20.04.2024
7.jpg

ОПАР направил в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений при Правительстве РФ информацию по ситуации с заключением ОТС в гражданской авиации с предложением рассмотреть ее на заседании Комиссии.

Начиная с 2012 года Общероссийский  профсоюз  авиационных  работников неоднократно обращался  как к руководству Минтранса России и Росавиации, так и к крупнейшим работодателям отрасли, в т.ч. РСПП (ввиду отсутствия отраслевого объединения работодателей гражданской авиации), по вопросу  заключения  отраслевого  соглашения  в  гражданской  авиации.  Отсутствие  такого  соглашения,  являющегося  основой  для  заключения  коллективных  договоров,  существенно  ограничивает  трудовые  права  работников, создает  трудности  для  профсоюзных организаций  и  негативно  сказывается  на  социальном  партнерстве  в  отрасли.

Предложения профсоюзов гражданской авиации о необходимости создания отраслевого объединения работодателей неоднократно озвучивались на совещаниях с руководством Министерства транспорта РФ, которое обещало подать работодателям «сигнал» о необходимости формирования полноценного объединения. ДО настоящего времени «сигналы» регулятора услышаны не были.

Попытки  ОПАР решить  эту  проблему  на  региональном  уровне (через инициирование заключения региональных отраслевых соглашений) не  везде  находят  понимание  и  поддержку  ввиду  отказа  основных  работодателей  сотрудничать  с  профсоюзами.

Таким  образом,  проблема  не  решается  ни  на  федеральном,  ни  на  региональном  уровнях.

 Считаем,  что  для  ее  преодоления  следует  внести  изменения  в  часть 5 статьи 35  Трудового  кодекса  РФ,  предусматривающие  замену  альтернативных  норм  о  создании    комиссий  по  регулированию  социально-трудовых   отношений  императивными  нормами (слова «могут образовываться» следует заменить словом «образовываются»).

 В  результате,  на  наш  взгляд,  представители  работодателей  уже  не  смогут  саботировать  создание  отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений  и  работу  в  них,  как  это  происходит  сейчас.                                        

ОПАР считает,  что  предложенная  мера  направлена  на  защиту  социально-трудовых  прав  и  интересов  работников  авиапредприятий.    

Не менее удручающая ситуация сложилась и с попытками привлечь в качестве стороны ОТС Росавиацию.

Профсоюзы гражданской авиации России - Общероссийский профсоюз авиационных работников (ОПАР), Профсоюз летного состава России (ПЛС России), Профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России (ПРИАС ГА России), являющиеся в соответствии с частями первой и третьей статьи 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями интересов работников организаций, в отношении которых Росавиация осуществляет функции и полномочия учредителя направили в Росавиацию предложение о начале коллективных переговоров по заключению Отраслевого соглашения по организациям, подведомственным Росавиации.

Указанное предложение было направлено в Росавиацию 14 июня 2016 года.

 

Согласно требованиям части 2 статьи 36 Трудового кодекса Российской Федерации представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Вопреки указанным требованиям трудового законодательства ответ Росавиации был направлен в Профсоюзы гражданской авиации России только 13 июля 2016 года.

Согласно статье 36 Трудового кодекса Российской Федерации днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Согласно части 6 статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Учитывая, что датой начала коллективных переговоров является 14 июля 2016 года, Росавиация и Профсоюзы гражданской авиации России обязаны были подписать согласованный проект Отраслевого соглашения в срок до 14 октября 2016 года. Однако, Росавиацией не была направлена информация о полномочных представителях Росавиации в комиссии по ведению коллективных переговоров, соответственно, коллективные переговоры были сорваны.