20.10.2020
d 032.jpg

 

Минтранс подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским аэропортам и организациям, входящим в одну группу лиц с российским аэропортом, на частичную компенсацию расходов вследствие снижения их доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (далее – проект постановления Правила соответственно). Проект подготовлен во исполнение пункта 12 поручения Правительства Российской Федерации от 11.06.2020
‎№ ЮБ-П7-6241кв об исполнении абзаца 12 подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития авиационной промышленности и авиаперевозок от 13.05.2020 № Пр-937 и предусматривает распространение действия постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2020 № 813 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским аэропортам и организациям, входящим в одну группу лиц с российским аэропортом, на частичную компенсацию расходов вследствие снижения их доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (далее – Постановления № 813) на частичную компенсацию расходов, понесенных ими в июле 2020 г.

По состоянию на 01.09.2020 в Росавиацию от 108 операторов аэропортов представлено 289 заявлений на общую сумму 9,10 млрд руб., из них положительное решение принято по 268 заявлениям на сумму 8,67 млрд руб. Фактически средства доведены до 88 получателей в объеме 8,12 млрд руб.

Несмотря на принятые Правительством Российской Федерации меры поддержки гражданской авиации, процесс восстановления доходов российских предприятий авиатранспортной отрасли далек от завершения, так как напрямую зависит от восстановления объемов авиаперевозок. Ожидаемого улучшения финансово-экономического состояния предприятий аэропортовой отрасли в мае-июле не произошло в том числе и в связи с сохраняющимися ограничениями воздушного сообщения на международных воздушных линиях.

Согласно статистическим данным по форме 15-ГА «Сведения об объеме перевозок через аэропорты» снижение количества пассажиров, обслуживаемых в российских аэропортах, относительно аналогичного периода прошлого года составило: (-) 91 % за апрель 2020, (-) 90 % за май 2020, (-) 74 % за июнь 2020,
‎(-) 45 % за июль 2020.
Также отмечаем, что по оперативным данным за июль 2020 объем обслуженных пассажиров в российских аэропортах составил 13,5 млн. пасс., из них на международных линиях 0,1 млн. пасс. (1,3 % от объемов июля 2019), на внутренних линиях 13,4 млн. пасс. (83,7 % от объемов июля 2019).

В результате согласно предварительным данным формы статистического наблюдения № 67-ГА «Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта» за 2 квартал 2020 года убыток от операционной деятельности российских аэропортов составил около 13,65 млрд рублей.

Оценить эффективность государственной поддержки аэропортов в рамках Постановления № 813 можно на основании данных о расходах по указанной форме за 2 квартал 2020 года:

1) расходы по оплате труда и отчисления на социальные нужды составили 11,50 млрд рублей. За счет субсидирования в соответствии с Постановлением № 813 по данной статье расходов было компенсировано 7,67 млрд рублей, то есть 67 % от объема затрат за 2 квартал 2020 года. При этом в соответствии с Правилами из состава расходов на оплату труда работников и уплату страховых взносов исключены расходов на оплату труда и уплату страховых взносов в отношении руководителя российского аэропорта, его заместителей, главного бухгалтера (при наличии), членов коллегиальных исполнительных органов.

2) расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, расходы на оплату аренды и услуг сторонних организаций, связанных с обеспечением производственной деятельности, составили 6,19 млрд рублей. За счет субсидирования в соответствии с Постановлением № 813 по данной статье расходов было компенсировано 0,96 млрд рублей, то есть около 16 % от объема затрат за 2 квартал 2020 года.

3) прочие расходы на ведение операционной деятельности составили
‎3,92 млрд рублей. За счет субсидирования в соответствии с Постановлением № 813 по данной статье расходов было компенсировано 0,45 млрд рублей, то есть 11 % от объема указанных затрат за 2 квартал 2020 года.

В целях повышения эффективности указанной меры поддержки операционной деятельности предприятий аэропортовой отрасли Минтрансом предлагается снять ограничение, установленное в пункте 6 Правил, о направлении субсидии в размере не менее 60 процентов (или в меньшем размере, но не менее полной суммы указанных расходов за отчетный период) на частичную компенсацию документально подтвержденных расходов получателей субсидии на оплату труда работников и уплату страховых взносов.

Важно отметить, что российские аэропорты и организации, входящие с ними в одну группу лиц, в соответствии с требованиями пункта 17 Правил не прекращали и не приостанавливали аэропортовую деятельность по обслуживанию рейсов авиакомпаний с апреля по июнь 2020, за исключением случаев ее приостановки в связи с проведением организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, и не сокращали численность персонала более чем на 10 процентов по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, по сравнению с численностью персонала получателя субсидии по состоянию на 1 января 2020 г., что свидетельствует о результативности субсидирования по Постановлению № 813.

В связи с тем, что оказываемая в рамках Постановления № 813 финансовая поддержка сохраняет свою актуальность и является зачастую критически важной для ряда российских аэропортов, ОПАР предложил продлить срок действия программы субсидирования российских аэропортов по Постановлению № 813 в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований до июля 2020 года включительно.