25.04.2024
7.jpg

 

 

 

8 июня профактив кабинных экипажей Общероссийского профсоюза авиационных работников собрался в Москве, чтобы обсудить вопросы совершенствования оплаты труда бортпроводников. Во время круглого стола дискуссия, на которой присутствовал корреспондент «Солидарности», вышла оживленная и не замыкалась только на деньгах. Итоговый документ с предложениями профсоюза будет подан в РТК, Минтранс, Росавиацию.

 

АВИАТОР И АУДИТОР

 

Около года назад мы уже писали о том, что предполагаемый срок возвращения гражданской авиации к докризисным экономическим показателям, по самым оптимистичным прогнозам, – 2024 год. За истекшее время прогнозы не изменились, но до того времени, как говорится, еще надо дожить. Учитывая, что зарплата у кабинного экипажа складывается прежде всего из часов «налета», то, оставаясь в профессии, доживут до 2024 года не все.

 

Раньше среди бортпроводников была сравнительно большая текучесть кадров: кто-то нарочно шел поработать два-три года, кто-то уставал от постоянного «чемоданного настроения», а других привлекал престиж, но теперь профессия привлекает все меньше новичков. В первую очередь, конечно, из-за сокращения количества полетов, особенно за рубеж. Местные рейсы, во-первых, во многих авиакомпаниях и оцениваются ниже и, во-вторых, предполагают довольно малый «налет». До и после рейса работа примерно та же, но по часам слетать в «Рязань-Казань» не то же, что в Пекин, Дели или Гавану.

 

Во время вынужденных простоев многие нашли себе подработку, которая вытеснила авиацию и стала постоянной работой, поскольку давала какую-то гарантию на будущее.

 

Мы пишем про «налет», но система оплаты отнюдь не так проста и от одной авиакомпании к другой очень различается. Даже профактив иной раз разводит руками, потому что «понять, из чего формируется зарплата, невозможно», «над горами летишь – у тебя один коэффициент, над полями – другой коэффициент, над холмами – третий». Нет прозрачности в оплате труда, а это уже проблема, выходящая за рамки пандемии. Вспомнили о случаях, когда при увольнении люди проводили аудит своих зарплат - и вскрывались серьезные недоплаты, которые потом в судебном порядке отвоевывались.

 

Многие поднятые темы выходят за рамки пандемии, и поводом обратить на них внимание стал шок от массового простоя и необходимости свести концы с концами с помощью голого оклада.

 

ЛЕТАЮЩИЙ ОФИЦИАНТ?

 

Престиж профессии складывался из трех слагаемых: льготная пенсия, высокая зарплата и возможность посмотреть мир. Сейчас пропали все три. Кроме того, профессия больше не считается вредной (точнее, вредность авиакомпании ставят по своему усмотрению; профактив «Сибири» пожаловался, что им вредность сняли) - несмотря на частые перепады давления, повышенное воздействие радиации, смену часовых поясов и так далее.

 

Все убеждены, что по пути авиакомпании «Сибирь» пойдут и остальные, и поскольку для экономистов, далеких от авиации, это экономия средств, то сомневаться не приходится. Михаил Новохатский, заместитель генерального директора ЧУ ДПО «Школа бортпроводников», сказал, что в настоящее время Минтранс отменил типовую инструкцию бортпроводников, но ничего нового взамен не было дано. Помимо этого, как представитель образовательного учреждения, через которое осуществляется «вход» в профессию, он поделился прогнозом, что в ближайшее время на рынке спрос на профессионалов превысит предложение. Системный кризис, затронувший очень широкие слои работающего населения, привел к тому, что средств на обучение новой профессии у тех, кто встал перед такой необходимостью, просто нет. Что ж, это дает надежду, что условия труда и его оплаты могут измениться в пользу бортпроводников - если не повелению властей, то по логике экономики, когда отрасль испытает кадровый голод.

 

Падение престижа профессии случилось не из-за пандемии. «Все косяки авиакомпаний теперь в интернете, - сказал Михаил Новохатский, - вся кухня профессии вылезла наружу». «Да, «Типичный бортпроводник», «Нетипичный бортпроводник» – самые популярные группы», - вторит ему Валерий Меркулов, член профкома авиакомпании Red Wings, директор департамента сервиса, имея в виду сообщества в социальных сетях. Кстати, «прозрачность» профессии, явленная в этих сообществах, переходила порой рамки дозволенного: там публиковались фотографии официальных документов, не предназначенные для огласки. За этим последовали запреты на использование некоторых приложений для рабочей коммуникации, на пользование мобильными телефонами в определенных местах и так далее.

 

- Вредность профессии надо отстоять, - взяла слово Елена Зимина, член профкома авиакомпании «Якутия», заместитель начальника службы бортпроводников по сервису. - Когда вредность убирают, мы просто летающие официанты. Но как внештатная ситуация, так мы должны и того же командира вытащить на себе.

 

ХОРОШИЙ РАБОТОДАТЕЛЬ

 

В «Якутии», между прочим, добились повышения зарплаты, и Елена Зимина была приглашена на круглый стол именно для обмена опытом. Она рассказала, что пока у руля стояли экономисты, персоналу, который является становым хребтом любого авиаперевозчика, то есть пилотам и кабинному экипажу, приходилось туго. С мертвой точки удалось сдвинуться ,лишь когда во главе «Якутии» встал Владимир Горбунов, который, сам будучи человеком из авиации, знает отрасль изнутри, понимает боль персонала. Поэтому до него было нетрудно донести мысль, что, если не будет достойной зарплаты, не будет и бортпроводников. Сейчас, по словам Зиминой, у старшего бортпроводника при налете от 80 до 90 часов в неделю (это считается средним нормальным налетом при прочих равных) зарплата около 110 тыс. рублей.

 

Достойная оплата труда бортпроводников играет существенную роль и в обеспечении безопасности пассажиров. Денег в профессии стало мало не в одночасье, когда мир поставили на паузу, – снижение заработков началось после кризиса 2014 года. Но если все это время возможность заработать была, то с апреля 2020 года большинству пришлось изыскивать дополнительные источники. А эта мотивация подработки чревата служебными ошибками. Нередко бортпроводники узнают о полете за несколько часов до него, и если человек только что отработал смену на подработке, его трудоспособность будет не на высоте, а бортпроводник в ответе за безопасность пассажиров.

 

Кстати, эта халатность в планировании рабочего графика тоже вызывает нарекания персонала. И если работодатель находит способы понизить расходы на оплату труда по закону, то и отвечать, считает профактив, надо тем же: летать по закону, все дефекты судна фиксировать, требовать план.

 

В ПРЕДЧУВСТВИИ

 

- С 1 сентября, не без боев, выходит профстандарт, - сообщил присутствующим Михаил Шмаров, советник Отдела высшей квалификационной комиссии выдачи свидетельств, сертификации авиационных учебных центров и авиационной медицины Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта. - В нем изложена иерархия профессии, необходимые знания, навыки и умения, которыми должен обладать бортпроводник. Начальный уровень квалификации для бортпроводника и старшего бортпроводника – третий. В разработке участвовала рабочая группа из Росавиации, в которую входит профессиональное сообщество из многих авиакомпаний.

 

Он также добавил, что с 1 сентября планируется выход типовой программы обучения профессии «бортпроводник». На ее освоение заложено 380 часов. Он, как и коллеги, посетовал, что у руля в отрасли находятся коммерсанты, которые видят свою задачу исключительно в повышении прибыли, а значит, экономят на всем, включая подготовку кадров. В качестве контрпримера он привел Владимира Горбунова, который заочно стал героем дня из среды работодателей на состоявшемся круглом столе. «Якутия», которую возглавляет Горбунов, по данным Шмарова, тратит около 60 млн рублей на подготовку кадров. Но это скорее исключение из правила, хотя даже «Якутия» будет стараться снижать эту сумму. И все же он обнадежил, что Росавиация будет настаивать на высоких стандартах подготовки бортпроводников - ввиду сложности профессии, разноплановости задач, ответственности.

 

Недавно Госдума в третьем чтении приняла поправки к Воздушному кодексу РФ. И если поправки пройдут Совет Федерации и будут подписаны президентом, то бортпроводники будут по спецоценке условий труда проходить медосмотр в поликлиниках, а не врачебно-летную экспертную комиссию. Это тревожный звоночек, сигнализирующий, что профессию и дальше на государственном уровне будут лишать льгот и преимуществ.

 

Камиль АЙСИН (газета "Солидарность")

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.