26.04.2024
d 028.jpg

         О работе Центрального комитета ОПАР

за первый квартал

2018 года

 

 

 

15 марта 2018 года Председатель Профсоюза и Руководитель Росгидромета подписали Отраслевое соглашение по гидрометслужбе. 

Общероссийский профсоюз авиационных работников принял решение о проведении акции по повышению заработной платы работникам Гидрометслужбы в виде направления электронных писем в  адрес Президента России. Акция проводилась с 05 по 13 марта 2018 года.

Поводом для проведения акции стали действия руководителей учреждений Росгидромета, которые в целях формального выполнения требований трудового законодательства о не включении в МРОТ северных надбавок и коэффициентов провели «корректировку» оплаты труда, в результате которой высококвалифицированные работники гидрометслужбы с высшим образованием и многолетним опытом работы в отрасли были уравнены в оплате труда с работниками 1 квалификационного уровня, не имеющими высшего образования.

Тем самым были нарушены базовые принципы трудового законодательства о праве каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

 По поступающим из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций уведомлениям о регистрации обращений, 3500 писем работников гидрометслужбы перенаправлялись не в Минфин или в Роструд, а в Росгидромет. т.е. в орган власти не принимающий решений о финансировании гидрометслужбы.

В связи с тем, что к Руководству Росгидромета требования Профсоюза о повышении заработной платы не предъявлялись,  ответы на обращения в адрес Президента Российской Федерации от Росгидромета по мнению Профсоюза являются ни к чему не обязывающей констатацией позорной для нашей Родины нищеты работников гидрометслужбы.

Общероссийский профсоюз авиационных работников обратился с соответствующим открытым письмом к Президенту Российской Федерации.

Из Администрации Президента поступила информация о продлении до двух месяцев срока рассмотрения данного письма.

На встрече председателя Профсоюза с председателем Комитета Государственной Думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Я.Е. Ниловым была достигнута договоренность о проведении круглого стола в Госдуме по вопросам повышения заработной платы работникам гидрометслужбы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление от 27 ноября 2008 года N 11-П, Определение от 1 октября 2009 года N 1160-О-О). При этом, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2132135146148315316 и 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О и от 25 февраля 2010 года N 162-О-О). Точку в данном вопросе поставило широко освещавшееся в прессе Постановление Конституционного Суда РФ.

Несмотря на это по информации поступающей в аппарат ЦК ОПАР отдельные представители работодателей искажают позицию высшей судебной инстанции, указав, что она касается только северных надбавок и коэффициентов и не относится к другим компенсациям, а также, что Постановление Конституционного Суда нужно применять только при наличии средств у работодателя.

Профсоюз заявляет, что правовая позиция Конституционного Суда ставит точку в обсуждении темы о необходимости включать любые компенсационные выплаты, в том числе и районные коэффициенты в МРОТ. Указанные выплаты не могут входить в МРОТ и организации независимо от формы собственности обязаны руководствоваться данной позицией Конституционного Суда!

В современном мире процессы роста продолжительности жизни и снижения рождаемости ведут к закономерному старению населения. Перед разными государствами возникают общие проблемы обеспечения нормальной жизни для людей, вышедших из трудоспособного возраста, обеспечения достойной старости для своих граждан.

Согласно глобальному индексу AgeWatch Россия в 2015 году заняла 65 место из 96 стран по уровню социального и экономического благополучия пожилых людей. При этом Беларусь, ВВП на душу населения которой в 2015 году был в полтора раза меньше чем у России, заняла 64 позицию, а, например, Венгрия, у которой ВВП на душу населения такой же как у России – 39 место. В сравнении со странами БРИКС положение России по индексу AgeWatch выглядит следующим образом: Китай (52), Бразилия (56), Россия (65), Индия (71), ЮАР (78).

Профсоюз считает, что необходимо предпринять решительные меры для улучшения жизни пожилых людей. Старость должна перестать ассоциироваться с бедностью и лишениями.

Центральное место в вопросах обеспечения достойного уровня жизни пожилых, в сокращении бедности и неравенства занимает эффективная и справедливая пенсионная система, ее задача помочь человеку после выхода на заслуженную пенсию вести достойную и полноценную жизнь.

В Госдуме в настоящее время проходит обсуждение законопроект, согласно которому каждому пенсионеру, которому назначена страховая пенсия по старости, раз в год в декабре месяце будет выплачиваться дополнительная страховая пенсия по старости (так называемая «тринадцатая пенсия»).

Профсоюз поддерживает данный законопроект, направленный на поддержку одной из наименее социально защищенных категорий наших сограждан – пенсионеров. Установление дополнительной страховой пенсии по старости позволит повысить уровень благосостояния граждан данной категории, будет способствовать восстановлению социальной справедливости в отношении лиц, всю жизнь проработавших в интересах развития страны.

Председатель Профсоюза принял участие в работе итоговой коллегии Росавиации. С докладом «О реализации плана деятельности Федерального агентства воздушного транспорта за 2017 год» выступил Руководитель Росавиации А.В. Нерадько.

На коллегии было отмечено, что в 2017 году российскими авиакомпаниями было перевезено 105 млн. пассажиров, что на 18% выше показателей 2016 года. Это наивысший показатель в истории гражданской авиации Российской Федерации. Российскими аэропортами было обслужено более 186 млн. российских и иностранных  граждан на международных и внутренних маршрутах. Этот показатель увеличился на 17 % по отношению к 2016 году. Основные показатели деятельности гражданской авиации России по перевозке пассажиров и пассажирообороту за 2017 год определились по 35 авиакомпаниям, удельный вес которых при их оценке составил 99,3% и 99,8% соответственно. Основной объем перевозок и грузооборот выполнен 5 авиакомпаниями: «Эйр БриджКарго», «Аэрофлот», «Волга-Днепр», «Сибирь» и «Россия».

Участвуя в решении государственной задачи по развитию транспортных узлов, обеспечивающих межрегиональные связи и формирование единого транспортного пространства, усилия Росавиации были направлены на сохранение тенденции строительства и модернизации взлетно-посадочных полос в российских узловых аэропортах, что особенно значимо для развития Дальнего Востока, Крайнего Севера и труднодоступных районов Сибири.

Росавиацией были приняты меры по развитию региональных авиаперевозок, обеспечению потребности в авиаперевозках пассажиров на социально значимых маршрутах, обновлению парка воздушных судов.

Гражданская авиация в истекшем году активно участвовала в реализации государственной программ РФ «Социальная поддержка граждан» и «Развитие здравоохранения». За 2017 год в центральной врачебно-летной экспертной комиссии и 40 врачебно-летных экспертных комиссиях в соответствии с федеральными авиационными правилами проведено 38363 медицинских освидетельствования лиц авиационного персонала, из них признано негодными к работе 2206 человек, направлено на лечение 1217 человек.

На коллегии отмечалось, что в 2017 году не были выполнены мероприятия по финансированию объектов капитального строительства, а также по некоторым программам субсидирования. Большой проблемой стало ухудшение финансового состояния  подрядных организаций, приводящих к срыву сроков строительства объектов.

Во встрече Министра транспорта РФ Максима Соколова с представителями общероссийских профсоюзов гражданской авиации приняли участие представители Минтранса России, Росавиации и Ространснадзора, профессиональных союзов летного состава, работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации, авиационных работников, авиадиспетчеров, сотрудников радиолокации, радионавигации и связи.

Во вступительном слове М. Соколов поздравил собравшихся со знаменательной датой – 95-летием гражданской авиации России. «Сегодня гражданская авиация – это сложная многоцелевая отрасль с обширным и разнообразным парком воздушных судов, широкой сетью аэропортов, учебных и научных заведений. Она имеет необходимое количество ремонтных предприятий, разветвленную систему управления воздушным движением и другие структуры, обеспечивающие ее жизнедеятельность», – сказал он.

Министр рассказал об итогах деятельности гражданской авиации в 2017 г., отметив устойчивый рост перевозок пассажиров и грузов. Перевозки пассажиров составили более 105 млн человек, на внутренних линиях – свыше 62 млн. Это является абсолютным рекордом за всю историю гражданской авиации России. Одной из причин такого роста являются меры господдержки региональных авиаперевозок. Реализовано 4 программы субсидирования на сумму около 7 млрд рублей, полеты выполнялись по 228 маршрутам, перевезено почти 1,4 млн человек.

Также затронут вопрос комплексного развития аэропортовой сети. В прошлом году осуществлялось строительство и реконструкция 26 аэропортов, введен в эксплуатацию аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, 6 новых взлетно-посадочных полос. В приоритетах на текущий год подготовка инфраструктуры к ЧМ-2018 по футболу, реконструкция аэропортов Дальнего Востока, а также ряда региональных воздушных гаваней.

Участники обсудили законотворческую деятельность Министерства. Принят закон о присоединении России к Монреальской Конвенции, усовершенствован порядок установления и использования приаэродромной территории, внесены изменения в законодательство в части провоза багажа. На стадии согласования и подготовки к внесению в Правительство находится 8 законопроектов.

Особо важным является проект, направленный на создание законодательной и правовой основы для урегулирования вопросов, связанных с медицинским обеспечением полетов и врачебно-летной экспертизой, направленных на повышение уровня безопасности полетов. Отдельно отмечен законопроект об изменениях в Воздушный Кодекс в части аттестации авиационного персонала в гражданской авиации, который будет способствовать последующей работе над квалификационными требованиями к управленческому персоналу отрасли.

Помимо этого, в ходе дискуссии участники обсудили вопросы оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей, предоставления дополнительного отпуска за особые условия труда, пенсионного обеспечения работников отрасли, безопасности полетов, и ряд других тем.

Состоялось расширенное заседание коллегии Росгидромета с повесткой дня: «О деятельности Росгидромета в 2017 году и приоритетных задачах на 2018 год». С докладом выступил Руководитель Росгидромета М.Е. Яковенко.

На коллегии выступила заместитель председателя Профсоюза З.И. Воронкова, которая обратила внимание на то, что увеличение МРОТ до 9489 руб., а затем с 1 мая – более 11 тыс. рублей высветило серьезные проблемы. До настоящего времени Министерство финансов не перечислило Росгидромету 1 млрд. 278 млн. руб. на покрытие разницы. Тем самым организации поставлены в тяжелое положение. Кроме того, увеличение заработной платы до МРОТ приведет к выравниванию уровня заработной платы независимо от квалификации и объема работ.

Профсоюз считает, что увеличение заработной платы работникам на 4% не решает проблемы, необходимо увеличить заработную плату примерно на такой же процент, как у низкооплачиваемых.  В этих целях Профсоюз по согласованию с Комитетом Государственной Думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов планирует организовать круглый стол в Государственной Думе РФ в мае 2018 года с участием представителей Росгидромета, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и других министерств и ведомств по вопросу заработной платы работников отрасли.  

15-16 февраля в Москве Профсоюз провел обучение профактива по программе «Менеджмент социально-ориентированной некоммерческой общественной организации».

Участники семинара из Хабаровска, Мурманска, Якутии, Иркутска, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Минеральных Вод, Казани, Москвы, Рязанской области прослушали лекции и получили развернутые ответы на вопросы по актуальным темам социально-трудовой сферы:

- Порядок заключения отдельного соглашения к коллективному договору.

- Мотивация профсоюзного членства и профсоюзной активности.

- Пенсионная реформа. Последние изменения.

- Специальная оценка условий труда.

- Профстандарты и независимая оценка квалификации.

- Актуальные вопросы применения норм Трудового законодательства.

В семинаре приняли участие представители профсоюзов гражданской авиации Азербайджана, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана

Председатель Профсоюза принял участие в Социальном форуме «Ответственное взаимодействие бизнеса и власти в целях устойчивого социального развития», проводимом в рамках Недели российского бизнеса.

На форуме обсуждались следующие вопросы:

- социальное развитие и состояние рынка труда: ключевые итоги 2017 года и приоритеты в среднесрочной перспективе;

- основные задачи Генерального соглашения на 2018-2020 годы;

- роль межсекторного взаимодействия и партнёрства в улучшении социального климата и развитии человеческого потенциала; 

- российский бизнес и цели устойчивого развития;

- расширение участия негосударственного сектора в социальной сфере: социальное предпринимательство, некоммерческие организации, малый и средний бизнес.

Помимо ведущих социально ориентированных бизнесменов участие в Форуме приняли представители федеральных и региональных органов власти во главе с заместителем председателя Правительства О. Ю. Голодец, Я.Е. Нилов - председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители профсоюзных организаций, видные ученые.

Свое выступление О.Ю. Голодец начала с сообщения о повышении с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума: «Это является «цивилизационным решением». Все мы к этому должны быть готовы, и я обращаю внимание, прежде всего, предприятий, чтобы все на всех уровнях сделали это качественно и воспользовались моментом. Мы много и долго говорили о создании высокопроизводительных рабочих мест, об отказе от рабочих мест, где требуется низкая квалификация работников. Час настал. Я думаю, что когда мы говорим сегодня о росте производительности труда - это, прежде всего, отказ от неэффективных рабочих мест, замена их машинами и оборудованием, причем желательно, чтобы эти машины и оборудование также производились на территории Российской Федерации. Это очень серьезный вызов и очень серьезный шаг, без которого не может быть развития нашей экономики».

Она рассказала, что во время работы над программой «Кадры Дальнего Востока», столкнулась с тем, что из 23 тыс. существующих рабочих мест 11 тыс. не требовали вообще никакой квалификации: «Это очень серьёзный вызов на сегодняшний день. Рабочие места, которые не требуют квалификации, они сегодня не представляют интереса, это не двигатель, не локомотив нашей экономики. Сегодня нужно внимательно относиться к качеству рабочих мест. Должен быть порог тех рабочих мест, которые нам нужны и которые требуются нашей экономике. И мы, конечно, должны вступить сегодня в серьезную борьбу за наши ресурсы, потому что все время надо помнить, что мы находимся в открытой конкурентной среде с формированием рынка». По ее словам Россия является миграционно привлекательной страной. Основная часть приезжих – выходцы с Украины. «На сегодняшний день миграционный поток в нашу пользу, то есть у нас миграционный поток по прошлому году составляет плюс пятьдесят тысяч человек, и это связано не только с экономическими, но с целым рядом политических тем», – заявила вице-премьер.
Она также признала существование проблемы оттока населения: «Мы понимаем, что вызов очень серьёзный, и если смотреть внимательно по категориям населения, то для молодёжи становятся привлекательными рабочие места по тем же специальностям в тех странах, которые могут предложить хорошие конкурентные условия. Сегодня наши люди успешно конкурируют в мире». Во время своих командировок она часто обращает внимание на то, что во всех ведущих учреждениях в мире работают российские специалисты. «Мы сегодня готовим кадры, но очень важно, умеем ли мы их использовать», – подвела итог О.Ю. Голодец.

Наиболее резонансным стало выступление М.В. Шмакова, который подверг резкой и обоснованной критике деятельность финансово-экономического блока правительства.

По его словам, озвученные днем ранее главой Минфина А.Г. Силуановым инициативы, в частности, уравнивание налога на добавленную стоимость (НДС) и страховых взносов на уровне 22%, «не иначе как бессовестными не назовёшь»: «Стабильность не бывает без доверия. Но если послушать, ну или вернуться к вчерашним заявлениям Министра финансов, то я считаю что доверие к такому правительству полностью утрачено. На сегодняшний день, вообще-то, к правительству не очень большое доверие во всех слоях нашего российского общества. Вот эта идея - 22 на 22 - это просто разрушение доверия, а когда разрушается доверие к части правительства, то и ко всему правительству».

По мнению М.В. Шмакова, действиями правительства разрушена основа для создания эффективного человеческого капитала. В частности, ущерб нанесен образованию, здравоохранению, культуре, науке - всему тому, что является базой для получения эффективного человеческого капитала.

Резкой критике со стороны председателя ФНПР подверглась и очередная пенсионная реформа: «В течение семи лет мы с вами внедряем пенсионную систему, входящую в стратегию, принятую в 2010 году. Сейчас она только-только заработала: год, ну полтора. И нам снова предлагают ее ломать. Для чего ее ломать? Снова поднять мутную воду в пенсионных делах, снова пенсионерам замутить мозги, и на этом деле попытаться заработать?». Он призвал защищать те решения, которые принимались, как долгосрочные, не может пенсионная система меняться раз в 3-4 года.

В своем выступлении замминистра экономики О.В. Фомичев выделил две основные проблемы: количественный дефицит персонала и качество образования, а как результат качество работы принятых сотрудников. Вместе эти два аспекта образуют острую нехватку квалифицированных кадров.
По его мнению, дальнейшее экономическое развитие напрямую связано с цифровизацией и технологическим прогрессом, и это предъявляет особые требования к предприятиям. Минэкономразвития готово оказывать содействие: в настоящий момент дорабатывается проект плана мероприятий по цифровизации экономики для обучения кадров.

В рамках Социального форума Я.Е. Нилов высказался за установление нижнего предела стоимости трудового часа для отдельных отраслей: «Текущее уравнивание МРОТ и прожиточного минимума коснулось лишь незначительной части россиян-бюджетников. Бизнес же ощутил потребность пусть в дорогих, но качественных кадрах раньше всех - программы повышения квалификации специалистов, наставничество молодых выпускников уже стали частью стратегии устойчивого развития во многих социально ответственных компаниях».

В России по-прежнему остается нерешенными вопросы заниженной стоимости рабочей силы и высокой дифференциации в зарплатах и доходах в различных секторах экономики и различных квалификациях. По словам Министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина, участвовавшего в Форуме: «Если мы говорим дальше о повышении производительности труда, об улучшении условий труда – не будет этого происходить, если у нас не будет высокой, достойной цены труда». При этом, глава Минтруда России отметил положительную тенденцию в развитии системы квалификаций в стране и подчеркнул, что работник должен стать ключевым ресурсом для работодателя.

Участники Форума обратили внимание на двухлетнее падение реальных доходов россиян на фоне роста зарплат, что может объясняться сокращением теневого сектора экономики.

Системное взаимодействие образовательных институтов, инфраструктурных организаций, компаний, законодателей, профессиональных ассоциаций и граждан необходимо для принятия оптимальных, взвешенных, сбалансированных решений в интересах всех сторон - к такому выводу пришли участники Социального форума.

Председатель Профсоюза принял участие в работе совещания в Минтруде РФ по обсуждению проекта постановления Правительства  РФ, разрабатываемого в целях реализации положения статьи 118 Трудового кодекса Российской Федерации о ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске за особый характер работы.

Профсоюз принял участие в подготовке и проведении торжественных мероприятий, приуроченных к 95 – летию гражданской авиации. По его представлению 29 членов профсоюза были награждены памятным знаком «95 лет гражданской авиации России», 40 ветеранов профсоюзного движения получили благодарственные письма министра транспорта РФ.

Председатель Профсоюза и председатель Дальневосточной территориальной организации ОПАР Х.А. Серожединов приняли участие во Всероссийском съезде транспортников по вопросу «Взаимодействие власти и бизнеса по выполнению поручений Президента РФ В.В. Путина и новым инициативам по развитию транспортного комплекса».

В первой части программы съезда состоялись заседания круглых столов по видам транспорта. В частности, по гражданской авиации были рассмотрены вопросы о состоянии производства отечественной авиационной техники, о развитии региональных (внутренних) авиалиний, о проблеме подготовки летных кадров и другие. Вел заседание заместитель министра транспорта РФ А.А. Юрчик.

В работе пленарного заседания приняли участие: Министр транспорта РФ М.Ю. Соколов, представители ряда министерств и ведомств, общественных организаций, научных и учебных заведений, руководители транспортных организаций и предприятий в субъектах Российской Федерации.

На съезде с большой речью выступил Президент РФ В.В. Путин.

Председатель Профсоюза принял участие в заседании Общественного совета при Росавиации  по вопросу: «Состояние безопасности полетов в гражданской авиации».

Общественный совет выразил серьезную обеспокоенность резким ростом аварийности в феврале 2018 года, которая привела к гибели 73 человек. Общественный совет настоятельно рекомендует Росавиации регулярно отслеживать ход ведущихся расследований с целью разработки и своевременного принятия профилактических мер.

Рекомендовано Федеральному агентству воздушного транспорта обратиться с предложениями в Министерство транспорта РФ и в установленном порядке в Правительство РФ по ускорению и разработке, а также принятию Государственной программы по обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации, определению приемлемого уровня безопасности полетов на фиксируемый период и назначению высшего должностного лица в Российской Федерации, ответственного за состояние безопасности полетов, внесению соответствующих корректив в Положения о Министерстве транспорта РФ и Росавиации.

Рекомендовано Федеральному агентству воздушного транспорта провести работу в авиапредприятиях по повышению эффективности систем управления безопасности полетов (СУБП), обратив особое внимание на ответственность за эффективность СУБП первых руководителей организаций – поставщиков услуг.

Рекомендовано Федеральному агентству воздушного транспорта расширить работу в авиапредприятиях по изучению проблем «человеческого фактора» при подготовке и выполнении полетов в системе высшего, среднего дополнительного образования и при повышении квалификации в соответствии с рекомендациями ИКАО «DOC 9683 «Руководство по обучению в области человеческого фактора», а также широкому использованию национального и международного опыта в данном вопросе.

Рекомендовано Федеральному агентству воздушного транспорта предложить Министерству промышленности и торговли РФ создать постоянно действующую межведомственную комиссию по рассмотрению проблем, возникающих при эксплуатации отечественной авиационной техники.

Рекомендовано Федеральному агентству воздушного транспорта рассмотреть вопрос и обратиться в Министерство транспорта РФ с предложением о внесении необходимых дополнений в Авиационные правила «Нормы летной годности самолетов транспортной категории» (АП-25), предусматривающих автоматическое включение обогрева ППД и перевод сигнализации о не включении или отказе в аварийную категорию,  как это сделано на большинстве современных пассажирских самолетах.

Совет одобрил проведение Росавиацией в 1 полугодии 2018 года:

- научно-практического семинара «Предотвращение авиационных происшествий с самолетами, связанных с потерей управления в полете. Подготовка летного состава самолетов транспортной категории к действиям при попадании в сложное пространственное положение и сваливании»;

- конференции по вопросам обеспечения безопасности полетов воздушных судов общего назначения.

Рекомендовано Росавиации продолжить участие в работе Европейской региональной экспертной группы ИКАО по безопасности полетов (ICAO EUR Regional expert safety team (IE-REST) по инициативам «Безопасность на ВПП» (подгруппа ICAO EUR Runways Safety group (IE-RSG) и «Подготовка летного состава» подгруппа ICAO EUR pilot training group (IE-PTG).         

      В марте по поручению Профсоюза председатель Крымской республиканской организации А.Н. Волочай принял участие в международном профсоюзном семинаре в г. Анкаре (Турция). Состоялся обмен опытом работы по вопросам защиты социально-трудовых прав работников гражданской авиации.

Профсоюз провел мониторинг по вопросам индексации заработной платы в 2017году. Он показал, что на ряде предприятий и организаций гражданской авиации и Росгидромета на которых действуют первичные профсоюзные организации Общероссийского профсоюза авиационных работников в 2017году прошла индексация или повышение заработной платы.

На 15% удалось проиндексировать заработную плату в 2017 году в Международном аэропорту «Казань».

На 10% проведена индексация в ООО « Аэропорт «Усть-Кут», ОАО «Новоуренгойский ОАО», АО «Нижневартовскавиа», Филиал Севера Сибири ФГУП «Аэронавигация по ОрВД», более чем на 5% проведена индексация на 27 предприятиях среди них: АО «Аэропорт Архангельск», Международный аэропорт Нижний Новгород, АО «Международный Аэропорт Иркутск», ПАО

«Аэропорт Братск», ОАО «Аэропорт Магадан», ФКП «Аэропорты Чукотки», ООО «Международный аэропорт Когалым», АО «Надымское авиапредприятие», АО «Аэропорт Якутск», Аэропорт Краснодар, Аэропорт Ростов – на -Дону, Аэропорт Сочи, Ставрополь завод № 412 ГА.

На 17 предприятиях индексация заработной платы проведена в размерах до 5% среди них КГУП «Хабаровские авиалинии», ФКП «Аэропорты Севера», Новосибирский авиаремонтный завод, ОАО «Аэропорт Чита», «Международный аэропорт Симферополь», ООО «Аэропорт Емельяново», АО «Авиакомпания « Аврора».

Несмотря на требования трудового законодательства о необходимости проведения индексации заработной платы и ответственность за нарушения такого требования, многие работодатели не стремятся проводить обязательную индексацию зарплаты работников (ст.5.27 КоАП РФ).

На 38 предприятиях гражданской авиации в 2017 году не проводилась индексация (повышение) заработной платы среди них Аэропорт Толмачево, ОАО «Аэропорт «Абакан», Аэропорт «Богучаны» филиал ГП КК «Авиапредприятие « Черемшанка», Аэропорт Кольцово, АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии», АО «Авиакомпания «Россия».

В некоторых предприятиях прошло повышение заработной платы от 4% до 7% среди них Омский завод ГА, Аэропорт «Байкит» филиал ГП КК «КрасАвиа», Аэропорт «Ванавара» филиал ГП КК «КрасАвиа», АО «Авиакомпания «Якутия». Ряд предприятий смогли увеличить среднюю заработную плату за счет увеличения объемов работы это Аэропорт «Богучаны» филиал ГП КК «Авиапредпритие «Черемшанка», Аэропорт «Игарка» филиал ГП КК «Авиапредприятие «Черемшанка» аэропорт «Черемшанка», ОАО «Аэропорт Сургут» выплатил 13 заработную плату.

К сожалению, не удалось провести индексацию заработной платы в большинстве организаций Росгидромета но в некоторых УГМС индексация прошла в пределах 4% это в ФГБУ «Крымская УГМС», ФГБУ «Якутское УГМС», ФГБУ«Дальневосточное УГМС», ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС»

Таким образом, мониторинг показал, что на большинстве предприятий гражданской авиации имеет место незначительный рост заработной платы который проводится путем индексации или повышением заработной платы, последнее происходит, скорее всего, в основном за счет увеличения объемов.

Профсоюз подвел итоги колдоговорной кампании 2017 года. Несмотря на определенные трудности, большинству профсоюзных комитетов удается сохранить социальную направленность коллективных договоров и предусматривать различные льготы и гарантии разным категориям работников.

Например, в коллективном договоре ГП ЧАО «ЧукотАВИА» и ОАО «Аэропорт Магадан» предусмотрено проведение мероприятий культурного досуга, спорта, оздоровления работников и членов семей за счет средств работодателя. Сохранен порядок оплаты стоимости детских путевок в оздоровительные и санаторные учреждения. Увеличена выплата денежной компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, в размере 5000 рублей ежемесячно.

Работникам, проживающим в населенных пунктах г.Магадан, п.Снежный, п.Уптар, п.Хасын, п.Стекольный компенсируются расходы по проезду из этих населенных пунктов на работу и обратно.

В коллективном договоре ГП ЧАО «ЧукотАВИА» предусмотрена ежегодная оплата проезда детям матерей одиночек.

Высокий процент коллективных договоров в Волжской территориальной организации: из 28 первичных профсоюзных организациях в 23 имеются коллективные договора, все прошли уведомительную регистрацию. В территориальной организации Юга России во всех 24 первичных профсоюзных организациях заключены коллективные договора.

Большую работу по заключению коллективных договоров и развитию социального партнерства проводят в Красноярской, Уральской, Дальневосточной территориальных организациях, им удается не только сохранить, но увеличить социальные льготы для работников. В разделах коллективных договоров отражены права и обязанности работодателей и работников предприятий, система оплаты труда, положения по охране труда, основные гарантии, компенсации и льготы. Изменения и дополнения, в действующие коллективные договоры вносятся в порядке, предусмотренном коллективным договором и отражают; перечень должностей по ненормированному рабочему дню и предоставление дополнительных отпусков; установление дополнительных гарантий и компенсаций молодым специалистам. Проверку выполнения коллективных договоров осуществляют постоянно действующие комиссии, созданные на предприятиях. В их составе представители работодателей и члены профсоюзного органа.

Общей проблемой для авиапредприятий продолжает оставаться отсутствие с сентября 2012года Отраслевого соглашения по гражданской авиации. На встрече 9 февраля под давлением профсоюзов отрасли Министр транспорта РФ М.Ю. Соколов дал поручение Руководителю Росавиации А.В. Нерадько принять меры к созданию в гражданской авиации объединения работодателей, что позволит заключить отраслевое соглашение. При заключении новых коллективных договоров работодатели стараются максимально снизить свои обязательства перед работниками в плане дополнительных гарантий и льгот. Если и раньше на местах при коллективных переговорах возникали проблемы с уровнем заработной платы и ее соотношения между категориями работников, доплатами за условия труда, предоставления дополнительных отпусков за вредные условия труда, бесплатный пролет к месту отдыха и т.д., то сейчас ссылаясь на отсутствие Отраслевого соглашения или нормативных документов Минтранса и Росавиации по этим вопросам, некоторые работодатели стремятся превратить коллективные договоры в конспект Трудового кодекса РФ, чаще руководствуясь не принципами социального партнерства и экономической обоснованностью, а просто продавливая свою позицию. Например, появилась тенденция убирать из коллективных договоров Положения и Приложения, касающихся трудовых отношений, в локальные нормативные акты, в том числе по оплате и охране труда, предоставлении дополнительных отпусков, других гарантий и льгот. Плохо то, что по некоторым позициям приказы не всегда оформляются надлежащим образом, или вообще «забываются», что в конечном счете наносит вред интересам работников и затрудняет профкому контроль за исполнением обязательств работодателя.

Профсоюз, уделяя внимание вопросам охраны труда, безопасности работника на производстве, осуществлял мониторинг проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).

Он показал, что внедрение СОУТ при действующем несовершенстве законодательных норм не способствует реальному улучшению условий труда в организациях и на предприятиях. Поэтому Профсоюз неоднократно вносил соответствующие предложения в законодательные и исполнительные органы РФ, при обсуждении в РТК и ее рабочих группах.

        Выявлены факты, когда эксперты по проведению СОУТ нередко допускают ошибки, идентифицируется неполное количество необходимых факторов. Они соглашаются декларировать рабочие места, которые не подлежат декларации. Оценивается обеспеченность СИЗ (средств индивидуальной защиты), а не эффективность обеспечения ими. При проведении измерений параметров шума неправильно выбирают стратегию измерений или не учитывают новые требования по шуму.

        Во многом этому способствуют не отрегулированные противоречия, имеющиеся в самой нормативной базе. Так, существенным недостатком при проведении СОУТ является то, что утвержденная приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014 г. общая методика проведения СОУТ несмотря на некоторые внесенные в нее поправки имеет ряд существенных недоработок и тем самым позволяет снижать уровень социальных гарантий без фактического улучшения условий труда. Неоправданно оказалась исключена из СОУТ оценка травмоопасности – основного фактора повреждения здоровья работников на рабочих местах. Имеют место расхождения в оценке вредности, что препятствует получению достоверной информации о безопасности рабочего места.

           Кроме того, данная методика носит универсальных характер и игнорирует особенности, которые по мнению Профсоюза следует учитывать при приведении спецоценки отдельных специальностей.  К таким, в частности, относятся рабочие места летных и кабинных экипажей на воздушных судах гражданской авиации.  Специального документа, который бы урегулировал данный вопрос, до сих пор нет.

Минтрудом РФ были предприняты определенные шаги по разработке  проекта приказа «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Над ним работала специально созданная рабочая группа, состоявшая из представителей Минтранса РФ, Росавиации, авиакомпаний и профсоюзов, в том числе ОПАР.

        В своих письмах в Минтруд РФ и Минтранс РФ Профсоюз настаивает на необходимости ускорения согласования проекта приказа. 

         Одной из проблем, затрудняющей проведение СОУТ, является немалая стоимость услуг оценивающих организаций. Поэтому бюджетные организации, к которым, в частности, относится гидрометслужба, пройдя один этап СОУТ, на следующий этап продолжительное время не имеют достаточных средств на спецоценку. Проведение СОУТ проводится за счет хозрасчетных средств, в результате СОУТ идет очень медленными темпами. Кроме того, немалая часть рабочих мест находится на труднодоступных станциях Росгидромета, где требуются еще большие затраты.

Вопросы контроля за соблюдением на предприятиях и организациях гражданской авиации, гидрометслужбы, ДОСААФ России норм трудового законодательства, защиты трудовых прав авиаработников являлись одними из приоритетных в работе Профсоюза

При проведении проверок внимание уделялось таким вопросам как: соответствие локальных нормативных актов работодателя трудовому законодательству и коллективному договору; своевременному уведомлению работников об изменениях условий труда; письменному заключению дополнительных соглашений к трудовому договору; режима рабочего времени и времени отдыха; соблюдения графика отпусков и др.

Существенное внимание было уделено проверкам правильности оформления и ведения трудовых книжек, их учета и хранения. Для оказания помощи профсоюзному активу Профсоюз разработал и направил в свои организации соответствующие рекомендации по основным требованиям законодательства, предъявляемым к порядку ведения трудовых книжек.

Отмечается активная работа в сфере контроля за соблюдением администрацией трудового законодательства в Уральской, Красноярской, Магаданской, Юга России территориальных организациях ОПАР.

В этих территориальных организациях профсоюза заключены соглашения о взаимодействии с государственной инспекцией труда, проведении совместных проверок по вопросам соблюдения работодателями трудового законодательства.

Многие организации Профсоюза применяют практику переговоров с работодателями по добровольному устранению выявленных нарушений, а также обсуждают оптимальные формы и способы их устранения, что во многом способствует достижению положительных результатов. В случае не достижения договоренности об устранении нарушений в добровольном порядке работодателям направлялись соответствующие представления.