28.03.2024
2.jpg

 

 

   Молодые руководители впервые получившей государственность Якутии М. К. Аммосов, П. А. Ойунский, в полной транспортной ее изоляции от экономически и культурно развитых краев и областей страны видели причины беспросветной отсталости своего северного края. И они одной из первоочередных задач ставили выход республики на транссибирскую железнодорожную магистраль, который мог осуществить осуществиться только зарождающейся в стране авиацией.

Благодаря их гигантским усилиям 8 октября 1925 года состоялись демонстрационные полеты привезенного на барже самолета Сопвич. На этих полетах участие приняли представители руководства ЯАССР, герой гражданской войны Гаврил Егоров и другие.

Этот день считается днем рождения авиации Якутии.

Однако для организации воздушного сообщения Якутска с Иркутском надо было определиться, каким маршрутом осуществлять полеты.

С этой целью в 1927 году состоялся изыскательский полет на двух гидросамолетах вдоль реки Лена по маршруту Булун–Джарджан–Жиганск–Якутск–Олекма–Витим-Киренск–Усть-Кут–Жигалово–Иркутск под руководством Г. Д. Красинского. Одновременно конно-пешей экспедицией под руководством С. Я. Корфа изыскания проводились от железнодорожной станции Рухлово с выходом на золотой Алдан.

Было принято решение полеты осуществить вдоль Лены. С 21 по 27 августа 1928 года на самолете Ю-13 «Моссовет» пилотом А. С. Демченко и бортмехаником М. Ф. Винниковым был выполнен первый почтовый рейс Иркутск-Якутск. От Иркутска до Якутска были сооружены 7 гидроаэростанций. В 30-е годы по Якутии были созданы еще 37 гидростанций. Так началась история зарождения нашей авиации. Авиационное обеспечение республики осуществлялось подразделениями Восточно-Сибирского управления ГВФ. В изыскание воздушных трасс Якутии неоценимый вклад внесли В. Л. Галышев, О. А. Кальвица, А. В. Мансветов, М. Т. Слепнев, И. В. Доронин и др. Появление авиации было с энтузиазмом принято молодежью Якутии. Первые аэропорты в Якутии и Алдане были построены в 1935 году.

В 1935 году под руководством Ю. Г. Шафера в Якутске была открыта планерная станция. Ее первые выпускники В. И. Кузьмин, И. М. Простаков, П. Н. Ременникова, В. Д. Скрыбыкин,  Г. Т. Табунанов и др. были зачислены в Ульяновскую школу летчиков и техников. С 1937 года они начали готовить пилотов во вновь созданном аэроклубе.

Приказом ГУ ГВФ от 27.03.1941 года была создана Якутская авиагруппа Восточно-Сибирского управления ГВФ, которая с началом перегонки американских боевых самолетов на фронт была переподчинена руководству перегоночной трассы.

С окончанием войны и ликвидацией перегоночной трассы в конце 1945 был издан приказ начальника ГУГВФ об организации Якутского управления ГВФ, в состав которого вошли 14 ТАО и 234 ОСП, аэропорты Якутск, Алдан и 16 переданных от перегоночной трассы и десятки гидропортов.

Якутскому управлению досталось богатое наследство от ликвидированной в 1946 году перегоночной трассы Аляска-Сибирь – кроме аэропортов, одна из лучших в СССР систем радионавигации и связи, гидрометслужба, 14 транспортных самолетов Си-47, производственная и социальная инфраструктуры. Несмотря на это, авиационное обслуживание районов республики оставалось на крайне низком уровне.

Послевоенный контингент авиаработников состоял из более чем 1,5 тысяч участников ВОВ и перегоночной трассы. Абсолютное большинство их не имело авиационного образования, но они имели большой опыт практической работы. До середины 70-х годов они составляли основной кадровый костяк нашей авиации.

Из них вышли выдающиеся руководители авиапредприятий – В. И. Кузьмин, П. А. Кухто, В. В. Кузаков, В. Л. Браташ, С. И. Климаков, А. И. Лебедев, И. П. Ковалев, Л. В. Садовский, руководители инженерно-авиационной службы А. М. Плюснин, А. Е. Лыхин, Б. И. Картавцев, М. Н. Вест, А. Д. Туренко, руководители службы движения В. Х. Зинченко, И. Д. Цветков, связи – М. Ф. Мишнин, многие начальники аэропортов.

Первые выпускники учебных заведений ГА начали поступать в конце 40-х – начале 50-х годов. Участники ВОВ и Алсиба были нашими учителями, наставниками, они были людьми ответственными и умеющими принимать нестандартные решения, отвечать за них.

Благодаря их организаторскому таланту на пустых полях, используемых как аэродромы, создавались крупные авиапредприятия – в Магане (П. А. Кухто), в Нюрбе (В. В. Кузаков), Батагае  (Галущенко И. П.), Жиганске (Г. С. Филенков) и др.

Они воспитали целую плеяду руководителей ЯУГА, авиапредприятий, служб. Ими и их воспитанниками за послевоенные годы освоены техническая и летная эксплуатация 34 типов воздушных судов. Якутская летная школа в стране считалась одной из передовых. Пилот-новатор Е. Ф. Альков разработал более 10 технологий безопасного завершения полета вертолетов при аварийных ситуациях. Обученные его методике посадки вертолета при отказе двигателей на режиме авторотации  спасли от разрушения сотни вертолетов и тысячи человеческих жизней. АТБ ЯОАО стала центром обобщения опыта эксплуатации воздушных судов в условиях особо низких температур.

Роль авиации в послевоенном социально-экономическом развитии республики трудно переоценить. Она обслуживала десятки геологоразведочных экспедиций по поиску коренных месторождений алмазов, золота, олова, нефти, газа, угля и т. д., с ее крыльев строились ГОК-12 в Удачном, Депутатский ГОК, алмазная фабрика в Мирном, газопровод Мастах-Якутск, она помогла в строительстве Вилюйской ГЭС, новых промышленных центров, многие годы обеспечивала доставку им продовольствия, обслуживала арктические полярные станции, в том числе тяжелым самолетом Ан-12.

Заслуги авиаторов Якутии перед государством и республикой высоко оценены. Звания Героя Социалистического Труда были присвоены В. И. Кузьмину и А. А. Богомолову, более чем тридцати авиаторам были присвоены звания заслуженного пилота, штурмана СССР и РФ. Многие сотни награждены орденами и медалями, званиями «Заслуженный работник транспорта» РФ, ЯАССР, РС(Я) и др.

В труднейших условиях банкротных 90-х годов и нестабильных 2000-х годов авиаторы Якутии достойно обслуживают нужды республики и ее населения. Авиаторы Якутии при этих нелегких условиях продолжают славные трудовые традиции, заложенные участниками ВОВ, Алсиба и их воспитанниками.

Республиканский комитет ЯРПО Общероссийского профсоюза авиационных работников в ходе реализации плана по медиа-информационному освещению работы предприятий и организаций авиации и гидрометеослужбы в рамках 95-летия авиации Якутии выполнены следующие работы:

- произведен демонстрационный полет аэростата на привокзальной площади аэропорта Якутск (по согласованию с администрацией г.Якутска, ОрВД, С(Я) МТУ Росавиации) с логотипом 95-лет авиации Якутии (баннер 5м.х 6м.);

- подготовлены и выпущены в эфиры ТВ (республиканские каналы) и в интернет ресурсах (социальных сетях), имиджевые выдеоролики, посвященные празднованию 95-летия авиации Якутии;

- изготовлены и смонтированы 3 рекламных баннера «95-лет авиации Якутии» в районе аэропорта Якутск;

- в рамках недели «авиации Якутии» в телевизионных передачах и на радиостанциях приняли участие работники авиационной отрасли республики (в т.ч. прямые эфиры);

-  для молодежи авиационной отрасли, в день празднования 95-летия авиации Якутии, организован вечер на авиационную тематику в ресторане «Хьюстон» (с соблюдением всех требований и рекомендаций Роспотребнадзора с обязательным социальным дистанцированием).

- в день 95-летия авиации Якутии (8 октября 2020г.) аппаратом Республиканского комитета ЯРПО Общероссийского профсоюза авиационных работников, по месту проживания ветеранов авиации Якутии, организованы выездные поздравления с вручение памятных юбилейных знаков и ценных подарков;        

В условиях пандемии свой славный юбилей авиаторы Якутии отметили скромно, без празднеств, которые организовывались в прошлые юбилейные годы. Пандемия нанесла серьезный урон экономике авиапредприятий, однако  они не первый раз попадают в кризисные ситуации, из которых выходили с достоинством.