19.07.2018
7.jpg

 

   28 июля 2017 года премьер-министр России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил программу развития цифровой экономики в Российской Федерации. Цель программы – организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни – в экономике, предпринимательстве, социальной деятельности, государственном управлении, социальной сфере и городском хозяйстве. Цифровизация экономики – это вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности.

Очевидно, что цифровая среда существует в стране и сейчас, а государственная программа призвана существенно ускорить ее развитие, устранив препятствия для развития цифровой инфраструктуры, обеспечить поддержку технологий "больших данных", квантовых компьютеров, новых производственных методов и искусственного интеллекта.

Реализация программы невозможна без соответствующим образом подготовленных профессиональных кадров, и в этой связи роль вузов в развитии цифровой экономики без преувеличения является ключевой.

В ходе работы конференции были проанализированы и обсуждены эффективные модели взаимодействия вузов с работодателями для подготовки кадров, востребованных цифровой экономикой, рассмотрен вопрос повышения эффективности финансового менеджмента в вузах, а также тенденции развития инструментов управления образовательным процессом и научной деятельностью вузов в соответствии с требованиями цифровой экономики. Особое внимание было уделено глобальным вызовам вхождения в цифровую экономику: отсутствию универсальных «рецептов» на уровне отдельных индустрий и предприятий; наличию весомого пласта традиционной экономики, который еще не вышел даже на так называемый «гигиенический» уровень автоматизации; смещению фокуса цифровизации с автоматизации на саму суть бизнеса и, как следствие, изменение квалификации людей, реализующих технологии нового цифрового бизнеса, что, в свою очередь, требует кардинальной перестройки образования.

Участники конференции отметили высокий потенциал российских вузов с точки зрения подготовки кадров для цифровой экономики, несмотря на наличие ряда кадровых, инфраструктурных, финансовых и нормативных барьеров. Для их преодоления были разработаны следующие рекомендации:  

 

1. Кадровое обеспечение цифровой экономики требует комплексного подхода, сочетающего применение современных инструментов планирования и прогнозирования кадровых потребностей и возможностей их обеспечения, а также скоординированности усилий органов управления в сферах промышленности и образования, предприятий и населения. Необходимо вовлекать предприятия в процесс формирования задания на подготовку профессиональных кадров и предоставление населению возможности подготовки и переподготовки на востребованные цифровой экономикой специальности.

2. Необходимо применение современных инструментов планирования и прогнозирования кадровой обеспеченности, что позволит Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, федеральным и региональным органам исполнительной власти в сфере образования и науки, кадровой и социальной политики, а также образовательным организациям высшего образования:

2.1. Проводить регулярный мониторинг кадровой ситуации путем сбора сведений с работодателей о текущей профессионально-квалификационной и половозрастной структуре рабочих мест и имеющейся дополнительной потребности в кадрах.

2.2. Определять перспективные траектории дополнительной кадровой потребности по направлениям подготовки и специальностям, востребованным экономикой для различных сценариев социально-экономического развития.

2.3. Производить оценку спроса и предложения рабочей силы, своевременно определять проблемные места и предпринимать необходимые действия (переквалификация и др.).

2.4. Прогнозировать потребность в подготовке профессиональных кадров, в том числе в территориальном разрезе, с учетом сложившейся образовательной сети и возможностей ее расширения.

3. Решение актуальных задач, стоящих перед вузами в эпоху цифровой трансформации, невозможно без современного финансово-экономического управления, функционирующего в образовательной организации (далее – ФЭУ). Такое подразделение должно строиться на высококвалифицированном персонале, обеспеченном современными ИТ-решениями, позволяющими высвободить интеллектуальный потенциал сотрудников от рутинных задач в область задач аналитических и управленческих. Высокий уровень компетенций ФЭУ, соответствующий требованиям цифровой экономики, можно обеспечить за счёт: 3

 

3.1. Организации индивидуальных образовательных траекторий, направленных на получение сотрудниками ФЭУ новых знаний посредством дополнительного образования.

3.2. Регулярного участия в отраслевых конференциях.

3.3. Изучения передового опыта построения систем управления финансами в других вузах России и Европы.

4. Высокие компетенции специалистов, обеспеченные нескончаемым потоком рутинных задач, ограничивают возможности вуза в области реализации своих стратегических целей. В соответствии с этим деятельность финансово-экономических служб современного вуза должна быть обеспечена передовыми ИТ-решениями, направленными на автоматизацию финансово-хозяйственной, закупочной, бухгалтерской деятельности.

5. Организаторам международной конференции «Готовы ли вузы к роли ключевых институтов для развития цифровой экономики России?» необходимо проводить аналогичные мероприятия для представителей вузовского сообщества с целью обмена опытом реализации инициатив, направленных на повышение уровня финансового менеджмента вуза в условиях развития цифровой экономики, как минимум один раз в год.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо расширить Методические рекомендации по организации процессов бюджетирования и планирования финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, в части описания передовых кейсов:

6.1. Организации финансового менеджмента в вузах РФ.

6.2. Внедрения автоматизированных систем управления финансами в вузах РФ.

7. Министерству образования и науки Российской Федерации:

7.1. Поддержать инициативу создания клуба ИТ-директоров университетов.

7.2. Рассмотреть успешный опыт университетов по автоматизации управления образовательной и научной деятельности и оценить анализ эффективности работы этих вузов. Выработать рекомендации по унификации средств автоматизации (сформировать рекомендуемый список ПО).

7.3. Рассмотреть возможность выпуска нормативной документации для вузов, фиксирующей новые автоматизированные процессы и электронные ресурсы как единственно возможные.

7.4. Обеспечить условия для распространения лучших практик:  

 

 

 реализации индивидуальных траекторий обучения в образовательных программах подготовки кадров для цифровой экономики;

автоматизации управления образовательным и научным процессом;

разработки ИТ-стратегий и программ информатизации вузов.

 

8. Образовательным организациям высшего образования:

8.1. В обязательном порядке разрабатывать ИТ-стратегию на основе долгосрочного плана развития информационной инфраструктуры неотъемлемой частью стратегии развития вуза.

8.2. Использовать сервисный подход в организации информационных ресурсов вуза для студентов и сотрудников.

8.3. Обеспечивать механизмы реализации индивидуальных образовательных траекторий в образовательных программах подготовки кадров для цифровой экономики.

8.4. Принимать участие в создании нового профессионального сообщества - клуба ИТ-директоров университетов.

8.5. Реализовывать программы повышения квалификации для сотрудников по ИТ-компетенциям с обязательным независимым тестированием по окончании обучения.

 

8.6. Поощрять создание студенческих ИТ-лабораторий как альтернативы собственных ИТ-разработок.