20.10.2020
common_hall.jpg

 

В рамках выполнения резолюции V Съезда  Общероссийского  профсоюза  авиационных  работников «Создание достойных рабочих мест – основное условие устойчивого экономического роста!» ОПАР  проводится работа с Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

 

ОПАР неоднократно указывал на необходимость развития региональных и внутрирегиональных воздушных перевозок, в том числе государственной поддержки авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях сохранения и создания рабочих мест. В частности, результатом неоднократных обращений ОПАР в органы власти стало включение мероприятия "Государственная поддержка авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в подпрограмму "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596.

 

Модернизация российской экономики сопровождается увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики.

 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" была законодательно определена инициатива по созданию и модернизации 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, которая также была поддержана профсоюзами. Учитывая, что в России на тот период уже существовало порядка 12 млн рабочих мест в определенной мере отвечающих этим требованиям, речь шла о ежегодном создании или модернизации более 1,6 млн рабочих мест. Высокопроизводительное рабочее место означает: безопасное рабочее место с достойной оплатой труда, использующее современные технологии. В рамках определения МОТ достойный труд - это производительный труд, при котором обеспечивается защита прав, достойный доход и социальная защита работников. В числе разрабатываемых индикаторов достойного труда отдельно выделяется необходимый объем доходов, продуктивность, возможность трудоустройства, безопасность работы и т.д. Складывающаяся практика партнерского взаимодействия свидетельствует о существующих проблемах в отношении создания высокопроизводительных рабочих мест, что фактически было признано одним из руководителей Правительства РФ А.Г. Силуановым, констатировавшим фактическую призрачность идеи создания 25тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

 

В подобных реалиях и подходах политической элиты не приходится говорить о быстром достижении целей, заявленных в Резолюции Съезда ОПАР.

 

Среди проблем кадрового обеспечения гражданской авиации экспертами названы: внедрение нового поколения  авиационной техники; повышение мирового спроса на авиаперевозки; общемировой растущий дефицит молодых квалифицированных летных и технических специалистов; неразвитость инфраструктуры подготовки авиационных специалистов; несоответствие нормативно-правовой базы российской системы подготовки авиационных специалистов международным стандартам; отсутствие консолидированной государственной политики в области кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли.

 

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA (The International Air Transport Association), гражданская авиация генерирует  $2,7 трлн в мировом ВВП. Треть мировой торговли в стоимостном выражении ведется благодаря воздушным перевозкам, т. е. авиация входит в число ключевых компонентов глобального международного бизнеса. Воздушный транспорт играет важную роль в социальном развитии стран. По прогнозам ICAO (данные видимо будут скорректированы по итогам пандемии) в ближайшие 20 лет благодаря росту объемов авиаперевозок количество рабочих мест на воздушном транспорте увеличится до 99 млн, а его доля в ВВП возрастет до $5,9 трлн.  Уникальность территориального расположения России, ее протяженность и транспортная труднодоступность для 60 % территории страны (районов Крайнего Севера) делают гражданскую авиацию социально значимым видом транспорта.

 

Экономическая активность и инвестиционная привлекательность страны напрямую зависят от развитой инфраструктуры воздушного транспорта и эффективности системы обеспечения отрасли кадровыми ресурсами. Непрерывный прогноз перспективных профессиональных компетенций – один из ключевых инструментов в системе кадрового обеспечения отрасли – формируется на основе научно-технологических трендов в развитии авиационной техники и технологий ее эксплуатации, трендов в обеспечении безопасности полетов, в технологиях управления производством и бизнеспроцессами авиационных организаций, в развитии информационных систем, робототехники и других трендов. Последние 10 лет рынок труда гражданской авиации испытывал регулярные колебания и неудовлетворенность компетенциями выпускников учебных заведений гражданской авиации, особенно в сфере производственного персонала отрасли. Экспертным сообществом был отмечен масштабный профицит этой категории персонала, сменивший длительный дефицит, что свидетельствует не только о кризисных явлениях в отрасли, но и об отсутствии необходимой связи рынка труда и рынка образования. Преодолеть указанные проблемы, разорвать порочный круг несоответствия между спросом авиапредприятий и образовательными возможностями вузов, должна отраслевая система профессиональных квалификаций, созданный Совет по профессиональным квалификациям, куда в качестве члена был включен и председатель ОПАР. В рамках совета ведется работа по подготовке актуальных для отрасли профессиональных стандартов.

 

Свои коррективы в реализацию резолюции Съезда внесла глобальная пандемия 2020 года, с началом которой был нанесен сокрушительный удар по международным авиаперевозкам (но не только по ним), в связи с чем ОПАР активизировал свою деятельность по взаимодействию с органами власти в целях сохранения авиапредприятий, а значит и рабочих мест.

 

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2020 N 813
"Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским аэропортам и организациям, входящим в одну группу лиц с российским аэропортом, на частичную компенсацию расходов вследствие снижения их доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" было предусмотрено предоставление в 2020 году из федерального бюджета субсидии российским аэропортам и организациям, входящим в одну группу лиц с российским аэропортом, на частичную компенсацию указанных расходов.

 

Субсидия предоставляется при условии соответствия получателей субсидии на 1 января 2020 г. или на 1-е число иного месяца 2020 года, предшествующего дате подачи заявления, установленным требованиям.

 

Достижением Профсоюза стал тот факт, что ключевым условием предоставления субсидии являются непрекращение (неприостановление) аэропортовой деятельности по обслуживанию рейсов авиакомпаний с апреля 2020 г. включительно, за исключением случаев ее приостановки в связи с проведением организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также отсутствие сокращения численности персонала получателя субсидии более чем на 10 процентов, что напрямую влияет на сохранение рабочих мест в авиапредприятиях.

 

После неоднократных обращений ОПАР меры поддержки авиакомпаний, направленные на сохранение кадрового потенциала, были установлены постановлением Правительства РФ от 13 мая 2020 № 661. За два месяца с 14 мая 2020 года Росавиацией приняты положительные решения по 65 заявлениям авиакомпаний на сумму 11,5 млрд. рублей (всего Правительством РФ выделено 23,4 млрд. руб.). Авиакомпании получили субсидии на погашение расходов за коммерческие перевозки, выполненные с февраля по май 2020 года. Установлено, что не менее 60 процентов от общего объема субсидии можно будет потратить на заработную плату авиационному персоналу.