26.06.2017
d 047.jpg

                                                            

                      Анализ

состояния производственного травматизма и организации работ по охране труда в территориальных органах и учреждениях Росгидромета
в 2015 году

 

        В течение 2015 года в учреждениях и территориальных органах Росгидромета произошло 35 несчастных случая (2014 г. - 31), в которых пострадали  40 человек (2014 г. – 32 чел.), в том числе 14 женщин (35 % от общего числа пострадавших), из  которых  2 случая со смертельным исходом.

В течение 2015 года произошло 5 групповых несчастных случая:  ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС», ФГБУ «Приморское УГМС», ФГБУ «Якутское УГМС»,  в ФГБУ «Мурманское УГМС»  произошло  2  случая.

Как и в предыдущие годы среди пострадавших не было лиц моложе 18 лет и с впервые установленным профессиональным заболеванием.

        Из 40 пострадавших в 2015 году:

- 21 человек получили травмы категории «легкая» (52,2  %);

-   6 человек  получили травмы категории «тяжелая» (15 %);

- 13 человек погибли   (32,5 %).

Общее количество дней временной нетрудоспособности пострадавших в результате несчастных случаев по состоянию на 31.12.2015 года составило 1650 дней. Из расчета на одного пострадавшего потеря времени в среднем составила 41,3 чел./дня (2014 г – 27,9 чел./дня).

 

1.2.         Несчастные случаи, связанные с производством

1.2.1. Несчастные случаи со смертельным исходом

 

ФГБУ «Северное УГМС»: 8 января 2015 г. на территории гидрометеорологической станции МГ-2 Сенгейский Шар во время заправки топливом (бензином) бензоагрегата, установленного в непроветриваемом помещении дизельной,  произошел несчастный случай, повлекший смерть техника-метролога.

В ходе проведенного анализа материалов расследования УДПК  Росгидрометом  были выявлены  нарушения нормативных документов:

инструкции по эксплуатации бензоагрегата марки KIPOR-KGE 6500  X/E - установка бензоагрегата в непроветриваемом помещении с отводом выхлопа от работающего агрегата внутрь этого помещения;

п.4.2.4. Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» - в помещении дизельной, где был установлен бензоагрегат, не был обеспечен непрерывный контроль с сигнализацией за превышением предельно допустимого содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

  п.1.6 Инструкции ФГБУ «Северное УГМС» по охране труда при эксплуатации и техническом обслуживании бензоагрегатов -  работница не была обеспечена средствами индивидуальной защиты;

  п.1.3, вышеуказанной Инструкции ФГБУ «Северное УГМС» -  работница не проходила инструктажи по охране труда;

ст. 76, 212, 213 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ);

п.4.2 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития  России от 12.04.2011 г. №302н.;

п.1.4.4. Правил  технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. 
№ 6 – работнику не была присвоена группа по электробезопасности;

п.1.4. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н – помещение не было укомплектовано испытанными, готовыми к использованию защитными средствами и изделиями медицинского назначения для оказания первой медицинской помощи работникам в соответствии с действующими правилами и нормами.

Для недопущения подобных случаев, произошедших вследствие нарушений нормативных документов по охране труда,  была издана Директива

руководителя Росгидромета от 03.04.2015 г. № 140-02227/15и, которая была направлена всем  подведомственным  учреждениям  и организациям  Росгидромета.

 

1.2.2.    Несчастные случаи категории «тяжелая»

 

В 2015 году произошел один несчастный случай категории «тяжелая» в ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС»: 7 сентября 2015 г. -  для выполнения производственного задания, во время следования на автомобиле учреждения, работники попали в дорожно-транспортное происшествие, причиной которого явилось внезапное появление домашнего животного (лошадь)  на проезжей части дороги. Травмы получили два человека: водитель -  категории «тяжелая»,  инженер -  категории «легкая». Хозяин домашнего животного не был установлен.

Анализ представленных годовых отчетов по форме 7-травматизм выявил, что отдельные несчастные случаи, отнесенные при проведении расследований к категории «легкая», требуют переквалификации, так как работники, получившие травмы, по состоянию на 31 декабря 2015 г., продолжали  болеть. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» к категории «легкая»,  относится временное нарушение функций органов продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы, т.е. 21 день.


                                1.3. Несчастные случаи, не связанные с производством

1.3.1. Несчастные случаи со смертельным исходом

 

По сравнению с 2014 годом количество несчастных случаев со смертельным исходом,  классифицируемых как не связанные с производством, увеличилось (2015 г. – 12  случаев; 2014 г. - 10 случаев). 

В 2015 году несчастные случаи  со смертельным исходом  произошли в: ФГБУ «Дальневосточное УГМС»; ФГБУ «ААНИИ», ФГБУ «Авиаметтелеком»- 2 случая; ФГБУ «Мурманское УГМС», ФГБУ «Северное УГМС» - 2 случая; ФГБУ «Приволжское УГМС»; ФГБУ «Камчатское УГМС»; ФГБУ «Среднесибирское УГМС»; ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС», ФГБУ «Иркутское УГМС». Все несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие в перечисленных учреждениях, условно можно разделить на:

- связанные с употреблением спиртных напитков;

- связанные с общим заболеванием работников;

- иные несчастные случаи со смертельным исходом.

 

Несчастные случаи со смертельным исходом, связанные с употреблением спиртных напитков.   

 

ФГБУ «Приволжское УГМС»: 18 декабря 2015 г. на территории Оренбургского ЦГМС - филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» был найден без признаков жизни ведущий инженер Оренбурского ЦГМС. Смерть наступила в результате нанесения ему ножевых ранений во время распития спиртных напитков, организованного заместителем начальника Оренбургского ЦГМС.

Следственным комитетом по Оренбургской области возбуждено уголовное дело. Результат расследования в Росгидромет до настоящего времени не представлен.

ФГБУ «Среднесибирское УГМС»: 8 июня 2015 г. гидрометнаблюдатель поста обнаружен мертвым в жилом помещении ГП-1 Уш-Бельдир. Смерть наступила в результате огнестрельного пулевого ранения, полученного во время возникшей бытовой ссоры  в ходе распития спиртных напитков во внерабочее время.

     Материалы расследования указанного несчастного случая направлены в адрес Росгидромета с задержкой на 79 дней

ФГБУ «Северное УГМС»: 20 августа 2015 г.  капитан судна «Росгидромет-3», находясь в состоянии алкогольного опьянения, попытался перейти с борта судна «Росгидромет-3» на борт судна «Айсберг-2» минуя переходной трап, споткнулся, упал за борт и утонул.

  Материалами расследования несчастного случая полностью установлена  вина работника, нарушившего  требования нормативных документов по охране труда:

-  ст.21 ТК РФ – обязанности работника;

- ст. 415 приказа Росгидромета от 16.08.1973 г № 188 – запрет приносить, употреблять спиртные напитки, а также находиться на судне в нетрезвом состоянии;

- п. 86  Правил по охране труда на судах морского и речного флота, утвержденных приказом Минтруда России от 5.06.2014  № 367н;

 

Несчастные случаи, произошедшие в результате общего заболевания работников.

 

ФГБУ «ААНИИ»: 4 июля 2015 г. в каюте  на борту судна НЭС «Академик Трешников»  обнаружено тело капитана судна без признаков жизни. При проведении расследования по данному факту руководством института были нарушены сроки представления материалов расследования.

ФГБУ «Дальневосточное УГМС»: 11 октября 2015 г.  гидрометнаблюдатель труднодоступного поста ГП-1 Зея  обнаружен без признаков жизни  в 3 км от поста. По заключению медицинского учреждения смерть работника наступила в результате общего заболевания.

ФГБУ «Камчатское УГМС»: 25 декабря 2015 г. гидрометнаблюдатель труднодоступного гидрологического поста (ТГП) река Большая  обнаружен на территории поста около служебно-жилого дома без признаков жизни. Согласно медицинскому заключению, выданному судебно-медицинским экспертом, причиной смерти явилась атеросклеротическая болезнь сердца.

 

Иные несчастные случаи со смертельным исходом.

 

ФГБУ «Северное УГМС»: 22 мая 2015 г. техник-метеоролог труднодоступной станции М-2 Хоседа-Хард был обнаружен без признаков жизни вне территории метеостанции. Смерть наступила в результате утопления при невыясненных обстоятельствах. Расследованием установлено, что техник-метеоролог труднодоступной станции покинул ее территорию с разрешения начальника станции.

Таким образом, начальник ТДС М-2 Хоседа-Хард, в нарушение п. 2.2. Правил внутреннего трудового распорядка для работников ТДС М-2
Хоседа-Хард превысил свои полномочия и дал разрешение технику-метеорологу покинуть территорию станции без сопровождающего, без разрешения руководства Архангельского ЦГМС-Р и без расписки в Журнале регистрации выхода за пределы территории ТДС. Материалы расследования не устанавливают лиц, виновных в произошедшем несчастном случае, а также не содержат сведений о   применении к ним мер юридической ответственности.

ФГБУ «Мурманское УГМС»: 18 февраля 2015 г.  в результате дорожно-транспортного происшествия на личном автотранспорте погибли подсобный рабочий учреждения с сыном.

ФГБУ «Иркутское УГМС»: 21 октября 2015 г  по факту смерти техника-метеоролога ДМС М-2 Нерой  Нижнеудинского района  возбуждено уголовное дело, которое   по состоянию на 31.12.2015 г. не закончено.

 

1.3.2. Несчастные случаи категории «тяжелая»

 

ФГБУ «Якутское УГМС»:

12 января 2015 г. гидрометнаблюдатель гидропоста ГП-1 Хайалаах М-2 Туой-Хая, не предупредив руководителя гидропоста, покинул его территорию на снегоходе, который не состоял на балансе ФГБУ «Якутское УГМС». Во время движения снегоход провалился в наледь. Пытаясь вытащить снегоход из воды, гидрометнаблюдатель промочил валенки и, возвращаясь пешком, обморозил ноги.

12 апреля 2015 г. на Морской гидрометеорологической станции МГ-2 Кигелях (Тиксинский филиал), находящиеся в состоянии алкогольного опьянения работники станции нанесли друг другу ножевые ранения.

5 декабря 2015 г. техник-метеоролог метеостанции М-2 Джарджан без разрешения начальника станции на снегоходе убыл на рыбалку. По дороге снегоход провалился в наледь. Пытаясь вытащить снегоход из наледи техник-метеоролог промочил валенки, что явилось причиной обморожения ног.

Анализ материалов расследования указанных несчастных случаев показал, что работниками ФГБУ «Якутское УГМС» грубо нарушаются требования, установленные статьями 21, 214 ТК РФ, Типовых правил внутреннего трудового распорядка для работников ТДС.

Практически по всем несчастным случаям в учреждениях были изданы приказы, предусматривающие мероприятия по проведению внеплановых инструктажей, доведению обстоятельств и причин несчастных случаев до сведения работников, принятию мер по усилению контроля за состоянием производственной  дисциплины.

 

1.4. Организация и качество проведения расследования

 

Качество проведения расследования несчастных случаев и представления материалов расследования в 2015 г. ухудшилось.  Увеличилось количество несчастных случаев классифицированных как  «не связанные с производством».

Анализ представляемых материалов расследования проводился по всем несчастным случаям. Нарушения ст.ст. 228, 228.1, 229, 229.1 и 229.2 ТК РФ произошли в федеральных государственных бюджетных учреждениях:

а) Западно-Сибирское УГМС (28.10.2014 г), Приморское УГМС (21.05.2015 г), Авиаметтелеком (26.02.2015 г., 5.01.2015 г., 11.09.2015 г), Северо-Западное УГМС (30.01.2015 г), Ставропольская ВС (19.08.2015 г), Уральское УГМС (16.06.2015 г),  Мурманское УГМС (18.02.2015 г), Северное УГМС (22.05.2015 г), Якутское УГМС (5.12.2015 г), Дальневосточное УГМС (8.08.2015 г и 23.05.2015 г), Иркутское УГМС (21.09.2015 г) - были нарушены сроки извещения и представления  материалов расследования несчастных случаев, издания приказов о создании комиссий по расследованию несчастных случаев;

б) Авиаметтелеком Росгидромета (26.02.2015 г), Уральское УГМС (16.06.2015 г) -  нарушены сроки утверждения актов по форме Н-1 (Н-4).

 

2. Планирование по вопросам
охраны труда

Для снижения производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, а также минимизации аварий, инцидентов и вероятности риска их возникновения в каждом учреждении и территориальном органе ежегодно разрабатывается, и реализуется План мероприятий по улучшению условий труда.

На основании анализа представленных в течение 2015 года учреждениями и территориальными органами Росгидромета следует отметить улучшение планирования  мероприятий по охране труда, а также квартальных отчетных материалов  Департаментом  Росгидромета по УФО, ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», ФГБУ «Забайкальское УГМС», ФГБУ «Иркутское УГМС», ФГБУ «Мурманское УГМС»,  ФГБУ «Приволжское УГМС», ФГБУ «Среднесибирское УГМС», ФГБУ «Сахалинское УГМС»,  ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС»,  ФГБУ «Чукотское УГМС», ФГБУ «Якутское УГМС», ФГБУ «ВГИ», ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД», ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета».

Несмотря на существенные улучшения в вопросах планирования мероприятий по охране труда в ряде учреждений продолжают иметь место формальный подход к вопросам планирования:

ФГБУ «НПО «Тайфун»:  Недостатки Плана мероприятий по охране труда  на 2015 год, указанные в информационном письме по состоянию производственного травматизма за 2014 год сохранились, планы составлены под «копирку»  начиная с 2011 года. Суммы затрат на проводимые мероприятия, указанные в Плане, не корректировались. По-прежнему План 2015 года был утвержден главным инженером, отсутствовало его согласование с главным бухгалтером. Как следствие указанных недостатков в отчетах, представляемых в Росгидромет, наблюдается большое отклонение фактически затраченных сумм (32218,3 тыс.руб.) на проведение мероприятий по охране труда от планируемых (2426,0 тыс.руб.). Квартальные и годовой отчеты  по выполнению Плана 2015 года  содержали мероприятия и затраты по ним, которые в Плане на 2015 год отсутствовали (выдача путевок  работникам на курортно-санаторное лечение; обучение по охране труда; обеспечение теплового режима в помещениях;  освещение; техническое обслуживание лифтов).

ФГБУ «ГГО»:  план мероприятий охраны труда на 2015 год представляет собой личный план работы инженера по охране труда, не содержащий  информации о планируемых затратах на проведение мероприятий по охране труда;

ФГБУ «ДВНИГМИ», ФГБУ «ИПГ», ФГБУ «ЦАО»: отсутствует дата утверждения плана и подпись главного бухгалтера, в ФГБУ «ИПГ» План не подписан инженером по охране труда (лицом его разрабатывающим).

ФГБУ «ААНИИ»; ФГБУ «ДВНИГМИ»; ФГБУ «Башкирское УГМС»: План мероприятий  охраны труда не содержит мероприятий по электробезопасности, мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением работниками норм и правил по охране труда, контроля за соблюдением руководителями структурных подразделений сроков проведения периодических инструктажей и инструктажей на рабочем месте, а также других мероприятий по охране труда, определенных в приказе Минздравсоцразвития России от 01.03.2012  № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков». В графе «Ответственный за выполнение мероприятий» отсутствует конкретное лицо, отвечающее за реализацию данного пункта Плана, не определены конкретные сроки выполнения мероприятий. 

ФГБУ «Камчатское УГМС»; ФГБУ «Уральское УГМС» - не внесены в план мероприятия: обеспечение молоком, приобретение медицинских аптечек.

ФГБУ «Республика Татарстан» -  План 2015 года составлен под «копирку», начиная с 2011 года, включая затраты на проведение мероприятий и численность персонала, которым улучшаются условия труда. Затраты,  представляемые в квартальных отчетах, не соответствуют мероприятиям Плана. Из года в год повторяются мероприятия, которые не проводятся в организации (см. п.8, 9,19), но в план включаются. Затраты по ним не указаны. 

Не представили планы мероприятий охраны труда на 2015 год: ФГБУ «Крымское УГМС», ФГБУ «СибНИГМИ».

 

4. Анализ отчетных материалов за 2015 год

 

Анализ поступивших в Росгидромет отчетных материалов выявил следующие нарушения отчетности:

- не указаны итоговые суммы затрат (в квартальных или в годовом отчете) на проведение запланированных мероприятий (Департамент Росгидромета ДФО, Департамент Росгидромета по ЦФО;  ФГБУ «СГМС ЧАМ»; ФГБУ «ГГИ»; ФГБУ «ГВЦ Росгидромета»;  ФГБУ «ИПГ»;  ФГБУ «ЦАО»);

- мероприятия, показанные в квартальных отчетах, не соответствуют плановым на 2015 год. (ФГБУ «НИЦ Планета», ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС», ФГБУ «Центральное УГМС»).

-  ФГБУ «Республика Татарстан»: отчеты за третий и четвертый  кварталы, годовой отчет представлены без подписей, Форма 7-травматизм не представлена.

Общим недостатком планирования мероприятий по охране труда является планирование сумм на реализацию этих мероприятий без учета коэффициента ежегодной инфляции, а в отдельных случаях указанные суммы просто переносятся из одного плана в другой, даже без согласования с главным бухгалтером учреждения.

 

5. Финансирование мероприятий по охране труда

 

В лучшую сторону по финансированию мероприятий по охране труда и пожарной безопасности (из расчета на 1 работника) следует отметить федеральные государственные бюджетные учреждения: «ДПО «ИПК», «РГМАА», «Авиаметтелеком»,  «Дальневосточное УГМС», «НПО «Тайфун», «ДНИИГМИ», «КаспМНИЦ», «ИПГ», «Северо-Западное УГМС», «Забайкальское УГМС», «Обь-Иртышское УГМС», «Приморское УГМС», «Приволжское УГМС», «СГМС ЧАМ», «ГОИН», «ГГИ», «ААНИИ», «Верхне-Волжское», «Камчатское УГМС», «Ставропольская ВС», «Краснодарская ВС», «Центральное УГМС», «ГАМЦ Росгидромета». Явно недостаточно внимания уделяют мероприятиям по охране труда руководители ФГБУ «Республика Татарстан», ФГБУ «ВНИИСХМ», ФГБУ «Гидрометцентр России», ФГБУ «СибНИГМИ».

Несмотря на возросшие показатели финансирования, в семи учреждениях Росгидромета произошло снижение удельных затрат на выполнение мероприятий охраны труда относительно запланированных (ФГБУ «Чукотское УГМС» - 66,9%, ФГБУ «ВНИИГМИ» - 52,0%,  ФГБУ «Гидрометцентр России»- 22,1%, ФГБУ «СПО «ГОИН»» - 43,9%, ФГБУ «ГХИ» - 7,1%,  ФГБУ «ЦАО» - 58,2%, ФГБУ «Краснодарская ВС» - 71,5%.

Важным показателем являются затраты на мероприятие «реконструкция и ремонт». Среди ФГБУ УГМС удельный вес этих затрат по сравнению с
2014 г.(38,1 %)  увеличился почти вдвое и составил 58,7% от общих затрат.

Финансирование следующих мероприятий по охране труда в учреждениях Росгидромета практически не изменилось:

- приобретение медикаментов и медицинских аптечек (1,6% от общих затрат против 2,3% от общих затрат в 2014 г.);

- проведение аттестации рабочих мест и СОУТ (без изменений 1,3%  и 1,28% в 2014 г.) количество аттестованных рабочих мест составило 2230  против 1849 в 2014 г., при этом аттестация рабочих мест проводилась только в 33 учреждениях.

 

6. Выводы

 

Несмотря на принимаемые ежегодно меры организационного и финансового характера добиться снижения количества несчастных случаев и количества пострадавших в них работников не удается. Не снижается, по сравнению с 2014 годом и количество несчастных случаев со смертельным исходом. В 2015 году произошел рост несчастных случаев со смертельным исходом классифицируемых как «не связанные с производством». Кроме того, потери рабочего времени из-за произошедших несчастных случаев (по сравнению с 2014 годом)  выросли на  11,5 %  и составили 1650  чел/дней.

Причинами такого положения являются неудовлетворительная подготовка и низкий уровень ответственности должностных лиц,  отвечающих за вопросы охраны труда,  слабый  контроль   со стороны руководителей всех уровней за выполнением подчиненными требований соответствующих нормативных документов по охране труда,  слабое  знание работниками своих должностных инструкций и инструкций по охране труда, халатное отношение к организации проведения расследования причин возникновения несчастных случаев и выявления виновных лиц.

Продолжает иметь место практика «назначения» виновными в произошедших несчастных случаях самих пострадавших.

 

 К должностным лицам, на которых возложена обязанность принятия мер по недопущению нарушений требований охраны труда и пожарной безопасности, меры воздействия практически не применяются.