19.04.2021
work_space_CNS_ATM.jpg

В 2015 году ПАО «Авиакомпания «Сибирь» уже проводила специальную оценку условий труда (СОУТ) на 333 рабочих местах членов летных и кабинных экипажей, на которых был занят 2 261 работник. В 2017 г. в связи с расширением парка ВС в ПАО Авиакомпании «Сибирь» провели внеплановую СОУТ. В 2020 году проходит очередная плановая СОУТ ЧКЭ и ЧЛЭ. Она охватит более 800 рабочих мест и около 4000 сотрудников.

Поскольку, на настоящий момент так и не сформирована приемлемая редакция проекта приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации», при проведении СОУТ авиакомпания руководствовалась федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – 426-ФЗ) и приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

В АО Авиакомпании «Сибирь» приказом была создана комиссия по проведению СОУТ, в состав которой, помимо представителей по охране труда, вошли и представители выборных органов первичных профсоюзных организаций, а участие в полетах приняли председатели первичных профсоюзных организаций.

Все работники были заблаговременно проинформированы о сроках проведения измерений. До начала выполнения работ по проведению СОУТ, комиссия утвердила перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (с указанием аналогичных рабочих мест).

Согласно 426-ФЗ, при выявлении аналогичных рабочих мест, СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, в связи с этим в АО Авиакомпании «Сибирь» было выполнено 52 полета, из них 26 специальных (без пассажиров на борту) для оценки условий труда членов лётных экипажей.

Для получения достоверных результатов, измерения проводились для каждого этапа пилотирования ВС (руление, разгон, набор высоты, горизонтальный полет, посадка), а также при нахождении работников на перроне, в брифинговом зале и в учебных классах. Кроме того, в отчет вошли данные с наиболее высокими показателями, основанные на измерениях, проведенных на разных по продолжительности рейсах (начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным).

На рабочих местах членов летных и кабинных экипажей были исследованы такие факторы, как: химический, шум, инфразвук, вибрация общая, неионизирующие излучения, ионизирующие излучения, параметры световой среды, а также факторы тяжести и напряженности трудового процесса с учетом их продолжительности в течение рабочего дня (смены) и проводились в штатном режиме работ.

Все измерения производились в присутствии самих работников, что подтверждается фотосъемкой и составлением протоколов первичного обследования и отчетов о выполнении рейса, в рамках которого производились замеры для СОУТ. Перед началом проведения замеров, работникам сообщалась цель исследований и предлагалось воспользоваться правом на получение разъяснений и внесение предложений эксперту. Все замечания и предложения относительно проводимых исследований работники могли отразить в отчетах о выполнении рейса непосредственно после всех замеров и перед постановкой своих подписей.

В настоящее время, экспертной организацией подготавливается отчет о проведении СОУТ, а в дальнейшем, после подписания всеми членами комиссии и утверждения председателем комиссии, будет проведено ознакомление работников с результатами проведенной на их рабочих местах СОУТ.

Стоит отметить, что при проведении СОУТ всегда присутствует возможность возникновения организационных проблем, вызванных изменениями в расписании рейсов, а также, крайне необходима четкая координация работ большого количества служб, участвующих в организации полетов.  Кроме того, ввиду отраслевых особенностей, проведение замеров сопряжено со значительными материальными затратами, которые полностью ложатся на плечи работодателя.