20.10.2018
0_44ad_c14d04f6_L.jpg

На рабочей группе РТК был рассмотрен проект приказа Минтруда России «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н» (далее – проект).

Согласно подпункту 5 пункта 1 проекта, предполагается пункт 8 Методики специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н (далее - Методика), изложить в редакции, согласно которой решение о проведении или не проведении на рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов принимается протокольным решением комиссии. По мнению Профсоюза, данная новелла не соответствует пункту 6 Методики, в силу которой все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III Методики. Кроме того, данное нововведение ставит под сомнение работу независимого от работодателя эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Внесение предлагаемых изменений создаст предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций между представителями работодателей, которые составляют большинство в комиссии по СОУТ и профсоюзными представителями.

Одним из ключевых принципов специальной оценки условий труда является положение статьи 22 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ о независимости организации, проводящей специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, которые руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О специальной оценке условий труда», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих специальную оценку условий труда.

 Из данного принципа неаффилированности эксперта и работодателя вытекает и положение Методики о том, что решение о проведении или не проведении на рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должно быть возложено на независимого эксперта, прошедшего аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющего сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, как на лицо, не заинтересованное в получении искаженных результатов, не основанных на существующих условиях труда на рабочем месте, несущего юридическую ответственность.

В связи с указанными обстоятельствами Профсоюз считает необходимым редакцию пункта 8 Методики оставить в действующей редакции.

Подпунктом 26 пункта 1 проекта планируется приложение № 21 к Методике дополнить показателями, подлежащими исследованию в процессе отнесения условий труда по классу (подклассу) условий труда по фактору «напряженность трудового процесса».

К числу таких показателей отнесены длительность сосредоточенного наблюдения (в % времени рабочего дня (смены); нагрузка на слуховой анализатор; время активного наблюдения за ходом производственного процесса.

Нерешенность проблемы установления особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также многочисленные споры при отнесении условий труда по классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса между работодателями и работниками свидетельствуют о необходимости крайне осторожно подходить к нововведениям при оценке напряженности трудового процесса, детального научного анализа возможности пересмотра методов специальной оценки условий труда.

По итогам рассмотрения проекта в Секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Профсоюз направил предложения в части необходимости продолжения работы над проектом.