25.04.2024
d 047.jpg

 

 

Председатель Профсоюза обратился с письмом к генеральному директору ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» А.З. Мартиросову по вопросу возрождения прерванных контактов между ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОПАР.

В нем говорится, что Общероссийский профсоюз авиационных работников на сегодняшний день является крупнейшей общественной организацией в гражданской авиации России.

Трудовое законодательство Российской Федерации относит профсоюзы к ключевым представителям работников. Так в силу статьи 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются, в первую очередь, профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов.

В Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (приказ Минтранса от 21 ноября 2005 г. N 139) указано, что эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами настоящего Положения, и включает РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей. То есть непрофсоюзный орган фактически лишен права по реализации норм Положения.

Основные услуги, которые Общероссийский профсоюз авиационных работников оказывает своим членам:

- предоставление бесплатной юридической консультации по социально-трудовым вопросам, в том числе, по вопросам охраны труда, пенсионному и социальному страхованию;

- организованная учеба по вопросам трудового, пенсионного, жилищного и иного законодательства;

- представление работников в социально-трудовых, экономических отношениях и при ведении коллективных переговоров с работодателем по заключению коллективных договоров и соглашений, направленных на достижение баланса интересов работников и работодателя в социально-трудовой сфере;

- предоставление возможности самореализации активной части трудового коллектива через работу в выборных органах профсоюзной организации;

- оказание материальной помощи и поддержки в тяжелых жизненных ситуациях.

Только общероссийский отраслевой профсоюз имеет реальную возможность  ставить вопросы  и решать социально-трудовые  проблемы членов профсоюза как отраслевого значения, так и локального уровня, в том числе, на самом высоком уровне, через участие в деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Координатор – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец), без обсуждения на которой не принимаются нормативные правовые акты в социально-трудовой сфере (ст. 35.1 ТК РФ), через непосредственное общение с руководителями отраслевых министерств и ведомств.

Общероссийским профсоюзом авиационных работников накоплен колоссальный опыт как правозащитной работы, так и опыт взаимодействия с федеральными органами власти, в первую очередь, Минтрансом России, Росавиацией, Росгидрометом, Минтрудом России и Минздравом России.

Законодательно закрепленная независимость профсоюзов от органов власти позволяет ставить перед указанными органами не всегда удобные для них вопросы, в решении которых заинтересованы как трудовые коллективы, так и наши социальные партнеры - авиапредприятия.

Первичная профсоюзная организация, входящая в Общероссийский профсоюз, необходима и работодателю, поскольку без нее он ограничен в своих управленческих решениях. Так  в силу трудового законодательства ряд локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения (в  частности в области аттестации работников, рабочего времени и времени отдыха, оплаты и охраны труда), работодатель вправе принимать только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а не какого-то иного представительного органа (например, ч. 7 ст. 74, ч. 4 ст. 99, ст. 105, ч. 3 ст. 112, ч. 5 ст. 113, ч. 2 ст. 116, ч. 4 ст. 180 ТК РФ и др.) или с участием представителя первичной профсоюзной организации (ч. 3 ст. 82 ТК РФ).

Значительно увеличилась в последние годы и роль коллективных договоров, заключаемых первичными профсоюзными организациями с работодателями. Так, в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации только через акты социального партнерства (коллективный договор и отраслевое соглашение) работодатель вправе увеличивать максимально допустимую продолжительность ежедневной работы  работников с вредными и опасными условиями труда (ч. 3 ст. 94 ТК РФ); увеличивать до 40 часов сокращенную рабочую неделю (ч. 3 ст. 92 ТК РФ), заменять часть ежегодного дополнительного отпуска денежной компенсацией (ч. 4 ст. 117 ТК РФ), а также увеличивать до одного года учетный период для учета рабочего времени  работников с вредными и опасными условиями труда (ч. 2 ст. 104 ТК РФ).

Участие независимых от органов власти представителей Общероссийского профсоюза авиационных работников в деятельности федеральных и региональных общественных структур (Общественные палаты и советы), координационных органах при федеральных органах власти, Правительстве Российской Федерации, межрегиональных и региональных форумах, создает возможности для полноценного продвижения социально-ориентированных проектов организаций гражданской авиации, создания благоприятного имиджа авиапредприятий, популяризации авиационных специальностей среди молодежи.

Имеющийся у Общероссийского профсоюза инструментарий социального диалога в сфере труда позволит избежать перерастания потенциального или реального трудового конфликта в коллективный трудовой спор, найти законные, учитывающие интересы как работников, так и работодателей, решения, минимизирует риски мероприятий по надзору и контролю.

Опыт Общероссийского профсоюза в сфере взаимодействия с государственной инспекцией труда и органами прокуратуры, свидетельствует, что организации, где созданы структуры общероссийского профсоюза, а не «карманные» представительные органы, в минимальной степени подвергаются проверкам, поскольку конфликтные ситуации в трудовых коллективах решаются через механизм консультирования профсоюза и работодателя.

Общероссийский профсоюз авиационных работников заинтересован в налаживании полноценного и взаимовыгодного социального диалога с одной из крупнейших авиакомпаний России – Авиакомпанией «ЮТэйр», в создании  первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников.

В письме председателя Профсоюза предлагается восстановить утраченные контакты между ОПАР и авиакомпанией.