25.04.2024
2.jpg

 

 

ОПАР рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)» и считает необходимым поддержать заключение Института законодательства и сравнительного правоведения, в котором описаны основные недостатки данного законопроекта.

Вызывает сомнение сама необходимость данного законопроекта, так как предлагаемые обязательные требования в сфере труда уже реализованы в нормах ТК РФ. Правовые предписания этих норм обязательны для исполнения, независимо от того, перечислены ли они в предлагаемом разделе ТК РФ. Защита государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников в достаточной мере обеспечивается действующим трудовым законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ТК РФ установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защита прав и интересов работников и работодателей признаются целями трудового законодательства. Достижение этой цели обеспечивается: осуществлением государственного надзора и контроля за их соблюдением; предоставление права каждому на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечением права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. Данные гарантии названы в числе принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений (ст. 2 ТК РФ).

В пояснительной записке указывается, что законопроектом предлагается систематизировать содержащиеся в трудовом законодательстве обязательные требования, установленные в целях регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Однако ни в содержании самого законопроекта, ни в пояснительной записке к нему не раскрывается, в связи с чем такая систематизация необходима и что принципиально нового с точки зрения обеспечения гарантий прав работников и работодателей, она несет.

Из пояснительной записки усматривается также, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не осуществляют проверки соблюдения работодателем обязательных требований в сфере труда, не предусмотренных проектом федерального закона. То есть, по существу, инспекторы, по мнению авторов законопроекта, не должны руководствоваться нормами, закрепленными в других разделах и главах ТК РФ, что едва ли можно признать оправданным.

Никаких иных целей, ради достижения которых в ТК РФ должен быть включен раздел подобного содержания в пояснительной записке не приводится.

Вызывает вопросы цель установления обязательных требований в сфере труда, которая определяется как установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работодателей. По существу, авторы законопроекта переписывают положения ст. 1 ТК РФ, предполагая, очевидно, что нормы ТК РФ, имеющиеся в других главах, указанным целям не соответствуют. В понятие «гарантии» включаются средства, способы правового регулирования, использование которых происходит при наступлении определенных условий, указанных в нормах трудового права. Обязательные требования в сфере труда не могут рассматриваться как способы правового регулирования, способствующие достижению целей, заявленных авторами законопроекта.

Законопроект предусматривает, что обязательные требования в сфере труда могут устанавливаться только в целях: обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности; защиты жизни и здоровья граждан; защиты прав и свобод граждан, а также законных интересов граждан и организаций; защиты нравственности; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения социальной справедливости и социального партнерства. Установление обязательных требований в сфере труда в иных целях не допускается. Однако указанные цели сформулированы крайне некорректно и выходят за рамки целей и задач, установленных ст. 1 ТК РФ. В законопроекте говорится о защите нравственности, однако не раскрывается содержание данной категории применительно к трудовым отношениям, и не определено, как это соотносится с созданием необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, как основной задачи трудового законодательства. Едва ли можно признать оправданным дублирование положений Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», которые прекрасно работают и не нуждаются в дополнительном закреплении в ТК РФ в ч. 8 ст. 351.8 законопроекта.

Вызывает возражение включение в обязательные требования положений о применении профессиональных стандартов. Так, ст. 195.3. ТК РФ устанавливает, что профессиональные стандарты обязательны для применения в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Во всех иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Представляется, что законопроект в представленной редакции внесет лишь путаницу и дисбаланс в регулирование трудовых отношений. Замечания ОПАР по рассматриваемому документу отправлены в Государственную Думу.