29.03.2024
7.jpg

 

 

В настоящее время имеется довольно большой процент выпускников высших учебных заведений имеющих дипломы специалистов в той или иной отрасли, но не сумевших трудоустроиться по своей специальности в течение трех и более лет с момента окончания ВУЗа.

         Как показывают данные Росстата, основным показателем является, то, что больше половины выпускников высших учебных заведений не могут трудоустроиться из-за отсутствия опыта работы. Второй показатель, это не соответствие заработной платы ожиданиям выпускников, третий это отсутствие подходящих рабочих мест, и последний показатель это, то, что выпускники не смогли найти работу по полученной профессии, так как ее просто нет.

          Первоочередная проблема отсутствия опыта работы и стажа, на сегодняшний день является одним из оснований для отказа выпускникам ВУЗа в трудоустройстве, а если нет практики по своей специальности, то нет и возможности получения такого опыта.

           Также существует проблема и с прохождением практики студентами, они ее проходят, где возможно эту практику пройти, но только не там, куда пойдут работать и не по своей специальности которую изучают, главное документы о прохождении практики.

              Существует проблема трудоустройства выпускниц ВУЗов, особенно неохотно работодатели принимают на работу молодых замужних женщин, не имеющих детей. Так как в последствие работодателю придется отпускать такую сотрудницу в декретный отпуск и нести соответствующие расходы, а после рождения детей, возможны больничные по уходу за ребенком.

        Еще одна проблема, это адаптация на рынке труда выпускников ВУЗов, отслуживших в Российской армии сразу после окончания и уволенных в запас после прохождения срочной службы. За период службы выпускники теряют квалификацию по полученной профессии, и даже уже имеющееся место работы. По ряду различных причин молодые специалисты не имеют возможности возобновить свою квалификацию, и в дальнейшем ее теряют, и также не могут трудоустроиться по специальности.

Одним из множества факторов, является ситуация сложившаяся на рынке труда, несоответствие предложения и спроса специалистов на рынке труда, с учетом региональных особенностей. Данная ситуация связана с отсутствием планирования отраслевыми министерствами по гражданским специальностям. Никто не учитывает и не планирует, сколько необходимо выпустить специалистов для каждой отрасли по тем или иным специальностям, чтобы они были обеспечены рабочими местами. Никто не отслеживает, на какую профессию устроился выпускник, работает ли он по своей специальности, на которую учился и т.д. Кроме того, до настоящего времени, данной проблемой никто не занимался, что подтверждается тем, что Минтруд РФ только сейчас предлагает создать систему наблюдения за трудоустройством выпускников вузов через страховые взносы. Как она будет работать, и будет ли работать вообще, никто не знает. Хотя это необходимо было сделать давно.

В настоящее время в действующем законодательстве существует пробел и отсутствует механизм, регулирующий   трудоустройство выпускников высших учебных заведений. В связи с этим полагаю, что принятие данного законопроекта позволит разрешить вышеперечисленные проблемы, и начать решать вопросы по трудоустройству выпускников ВУЗов.

          В случае внесения изменений в закон об образовании появится основание, которое заставит министерства образования, здравоохранения, культуры, промышленности, труда, транспорта и другие, начинать планировать государственный заказ на специалистов своих отраслей, также как сегодня это делает Минобороны, МЧС, МВД, службы ФСБ и ФСО.

            Сотрудничество работодателей и вузов необходимо, чтобы сократить безработицу среди выпускников. Организации должны подавать заявки по своей отрасли на тех специалистов, которые им необходимы, обеспечивать студентам производственную практику по обучаемой специальности, а взамен, получать высококвалифицированных специалистов. Так как, гражданин знающий, что после окончания ВУЗа будет трудоустроен, начнет стремиться стать высококвалифицированным специалистом и будет в этом заинтересован.

          Подобные законы уже приняты и действуют в некоторых субъектах РФ, например Закон Челябинской области от 27 августа 2009 г.    № 457-ЗО «О содействии занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования в Челябинской области».

Профсоюз полагает, что государство и работодатели будут заинтересованы, если гражданину его обучение будет оплачивать государство, а работодатель обязан будет предоставить место работы, на котором выпускник должен будет отработать не менее 4-6 лет.  В случае же, если гражданин, не трудоустроится в такое учреждение, то будет обязан возместить в полном объеме государству расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и обучения.