15.12.2017
d 032.jpg

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

Спецоценка условий труда предусматривает выявление вредных факторов производственной среды и трудового процесса и ранжирование условий труда по классам (оптимальные, допустимые, вредные, опасные). По ее результатам будут разрабатываться мероприятия по улучшению условий труда, обеспечению работников средствами защиты, компенсациями, будут определяться тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд.

Таким образом, если работник работал на "вредном" предприятии, но спецоценка покажет, что на самом деле условия труда на нем не наносят существенного вреда его здоровью, то статус "вредного" с него могут снять, а значит - работникам могут перестать делать доплаты, что также повлияет на право выхода на досрочную пенсию.

Или наоборот - если на предприятии, которое считалось "нормальным", выявятся разные вредности и опасности для работников, работодателю придется раскошеливаться и на компенсации, и на досрочную пенсию. Либо - модернизировать производство. Таким образом, закон направлен на стимулирование работодателей улучшать условия труда.

Спецоценку условий труда будет проводить независимая организация, обладающая необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами. Закон предусматривает полноценное участие профсоюзов в проведении оценки условий труда, также он дает им право требовать проведения внеплановой специальной оценки.

Представители профсоюзов в обязательном порядке должны участвовать в проведении спецоценки на всех ее этапах и осуществлять профсоюзный контроль в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством РФ о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности. Однако экспертиза качества специальной оценки условий труда заменит существующую процедуру госэкспертизы условий труда. Причем если она будет инициирована работниками, их объединениями или профсоюзами, то оплатят ее проведение заявители из собственного кармана. За счет средств федерального бюджета экспертиза будет проходить только по представлению Роструда.

Если ранее проведена аттестация рабочего места, то ее результаты будут действительны в течение пяти лет, а уже после этого придется проводить "спецоценку".

Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений.

 

 

Федеральный закон 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

Закон приводит законодательные акты РФ в соответствие с требованиями принятых Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Изменения внесены, в частности, в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и иные законы в части замены применявшейся до вступления в силу нового закона "аттестации рабочих мест по условиям труда" на "специальную оценку условий труда".

Внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которым для плательщиков, осуществляющих выплаты физическим лицам, с 2015 года предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, будет индексироваться на повышающие коэффициенты.

Внесены изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В частности, расширен объем информации, которую страхователь должен представлять в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

Изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в частности, устанавливают в зависимости от класса условий труда дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере от 0 до 8 процентов.

В новой редакции изложены положения статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях и ст.143 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие административную и уголовную ответственность за нарушение норм трудового права и охраны труда. Кроме того, вводится ответственность за нарушение установленного порядка проведения спецоценки условий труда.

Изменения в Трудовой кодекс РФ также затрагивают вопросы работ с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, установление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и надбавок к оплате труда работникам, занятым на таких работах.

Кроме того, в Трудовой кодекс РФ внесены положения, регулирующие трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания трудовых отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора.

Внесены изменения и в ряд иных законодательные акты РФ. В законе содержатся переходные положения по применению новых норм.

Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.

 

 

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"

В систему войдут лишь те НПФ, чья деятельность будет признана ЦБ РФ удовлетворительной. Фонды, отказавшиеся от участия в системе, должны прекратить договоры об ОПС и передать пенсионные накопления в ПФР.

Законом предусмотрена двухуровневая система гарантирования накоплений: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений. Последний создается за счет взносов страховщиков (в том числе ПФР). Из него будут происходить выплаты гражданам при наступлении гарантийного случая. Таковым признаются банкротство страховщика, аннулирование у него лицензии или недостаточность пенсионных накоплений (когда их сумма на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов). Формировать фонд поручено Агентству по страхованию вкладов. Оно же будет выступать конкурсным управляющим (ликвидатором) при банкротстве НПФ.

Система гарантирует сохранность пенсионных накоплений в размере уплаченных взносов на накопительную часть пенсии (включая дополнительные, взносы работодателя, суммы по программе софинансирования накопительной пенсии, средства материнского капитала). Гарантируется и капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений, но при условии смены НПФ не чаще 1 раза в 5 лет.

При наступлении гарантийного случая первоначальным источником покрытия недостатка средств пенсионных накоплений становится резерв по ОПС, при его недостаточности - личные средства НПФ, а если и их не хватает - средства фонда гарантирования. Основным источником формирования фонда гарантирования является доход от инвестирования пенсионных накоплений. Однако при его отсутствии возможны отчисления из собственных средств, а если и их недостаточно - из пенсионных накоплений.

Закон устанавливает минимальные значения ставок гарантийных взносов для страховщиков, а также максимальный размер фонда. Конкретные величины ставок будет определять ЦБ РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений. Так, основные положения о гарантировании пенсионных выплат начинают применяться с 1 января 2015 г.