержана профсоюзная инициатива о дополнении «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации» (утверждено приказом Минтранса России от 07.07.2011 № 181) нормой о том, что обеденный перерыв данной категории работников не может быть менее 1 часа. Увеличение времени на полноценный обеденный перерыв с 30 минут до 1 часа связан с тем фактом, что специалистам по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов необходимо дополнительное время, чтобы дойти от самолета (ангара, перрона аэропорта) до комнаты приема пищи или столовой. При этом следует учесть время затрачиваемое специалистами на мытье рук от технических загрязнений занимает больше времени, чем обычно.

В целях защиты прав ИТС на полноценный отдых было также установлено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.

Профсоюз продолжает работу над совершенствованием нормативного регулирования в сфере труда авиатехников и инженеров.

 

Разработка современных профессиональных стандартов в гражданской авиации России

ОПАР активно взаимодействует со своими социальными партнерами по вопросам формирования в гражданской авиации современной системы независимой оценки квалификаций.

Председатель ОПАР принимал участие в заседаниях рабочей группы Минтранса, на которых были согласованы профессиональные стандарты гражданской авиации, в том числе, работе Временной комиссии по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, сформированной при Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Профсоюзом были обсуждены и согласованы, подготовленные по инициативе ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в рамках работы Подкомиссии по авиационной и космической деятельности Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, проекты профессиональных стандартов «Бортпроводник» и «Специалист авиационной и транспортной безопасности», а также первый профессиональный стандарт гражданской авиации, а именно: профессиональный стандарт «Работник по организации обслуживания пассажирских перевозок воздушным транспортом», утвержденный приказом Минтруда России от 07.09.2018 № 582н.

В целях информирования представителей работников и получения от них обратной связи на заседании ЦК ОПАР 27 ноября 2018 года по вопросу «О практике разработки профессиональных стандартов в гражданской авиации» с докладом выступила заместитель генерального директора по управлению персоналом ПАО «Авиакомпания «Сибирь» С.Д. Антошкина.

В настоящее время при участии ОПАР ведётся разработка проекта профстандарта «Пилот гражданской авиации».

 

Учебные заведения

Особое внимание в документах съезда было обращено на проблемы членов профсоюза в учебных заведениях гражданской авиации. Сегодня в них обучается более шести тысяч человек, из них почти 70% за счёт федерального бюджета. С трудом, но идёт образование единого образовательного кластера.

С 1 сентября 2019 года студентов готовят по новым цифровым программам, но в некоторых вузах транспортной отрасли масштабное техническое переоснащение проходило ещё в 1974 году. Министерство образования России навязывает нашим отраслевым вузам массовое внедрение дистанционных курсов обучения, что, конечно, не приемлемо для транспортных вузов, это подходит для гуманитарного образования.

Проблемы со стипендиями (1 тысяча рублей), быта в общежитиях, организацией питания учащихся. Вот задачи, на решение которых направлены усилия Профсоюза.

В своих неоднократных обращениях на имя председателя Правительства РФ Д.А. Медведева Профсоюз требует обратить внимание на бедственное положение профессионального образования в гражданской авиации России и дать соответствующие поручения финансовому блоку Правительства Российской Федерации.

Начиная с 2016 года под «каток оптимизации» попадают работники учебных заведений и обучающиеся - будущее гражданской авиации России, что имеет непосредственное отношение к качеству подготовки авиационных специалистов, безопасности полетов воздушных судов, жизни и смерти каждого приходящего на борт самолета, вертолета. Речь идет о положительном формировании так называемого «человеческого фактора» в авиации. Это требует, естественно, дополнительных финансовых вложений в профессиональную подготовку.

Проблема по финансированию высших и средних авиационных учебных заведений возникла ещё в октябре-ноябре 2016 года. Финансирование было произведено без учета специфики авиационных учебных заведений. Не были учтены затраты на производство лётной практики и обслуживание воздушных судов, а также других служб, обеспечивающих полёты курсантов.

Указанное перманентное недофинансирование напрямую влияет на уровень жизни работников, заработная плата которых остается на позорно низком уровне для гражданской авиации России: у авиатехников, непосредственно занятых на обслуживании воздушных судов зарплата на сегодня составляет 15-20 тысяч рублей, у водителей службы спецтранспорта - 10-15 тысяч рублей. У остальных категорий работников - лаборантов, техников различных служб, в том числе и служб авиационной безопасности, СПАСОБ, ЭРТОС, и т.п. - около 8-10 тысяч рублей.

На этом удручающем фоне в более-менее приличной ситуации находятся преподавательский и лётный состав. Они, по сути, потеряли только премию, и некоторые из них персональные коэффициенты, которые назначаются в соответствии с коллективным договором приказом ректора при наличии финансовых возможностей.

В настоящее время учебные заведения существуют в основном за счёт внебюджетной деятельности тренажёрного центра и АУЦ.

Недофинансирование отразилось не только на заработной плате, но и на остальной деятельности учебных заведений. В настоящее время часто невозможно провести какую-либо закупку запасных частей к различному оборудованию.

Из-за недостаточного финансирования становится практически невозможным выполнять требования статей 37 и 38 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся организации питания обучающихся и обеспечения вещевым имуществом (обмундированием). Не хватает средств на уплату налогов, сокращается численность сотрудников, все уже оптимизировали, сократили, уменьшили. Работники колледжей и вузов, курсанты и их родители встревожены предстоящей перспективой. Просят реальной помощи. Хотят верить в положительное начало всех оптимизирующих мероприятий, проводимых сверху.

Центральный комитет Общероссийского профсоюза авиационных работников считает, что сложившаяся ситуация ненормальна, поскольку авиационные учебные заведения вынуждены выполнять государственный заказ по подготовке лётного и диспетчерского состава по сути за счёт своей внебюджетной деятельности. А ведь эти средства, при нормальном бюджетном финансировании, можно было бы направить на повышение заработной платы, дальнейшую модернизацию авиационной техники, на другие необходимые статьи текущей деятельности.

В конце августа под давлением профсоюзов гражданской авиации по поручению Правительства Минтранс подготовил и внес предложения по увеличению финансирования подготовки пилотов.

 

О повышении оплаты труда работникам гидрометслужбы

 

Общероссийский профсоюз авиационных работников на всех своих заседаниях рассматривал вопросы о состоянии оплаты труда в организациях Росгидромета, о дополнительном финансировании службы.

Профсоюз считает одним из приоритетных направлений своей работы - добиваться установления такой оплаты труда для всех категорий работников гидрометеорологической службы, которая отражает их квалификацию, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда .

На ежегодных проводимых итоговых Коллегиях Росгидромета Профсоюз неизменно подтверждал свою линию на установление работникам службы достойной заработной платы. В связи с тем, что Росгидромет не попал в «Майские указы Президента», финансирование из бюджета было недостаточным исходя из тех задач, которые выполнялись всеми подразделениями Гидрометеорологической службы. Повышение оплаты труда происходило только через незначительную индексацию текущей заработной платы на уровень инфляции. В последнем выступлении на итоговой Коллегии Росгидромета 21 февраля 2019 г. было еще раз отмечено, что одна из основных задач профессионального союза заключается в справедливом распределении вознаграждения за труд. Средняя величина заработной платы (сеть) в 2018 году была 33 315 рублей (официальные данные из доклада Руководителя Росгидромета), которая не отражает фактическую оплату труда различных категорий специалистов.

После длительных переговоров 15 марта 2018 года было заключено Отраслевое соглашение между Профсоюзом и Росгидрометом. Соглашение является основой для заключения коллективных договоров . Основная нагрузка по сохранению ранее достигнутых социальных льгот при коллективных переговорах легла на первичные профсоюзные организации. Росгидромет гарантировал выполнение обязательств только по финансированию из федерального бюджета, а все выплаты социального характера обеспечивались за счет внебюджетных поступлений, которые отличались по величине в разных организациях.

В соответствии с Постановлением Общероссийского профсоюза авиационных работников от 01.03.2018 года с 05 по 13 марта прошла профсоюзная акция «Письмо Президенту». В связи с технической сложностью по отправке индивидуальных писем, часть обращений направлялось от коллективов, поэтому участников акции было больше. Итого Президенту РФ было направлено 3369 обращений.

После повышения МРОТ возникла проблема по дополнительному финансированию. Профсоюз обращался к Министру финансов о перечислении этих средств, дважды не было ответа на наши обращения. После жалобы в Генеральную прокуратуру ответ был получен.

 

Усугубление ситуации произошло в связи с принятием закона об установлении МРОТ равного прожиточному минимуму. Заработные платы специалистов практически сравнялись, что послужила возникновению недовольства в коллективах.

Впервые Общероссийский профсоюз авиационных работников 28 мая 2019 года вынес на заседание Общественного совета вопрос о своих задачах в условиях реализации « Плана мероприятий (дорожная карта) по повышению эффективности деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Поставленная цель рассмотрения на Совете — привлечение внимания к социально-экономическим проблемам работников Гидрометеорологической службы, их обсуждение и выработка единого подхода к финансированию службы из различных источников .

Общественный совет поддержал позицию Профсоюза по вопросу оплаты труда. Председатель Общественного совета при Министерстве природных ресурсов в своем выступлении выразил желание оказать содействие в решении этой проблемы.

03 июля 2019 года на имя Председателя Правительства Д.А.Медведева было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос выделения дополнительного финансирования для установления заработной платы специалистам гидрометеорологической службы на уровне средних трудовых доходов по региону. В письме были приведены основные положения «Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областей на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата)». Систематическое недофинансирование из федерального бюджета привело к диспропорции в оплате труда специалистов. Низкая заработная плата по сравнению с другими бюджетниками не позволяет добиться сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижа профессии, эффективного участия молодых работников в рабочем процессе, обеспечения преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности. К письму была приложена подробная справка –обоснование с аргументами для эффективной реализации Стратегии.

Председатель Профсоюза был вынужден 24 сентября направить Президенту телеграмму об оказании помощи в преодолении бездействия Правительства по решению проблем работников бюджетной сферы – трудящихся гидрометслужбы. Профсоюз еще имеет ресурс на своем уровне решить эту проблему без привлечения членов профсоюза к активным действиям, а именно, направить обращения в Общественный Совет при Министерстве природных ресурсов и экологии, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственную Думу РФ.

 

Охрана труда.

Вопросы охраны труда, безопасность работника на производстве, сохранение жизни и здоровья работающих, улучшение условий на рабочих местах - одни из приоритетных в решениях V съезда ОПАР.

В 2017 году на заседании ЦК ОПАР было утверждено Положение о технической инспекции труда Профсоюза с учетом произошедших изменений в трудовом законодательстве РФ.

Республиканскими, территориальными организациями осуществлялся постоянный мониторинг проведения спецоценки условий труда (СОУТ), обобщалась практика ее проведения. Внедрение СОУТ при действующем несовершенстве законодательных норм не способствует реальному улучшению условий труда на предприятиях. Профсоюз неоднократно вносил соответствующие предложения по совершенствованию методик проведения СОУТ в ФНПР и Роструд, законодательные и исполнительные органы РФ, при обсуждении в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) и ее рабочих группах.

Большинством республиканских, территориальных, первичных организаций профсоюза при проведении СОУТ были выявлены и во многом устранены большое количество случаев снижения подклассов и классов условий труда, что непосредственно влияло на уменьшение или отмену ранее предоставляемых компенсационных мер. Устранен был ряд грубых нарушений законодательства со стороны руководителей ряда предприятий, связанных с фактическим игнорированием установленных прав представителей работников от Профсоюза и не включением их в состав комиссии при проведении СОУТ.

В марте 2016 года Исполком ОПАР рассмотрел вопрос «О ходе мероприятий по специальной оценке условий труда на предприятиях и в организациях гражданской авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ».

В 2018 году Исполком ОПАР рассматривал вопросы охраны труда:

- «О работе первичной профсоюзной организации работников АО «Международный аэропорт Шереметьево» в сфере охраны труда», на котором была отмечена положительная работа первичной профсоюзной организации в области охраны труда»;

- «О практике работы Красноярской территориальной организации ОПАР по вопросам охраны труда и правозащитной деятельности в свете решений V съезда Профсоюза».

Впервые в профсоюзной практике был подготовлен и рассмотрен вопрос «Об информации об анализе разделов по охране труда коллективных договоров предприятий», где было предложено наряду с локальными нормами усилить профилактику правонарушений.

Проведено заседание Постоянной комиссии ЦК ОПАР по охране труда и защите от экологической опасности с повесткой дня «О практике совместной работы администрации и профкома АО «Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ» (МАРЗ) по вопросам охраны труда» с выездом непосредственно на завод.

В целях оказания практической помощи организациям Профсоюза разработаны и утверждены постановлением ЦК ОПАР Рекомендации Общероссийского профсоюза авиационных работников по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда в организациях (предприятиях) гражданской авиации, Росгидромета и ДОСААФ России.

В ноябре 2018 года ЦК ОПАР утвердил Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда в организациях (предприятиях) гражданской авиации, Росгидромета и ДОСААФ России.

Уделялось внимание выявлению и устранению нарушений при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, занятыми на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, с целью определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы. Этому способствовало проведенный Профсоюзом в г. Москве с профсоюзным активом семинар-совещание по вопросам практической реализации профсоюзного контроля за применением норм по охране труда.

Одной из существенных проблем в сфере охраны труда по-прежнему является производственный травматизм. Несмотря на принимаемые ежегодно меры организационного и финансового характера добиться существенного снижения количества несчастных случаев и количества пострадавших в них работников пока не удается, в том числе по количеству несчастных случаев с тяжелым исходом.

За 1 полугодие 2019 года в ГА произошло 86 несчастных случаев, из них с тяжелым исходом 9 случаев, 4 со смертельным исходом. В Росгидромете 24 несчастных случаев, с тяжелым исходом 7 случаев, со смертельным 6 случаев.

Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

допуск к выполнению работ лиц, не прошедших должное обучение и инструктаж по охране труда; устаревшее оборудование и технологии, несовершенные средства защиты; недостаточное финансирование мер по охране труда. При этом около 30% несчастных случаев на производстве происходит по вине работника, 70% из которых это нарушение трудового распорядка, дисциплины труда. Остальные происходят чаще всего по вине руководителей, не обучивших персонал, своевременно не выявивших технологические упущения.

Профсоюз уделяет внимание проблеме обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). При этом проверки показывают, что в ряде организаций приобретение СИЗ осуществляется по остаточному принципу в целях экономии, не всегда выдерживаются установленные типовые нормы обеспечения, имеет место низкое качество спецодежды, ботинок и рукавиц, отсутствие сертификатов их соответствия. Немало случаев, когда не производится своевременная замена средств индивидуальной защиты в случае их порчи до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работников, а также чистка и ремонт. Не все работодатели учитывают, что применение качественных СИЗ способствует безопасности условия труда, несет экономическую выгоду, высокую производительность труда, а излишняя экономия нередко приводит к проблемам в сфере безопасности труда. ОПАР провел анкетирование с целью формирования позиции по проблеме нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В информации, направленной в Росавиацию и Росгидромет, изложены предложения по совершенствованию принимаемых мер в деле разработки, обеспечения работников СИЗ.

Уделяется внимание Профсоюзом выявлению и устранению нарушений при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, занятыми на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, с целью определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы. Этому способствовал проведенный Профсоюзом в г. Москве с профсоюзным активом семинар-совещание по вопросам практической реализации профсоюзного контроля за применением норм по охране труда.

 

Правозащитная деятельность. 

За период после V съезда особое внимание Профсоюзом уделено защите трудовых прав авиаработников, осуществлению контроля за соблюдением на предприятиях и организациях гражданской авиации гидрометслужбы, ДОСААФ России норм трудового законодательства.

ЦК ОПАР в 2017 года утвердил новое Положение о правовой инспекции труда Профсоюза с учетом произошедших изменений в законодательстве.

Подготовлен проект Рекомендаций ОПАР по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях гражданской авиации, гидрометслужбы, ДОСААФ России.

Профсоюзом проведено около тысячи проверок соблюдения администрацией предприятий норм трудового законодательства, из них каждая четвертая были проведены совместно с региональными отделениями федеральной инспекции по труду и органами прокуратуры. Выявлено 2137 нарушений норм трудового законодательства, из которых около 1900 устранено.

Активная работа в сфере контроля за соблюдением администрацией трудового законодательства проводилась в Юга России, Красноярской, Уральской, Магаданской территориальных организациях ОПАР. В этих территориальных организациях профсоюза действуют соглашения о взаимодействии с государственной инспекцией труда и проведении совместных проверок по вопросам соблюдения работодателями требований трудового законодательства.

В процессе осуществления законотворческой деятельности Профсоюз вносил предложения в законодательные инстанции по 147 законопроектам.

Профсоюзными организациями ОПАР рассмотрено свыше 7 тыс. письменных обращений авиаработников по различным нарушениям их прав и законных интересов, из которых более половины удовлетворено полностью или частично, в том числе восстановлено на работе в связи с незаконными увольнениями 37 человек.

Многие организации Профсоюза применяют оправдывающую себя практику переговоров с работодателями по добровольному устранению выявленных нарушений, а также обсуждают оптимальные формы и способы их устранения. В случае не достижения договоренности об устранении нарушений в добровольном порядке работодателям направлялись соответствующие представления.

ОПАР даны разъяснения по 970 обращениям территориальных, первичных организаций профсоюза и работников предприятий, учреждений, организаций по различным вопросам, связанным с применением норм трудового законодательства. Оказывалась регулярная методическая помощь территориальным и первичным профсоюзным организациям путем направления разъяснений по нормам ТК РФ, обзоров по внесению изменений в законодательство РФ, практики разрешения трудовых споров, консультаций профактива и членов Профсоюза по вопросам трудового законодательства. Эти материалы и документы публикуются на официальном сайте ОПАР.

В республиканских, территориальных организациях Профсоюза практикуется проведение комплекса мер по расширению консультирования и оказания правовой помощи работникам по актуальным вопросам трудового законодательства с использованием средств массовой информации и широким применением современных информационных технологий, что способствует повышению правовой грамотности членов профсоюза.

Увеличилось число Комиссий по трудовым спорам (КТС) до 208 или 89% от общего числа предприятий, в которых созданы первичные организации профсоюза. В КТС за период после V съезда Профсоюза было рассмотрено свыше 900 обращений, удовлетворено в пользу работников более 740.

Профсоюз  обратился в Генеральную прокуратуру РФ о привлечении к ответственности генерального директора АО «Аэропорт Бегишево» С.А. Романцева за незаконное вмешательство в деятельность первичной профсоюзной организации  ОПАР этого предприятия. 

В июле этого года Южная транспортная прокуратура рассмотрела обращение ОПАР в Генеральную прокуратуру об имеющих место нарушениях трудового законодательства в ООО «Международный аэропорт Симферополь». Транспортной прокуратурой отмечено, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в установлении работникам аэропорта режима рабочего времени и времени отдыха, не соответствующего требованиям законодательства и трудовым договорам. Прокуратурой вынесено представление об устранении допущенных нарушений и направлены уведомления о возбуждении дел об административных нарушениях.

Профсоюз взял под особый контроль ситуацию с нарушением прав работников авиакомпании «Ред Вингс». На заседании Центрального комитета Профсоюза в ноябре 2018 был рассмотрен вопрос «О грубейших нарушениях норм трудового права  и авиационной безопасности в АО "Ред Вингс". По информации, поступившей из первичной профсоюзной организации АО «Ред Вингс», на протяжении длительного времени, в отношении сотрудников АО "Ред Вингс" допускаются многочисленные, грубые нарушения их трудовых прав и охраняемых законом интересов. Указанная информация, рассмотренная на заседании ЦК ОПАР, была доведена до сведения правоохранительных органов, до руководства Минтранса и Росавиации.

Важно отметить, что между Общероссийским профсоюзом авиационных работников и Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в 2018 году заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере защиты трудовых прав граждан. 

Соглашение призвано способствовать конструктивному сотрудничеству с целью повышения действенности и эффективности прокурорского надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. 

Стороны Соглашения обязуются совместно действовать для обеспечения защиты прав авиационных работников на труд и охрану труда, выявления, устранения и предупреждения их нарушений путем использования информационных, правовых и организационных ресурсов в планировании и реализации совместных мероприятий в указанной сфере. Текст Соглашения размещен на сайте ОПАР в рубрике «Юридическая служба».