23.04.2017
work_space_CNS_ATM.jpg

 


   Профсоюзные работники и активисты во главе с председателем Профсоюза приняли участие в парламентских слушаниях Государственной Думы РФ на тему "Совершенствование законодательства в области организации медицинской помощи на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры".

Инициатором слушаний выступил Комитет Государственной Думы по охране здоровья. Участники слушаний обсудили вопросы медицинского обеспечения безопасности движения, предупреждения аварий и катастроф. В целях избежания аварийных рисков была высказана необходимость совершенствования системы обучения врачей, в первую очередь, причастных к транспорту. Кроме того, затронута тема обучения специальным аспектам транспортной медицины.

Было отмечено, что в гражданской авиации действует и эффективно работает трехзвеньевая система медицинского обеспечения полетов, включающая предполетный медосмотр, медицинское наблюдение в межкомиссионный период и врачебно-летную экспертизу. В то же время указанные части трехзвеньевой системы медицинского обеспечения полетов не урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291) и Минздрава России (приказ от 11 марта 2013 года № 121н) содержат нормы, регулирующие оказание работ (услуг) по «врачебно-летной экспертизе» и предполетным медицинским осмотрам». Врачебно-летная экспертиза в  гражданской авиации РФ на сегодняшний день фактически представляет собой совокупность медицинского осмотра, медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования, так как ее результат (медицинское заключение) является частью авиационного свидетельства, которое дает возможность «осуществить трудовую деятельность» и подтверждает «состояние здоровья человека, которое влечет за собой юридически значимые последствия».

В то же время врачебно-летная экспертиза входит в систему по обеспечению безопасности воздушного движения, но нормативных документов, регламентирующих указанный вид медицинской экспертизы, не, в связи с чем Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на урегулирование вопросов, связанных с организацией врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации (поручение от 29 апреля 2016 года № Пр-800).

По российской и мировой статистике, 70-80 % авиационных катастроф происходит из-за человеческого фактора, поэтому медицинское обеспечение безопасности полетов является наиболее актуальной проблемой авиационной отрасли. Головным медицинским учреждением, призванным решать эту проблему, является федеральное бюджетное учреждение «Центральная клиническая больница гражданской авиации» (ЦКБ ГА) – ведущее и единственное государственное многопрофильное лечебно-диагностическое и экспертное медицинское учреждение авиационной отрасли, оказывающее амбулаторную и стационарную помощь работникам гражданской авиации, в том числе курсантам учебных заведений гражданской авиации. ЦКБ ГА выполняет государственные работы по врачебно-летной экспертизе, медицинскому обследованию и медицинскому освидетельствованию авиационного персонала гражданской авиации в амбулаторных и стационарных условиях в соответствии с государственным заданием, являясь фактически тем государственным медицинским центром, который, по международным требованиям, занят в клинической авиационной медицине. Но весь накопленный опыт не востребован в оказании специализированной (в том числе технологичной) медицинской помощи авиационному персоналу гражданской авиации, так как авиационные предприятия не включены в перечень организаций отдельных отраслей промышленности  с особо опасными условиями труда и не подпадают под действие Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Заслушав и обсудив доклады и выступления депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководителей образовательных и научных учреждений, общественных организаций, участники парламентских слушаний рекомендовали:

Государственной Думе ФС РФ создать рабочую группу по разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации медицинской помощи на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

Правительству РФ:

- разработать и утвердить нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о включении авиационных предприятий в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда:

- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, направленные на наделение указанных органов власти полномочиями в части охраны здоровья на транспорте в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, предусматривающие создание в уполномоченном органе по выдаче свидетельств (Росавиация) структурного подразделения с функцией по организации медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации на базе ведомственных медицинских организаций, в том числе по проверке деятельности врачебно-летных экспертных комиссий, предусмотренного международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО;

- рассмотреть вопрос о создании Национального центра медицины транспорта для диагностики и экспертизы профессиональных заболеваний, решения спорных случаев установления связи заболевания с профессией и рекомендаций по дальнейшему трудоустройству работников транспортной сферы.

Министерству транспорта РФ:

- разработать и представить на общественное обсуждение предложение об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское обеспечение полетов гражданской авиации»;

-  разработать и представить на общественное обсуждение предложение о внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» в части определения возможности пользования воздушным транспортом в зависимости от состояния здоровья пассажира;

- Подготовить и внести изменения в Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденные приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 года № 50, в соответствии с требованиями ИКАО; 

 - разработать ведомственную программу по охране здоровья членов летных экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров УВД, рассмотреть вопрос об организации на базе Центральной клинической больницы гражданской авиации центра оздоровления, профилактики и восстановительного лечения летно-диспетчерского состава гражданской авиации;

-разработать положение о врачебно-летной экспертизе, порядок проведения динамического медицинского наблюдения за авиационным персоналом в межкомиссионный период, порядок проведения предполетных (послеполетных) медицинских осмотров авиационного персонала;

- установить порядок формирования, состав бортовых аптечек первой помощи и комплект медицинских средств, в том числе с учетом рекомендаций и стандартов ИКАО.

Федеральному агентству воздушного транспорта:

-создать единую информационную систему «Паспорт здоровья авиационного персонала», объединяющую врачей врачебно-летных экспертных комиссий, врачей авиапредприятий и врачей здравпунктов, связанную с Федеральной государственной информационной системой «Реестр авиационного персонала».