19.04.2024
common_hall.jpg

 

 

         16 марта в Москве состоялось заседание Исполкома Профсоюза. Он рассмотрел вопросы:

          «Об опыте работы первичной профсоюзной организации ОАО «Международный аэропорт Краснодар» по развитию социального партнёрства».

АО «Международный аэропорт Краснодар» входит в состав ООО «Базэл Аэро» - коммерческой структуры, занимающейся авиационным бизнесом (генеральный директор Л.В. Сергеев), которая руководит деятельностью  аэропортов Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик.

На протяжении ряда лет территориальной  профсоюзной организация авиаработников Юга России удалось наладить  конструктивное взаимодействие с руководством Управляющей компании «Базэл Aэро», которое демонстрирует стремление расширять сотрудничество с профсоюзными организациями аэропортов.

 Наиболее эффективно социальное партнёрство сложилось в аэропорте Краснодар, первичная профсоюзная организация которого имеет 1111членов профсоюза при численности работающих в авиапредприятии 1358 человек, что составляет 82 % профсоюзного членства. Главным в её работе является полная прозрачность своих действий, постоянное информирование членов профсоюза через листовки, газету «Высота» о реализации перспективного плана по повышению жизненного уровня членов профсоюза, решению социально-экономических задач совместно с администрацией. 

         Профком постоянно осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией авиапредприятия и Управляющей компанией «Базэл-Аэро». Действующий коллективный договор подписан со стороны работников председателем профкома И.Ю.  Сапуновой. 

          Представители первичной профсоюзной организации входят во все совместные с администрацией  комиссии: по охране труда, по проведению специальной оценки условий труда, социального страхования, трудовым спорам  и другие.

             Уделяя много внимания мотивации профсоюзного членства, профком проводит большую работу среди персонала авиапредприятия. Это организация и проведение различного рода культурно-массовых и спортивных мероприятий, оказание материальной помощи, премирование профактива в торжественной обстановке. Профком постоянно инициирует перед администрацией вопросы повышения грейдов, что в значительной степени влияет на рост заработной платы членов профсоюза.  В бюджет АО «Международный аэропорт Краснодар», как и остальных аэропортов ООО «Базэл Аэро», по совместному решению администрации и профсоюзного комитета закладываются выплаты премиального вознаграждения по итогам года (13-я зарплата),  премирование членов профсоюза, выполняющих свои должностные обязанности в повышенном температурном режиме, частичная компенсация санаторно-курортных путевок, доплата оздоровительных путевок детям работников авиапредприятия.

       Профком после самостоятельного обследования условий труда членов профсоюза в службах инициирует перед администрацией возможные варианты улучшения условий труда, обеспечения необходимых условий для приема пищи, питьевой водой, приобретения спецодежды.

        Разработанная и внедренная совместно администрацией авиапредприятия и профкомом методика привлечения работников в члены профсоюза способствует вхождению в профсоюз даже временных (сезонных) работников, часть из которых затем остается в предприятии на постоянной основе.

        По инициативе профсоюзного комитета регулярно проводятся совместные встречи представителей работодателя и профкома  с персоналом  служб и подразделений в целях изучения морально-психологического климата,  возникающих производственных вопросов, в том числе по заработной плате,  с одновременным информированием о деятельности профкома, расходовании профсоюзных взносов, что в результате становится привлекательным членство в профсоюзе.

         По итогам обсуждения Исполком отметил высокий уровень взаимодействия  администрации и профсоюзного комитета АО «Международный аэропорт Краснодар» в рамках социального партнерства  в интересах   персонала авиапредприятия по выполнению положений коллективного договора, созданию безопасных условий труда, защите социальных прав, обеспечению гарантий достойного уровня жизни членов профсоюза и их семей. Республиканским, территориальным, первичным профсоюзным  организациям рекомендовано активно использовать положительный опыт социального партнерства в АО «Международный аэропорт Краснодар» в целях выполнения положений Устава ОПАР по укреплению позиций Профсоюза в решении социально-экономических вопросов,  созданию прочной финансовой базы профорганизаций,  увеличению их численности.

«Об Отраслевом соглашении по Росгидромету». Отраслевое соглашение по учреждениям  Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды было заключено  на 2012-2014 годы и  продлено Дополнительным соглашением №1 до 31 декабря 2017 года.

  Проводимая работа  Постоянной комиссии ЦК ОПАР по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды была отражена в отчётном докладе ЦК Профсоюза V съезду ОПАР, но итоги выполнения Соглашения , которые должны   подводится отраслевой комиссией по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода,  за весь период действия Соглашения практически не подводились. Контроль за ходом выполнения Соглашения не  осуществлялся  сторонами Соглашения и их представителями. В Общероссийском профсоюзе прошли досрочные выборы председателя и в Росгидромете прошли кадровые изменения, поэтому отраслевая комиссия  стала не дееспособной и не смогла выполнять свои функции. 

     Одним из  основных пунктов Соглашения является  «Оплата труда и социальные гарантии». Стороны договорились в установленном порядке, в пределах компетенции сторон, Росгидромету и ОПАР добиваться установления заработной платы квалифицированному специалисту отрасли на уровне не ниже средней заработной платы в экономике за счет увеличения средств федерального бюджета, также путем привлечения внебюджетных средств.

       В 2016 году Росгидрометом продолжена работа по привлечению дополнительного бюджетного финансирования на реализацию в общей сложности 18 направлений и мероприятий Росгидромета. Суммарная дополнительная потребность на 2017 год заявлена в объеме 5,6 млрд. рублей, что составляет 34,2% от утвержденных параметров финансирования текущего года.  Объем бюджетных   ассигнований на 2017 год   в соответствии с законом о бюджете -16,5 млрд.рублей.

        Важнейшими направлениями в контексте обеспечения функционирования наблюдательной сети являются :

1.     Повышение заработной платы отдельных категорий работников метеослужбы

2.      Содержание труднодоступных станций.

       Росгидромету определено дополнительное финансирование  на указанные цели в   следующих объемах :

в 2015 г. -1 млрд. руб., что составляет порядка 33% от обоснованной потребности ;

  2016 и 2017 г. -1,5 млрд. руб. ежегодно, что составляет порядка 50% от обоснованной         потребности.

       Заявленная на 2017 год дополнительная потребность в размере 1,47млрд.руб. позволила бы довести финансирование на повышение заработной платы до поддержанных Минтрудом России объемов в 2,97 млрд.руб. 

   Труднодоступные станции (ТДС) характеризуются значительной величиной затрат на содержание и обеспечение их деятельности. В настоящее время в ведении Росгидромета находится 335 ТДС, в том числе 293 действующие. Несмотря на незначительный удельный вес ТДС в общем количестве пунктов наблюдения, на их обеспечение приходится более 10%  расходов на содержание всех подведомственных учреждений – свыше 1,2 млрд. рублей.

    Дополнительное финансирование труднодоступных станций  позволило бы повысить заработную плату, модернизировать оборудование производственного и бытового назначения, проведение текущих и капитальных ремонтов зданий и сооружений, пересмотр рационов питания и повышение качества материально-технического обеспечения. Расчетная ежегодная потребность на выполнение перечисленных мероприятий составляет 500,6 млн. руб.

  Указанная дополнительная потребность была вынесена на рассмотрение в рамках бюджетного процесса 2017 года, однако была отклонена при рассмотрении Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам.

  Приказом Руководителя Росгидромета А.В. Фроловым 27 января 2017 года утвержден состав Комиссии  Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по регулированию социально-трудовых отношений.

Многие положения Соглашения устарели. Росгидрометом был разработан проект Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Росгидромета, но он не прошел регистрацию и  возвращен на доработку. Предполагается, что внесение  разработанных изменений не предусматривает и не повлечет за собой дополнительных расходов средств федерального бюджета, несмотря  на то, что эти изменения должны быть  направлены на сохранение и развитие кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

  Примерное положение носит рекомендательный характер и разработано для учета при подготовке федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Росгидромета, положений о системе оплаты труда работников соответствующих учреждений. Положение учреждения утверждается руководителем учреждения с учетом мнения представительного мнения органа работников, т.е профсоюзным комитетом.

   Исполком ОПАР рекомендовал Постоянной комиссии ЦК ОПАР по гидрометслужбе активно вести  работу по сбору предложений от первичных профсоюзных организаций для включения в Соглашение, подвести итоги выполнения Соглашения за 1 полугодие 2017 года, продолжить подготовку проекта Соглашения  на 2018-2020годы.

 

  «О состоянии разработки, обсуждения и внедрения профессиональных стандартов в организациях Росгидромета».

  Интеграция российской экономики в международное экономическое пространство, процессы глобализации, интенсификация миграции, стремительное изменение технологий и усиливающая конкуренция оказывают серьезное влияние на рынок труда. Если до начала 1990 годов советский гражданин, получивший профессиональное образование, работал по полученной специальности всю трудовую жизнь, то сейчас он вынужден с определенной регулярностью менять не только сферы применения своих способностей к труду, но и само содержание труда. Помимо этого он для удовлетворения потребностей работодателя в трудовом ресурсе должен обладать компетенциями, позволяющими ему гибко реагировать на изменяющийся рынок труда: уметь применять свои знания в новых трудовых ситуациях; получать новые знания, необходимые для такого выполнения трудовых функций, качество которых максимально удовлетворяло бы работодателя и находило адекватное выражение в оплате; непрерывно формировать навыки, требуемые для решения новых производственных и управленческих задач. Система же отечественного профессионального образования продолжает оставаться статичной, ориентированной на получение академических "идеальных" знаний.

Основной причиной разработки профессиональных стандартов является тот факт, что профессиональные компетенции работников не всегда удовлетворяют работодателей, а профессиональное образование недостаточно ориентировано на потребности рынка труда.

Профессиональные стандарты призваны связать рынок труда, актуальные и перспективные потребности организаций с системой образования, в том числе и избавить организации от дополнительных финансовых затрат на переподготовку работников.

Структурирование информации в профессиональном стандарте основано на компетентностном подходе, который предусматривает формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющим ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию (трудовые функции) в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.

В сфере федеральной компетенции, к которой относится и гидрометеорологическая служба, на сегодняшний день наметились признаки формирования административно-плановой модели регулирования труда, усиление доминантных начал государственного управления в сфере труда и занятости населения. Данные тенденции являются необходимыми для упорядочения отдельных (особенно подлежащих лицензированию и/или разрешительной регистрации) видов экономической деятельности, сферы государственной собственности в целом, информационного механизма рынка труда, обеспечивающего единообразие наименований работ для целей описания и поиска вакансий, организации занятости инвалидов, молодых специалистов, безработных, а также для нормативного моделирования и сущностно-содержательной правовой регламентации рынка труда.

С учетом обозначенных аспектов в настоящее время и разрабатываются профессиональные стандарты в гидрометслужбе.

В  гидрометеорологической службе ситуация с разработкой проектов профессиональных стандартов достаточно системная, что связано с наличием единого органа управления отраслью – Росгидромета, который курирует указанную работу.

В высокой степени готовности находятся проекты профессиональных стандартов по таким ключевым для гидрометслужбы профессиям как:

 «Аэролог, техник - аэролог»

«Гидрометнаблюдатель»

«Синоптик, техник-синоптик»

«Океанолог, техник-океанолог»

«Инженер, техник по проведению лавинных работ»

«Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем».

Представители профсоюза активно участвуют как в процедурах общественного обсуждения данных проектов, в том числе, в ряде круглых столов, что отражено в пояснительных записках к проектам, так и в обсуждениях, проходивших в Росгидромете. Однако, на заседании Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации, проекты профессиональных стандартов «Гидрометнаблюдатель», «Синоптик, техник-синоптик», «Океанолог, техник-океанолог» по формальному признаку были признаны не соответствующими порядку рассмотрения на Национальном совете, поскольку не прошли надлежащие согласования в Минприроды России и не рассмотрены на  Совете  по профессиональным квалификациям в сфере гидрометеорологии и смежных областей, потому что такой  Совет не был создан.

Советы по профессиональной квалификации осуществляют в рамках определенного вида профессиональной деятельности следующие полномочия:

- проведение мониторинга рынка труда. Появление новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий ;

- разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов ;

- разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований ;

- организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций в соответствии с перечнем профессиональных стандартов и иными установленными квалификационными требованиями ;

- участие в разработке государственных стандартов профессионального образования  и обучения. А также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Общественный  совет при Росгидромете  по предложению ФГБУ «Авиаметтелекома Росгидромета» одобрил создание Ассоциации работодателей в сфере гидрометеорологии 

В целях информирования структурных подразделений и своих членов, Профсоюз также регулярно размещает проекты профессиональных стандартов, разрабатываемых в гидрометеорологической службе, разъяснения о их применении на своем сайте.

Одной из ключевых задач Профсоюза остается борьба за достижение соответствия уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству, качеству труда. Именно поэтому на профсоюзных органах лежит задача при согласовании проектов профессиональных стандартов исключать из них нормы, которые противоречат интересам работников, способствуют возложению на них дополнительных обязанностей.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных в нормативных актах, в государственных учреждениях и иных организациях с госучастием должны применяться поэтапно, согласно планам, утвержденным ими с учетом мнений представительных органов работников.

         Указанные планы должны включать

         - список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

- сведения о потребности в переобучении работников;

         - этапы применения профессиональных стандартов;

         - перечень локальных нормативных актов и других документов, в том числе по вопросам аттестации, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

         Реализация мероприятий планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

Основная задача профсоюзных организаций при формировании указанных планов состоит в том, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны работодателя, который под лозунгом внедрения профстандартов попытается внедрить ущемляющие права работников нормы, например, увязать аттестацию работников (непрохождение которой может стать основанием для увольнения) с добровольной оценкой квалификации работника.

При введении профессиональных стандартов необходимо будет решить вопрос их соотношения с квалификационными и тарифно-квалификационными характеристиками, содержащимися в ЕКС и ЕТКС. Как представляется, его решение должно зависеть от того, будут ли характеристики восприняты как база для разработки профессиональных стандартов или же будут осознанно игнорироваться для подготовки абсолютно новых стандартов. Представляется, что с введением профессиональных стандартов утвержденные квалификационные характеристики должностей служащих и тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих не должны отменяться, во всяком случае до полного восприятия работодателями положений профессиональных стандартов.

Учитывая, что вступило в силу много смежных профессиональных стандартов (бухгалтер, программист, сварщик, токарь и т.д.) Профсоюзу следует продолжить практику проведения семинаров-практикумов для профсоюзных активистов по вопросу применения профессиональных стандартов, информирования о возможных рисках для работников от введения практики независимой оценки квалификаций.

Утвержденные профессиональные стандарты потребуют больших дополнительных финансовых средств на получение соответствующего профессионального образования для уже работающих специалистов. Название специальности в дипломах специалистов социалистического периода не всегда соответствуют требованиям профстандартов. Низкая оценка труда специалистов в гидрометслужбе не способствует закреплению молодежи в данной отрасли, а у работающих специалистов с наработанным большим опытом, не всегда уровень образования соответствует требованиям профессиональных стандартов. Именно поэтому профсоюзным организациям надлежит исходить из того, что работодатель, выявляя несоответствие квалификации работника требованиям профстандарта, должен принять меры по его переобучению с предоставлением всех установленных законом гарантий и компенсаций, а не возлагать на работника необходимость повышать квалификацию за счет своих скудных средств.

Учитывая значимость проблематики разработки профессиональных стандартов для работников гидрометеорологической службы  Исполком ОПАР рекомендовал Профсоюзу: выйти с предложением в Ассоциацию работодателей  о включении  в состав Совета по профессиональным квалификациям в сфере гидрометеорологии и смежных областей представителя ОПАР; продолжить работу по регулярному размещению проектов профессиональных стандартов, разрабатываемых в гидрометеорологической службе на сайте ОПАР, результаты их обсуждения в профсоюзных организациях оперативно направлять  в Росгидромет.

 

         «О работе ОПАР в сфере охраны труда на предприятиях и в организациях гражданской авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ России».

            Основная работа в области охраны труда осуществлялась в 2016 году в организациях и на предприятиях гражданской авиации, гидрометслужбы, ДОСААФ России через профсоюзные комиссии по охране труда (по отчетным данным 129 комиссий), и представителей Профсоюза в профсоюзных и совместных с администрацией комиссиях по охране труда организаций и предприятий, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (589 чел.).

         Функции по координации работы по контролю в сфере охраны труда осуществлялись непосредственно руководством ОПАР, республиканских и территориальных организаций профсоюза. Для повышения уровня работы в сфере охраны труда была создана постоянно действующая комиссия ЦК профсоюза по охране труда и защите от экологической опасности, в которую вошли квалифицированные специалисты в области охраны труда. Работа по вопросам охраны труда в аппарате ЦК ОПАР  осуществляется отделом охраны труда и правовой защиты. Штатных технических инспекторов труда в других организациях ОПАР нет. Основная причина – отсутствие финансовых средств. Внештатных технических инспекторов труда 4 чел (Якутская республиканская, Красноярская, Уральская территориальные организации профсоюза, ППО ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»).

         В связи с повышением требований к сфере охраны труда ОПАР рекомендовал профсоюзным организациям  усилить  контроль за состоянием условий и охраны труда, соблюдением трудового законодательства, всемерно содействовать созданию в организациях и на предприятиях эффективной системы управления охраной труда, считать одной из основных задач защиту прав работников на здоровые и безопасные условия труда.

В 2016 году проведено по отчетным данным 615 проверок соблюдения администраций авиапредприятий условий и охраны труда, выявлено 728 нарушений. Возросло количество тематических проверок по условиям труда женщин и молодежи. Следует отметить, что проводимые проверки условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях, организациях отрасли стали носить более качественный и неформальный характер.

         Улучшилось качество контроля за соблюдением администрацией законодательства об охране труда в Уральской, Волжской, Красноярской, Юга России, Магаданской территориальных организациях, ППО ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».

 Серьезное внимание уделялось организации обучения профактива требованиям, предъявляемым к охране труда. Повысили квалификацию 87 процентов уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

         Особое внимание в сфере охраны труда в отчетном периоде было уделено вопросам хода спецоценки условий труда (далее - СОУТ) на предприятиях и в организациях гражданской авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ.

    Вопросы хода проведения СОУТ были обсуждены на Исполкоме ОПАР, на котором принято постановление о повышении уровня работы профсоюзных организаций по вопросам, связанным с СОУТ.

          В ОПАР, его территориальных организациях осуществлялся постоянный мониторинг СОУТ, обобщалась практика ее проведения, вносились предложения в ФНПР и  Роструд по совершенствованию реализации СОУТ.

          Как показывает мониторинг, большинством республиканских, территориальных, первичных организаций профсоюза при проведении СОУТ выявлены большое количество случаев снижения подклассов и классов условий труда, что непосредственно повлияло на уменьшение или отмену ранее предоставляемых компенсационных мер: дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной зарплаты, сокращенной продолжительности рабочего времени, права на льготную пенсию. Так, снижение гарантий и компенсаций, которые получали работники, составляет в среднем 18%, что не может не вызывать серьезной озабоченности по процессу проведения СОУТ. 

         Также мониторингом выявлен ряд грубых нарушений законодательства со стороны руководителей ряда предприятий, связанных с фактическим игнорированием установленных прав представителей работников от профсоюза и не включением их в состав комиссии при проведении СОУТ. Такие факты имели место в Федеральном казенном предприятии "Аэропорты Красноярья", где СОУТ была проведена без фактического включения в состав комиссии по СОУТ представителей работников, в профком были предоставлены только карты с результатами СОУТ для мотивированного мнения. Енисейской транспортной прокуратурой результаты СОУТ были признаны недействительными.

Отменены также были результаты СОУТ в ОАО "Аэропорт Сургут" в службе спецтехники из-за того, что председатель профкома был заочно включен в комиссию по СОУТ и отказался подписать ее результаты, согласно которым около 200 водителей лишались дополнительных отпусков и доплат за вредные условия труда, которые они получали прежде. 

Мониторинг также показал, что многие работодатели не заинтересованы в качественном проведении СОУТ, считая более выгодной возможность получения именно искусственно заниженных классов условий труда, в результате чего он может сэкономить на перечислениях в Пенсионный фонд РФ и предоставлении иных гарантий работникам. СОУТ зачастую проводится необъективно и вызывает в немалом количестве случаев сокращения социальных гарантий для работников без реальных улучшений условий их труда.

При этом следует отметить, что результаты СОУТ во многом зависят от активных действий представителей работников в комиссиях по СОУТ. Так, представители работников от первичной профсоюзной организации при проведении СОУТ в аэропорту «Кольцово» добились необходимых дополнительных замеров по шуму на всех видах автомобилей, что способствовало сохранению получаемых гарантий и компенсаций работникам.  

          Настойчивыми усилиями ППО авиакомпании «Ред Вингс» удалось при проведении СОУТ сохранить все компенсации членов летного экипажа и увеличить вредность условий труда с класса 3.1 до 3.2 для бортпроводников путем вынесения в комиссии по СОУТ особого мнения и требований по увеличению измерений показателей вредности.

В Московском авиаремонтном заводе (МАРЗ) ДОСААФ более трети работников по результатам работы комиссии по СОУТ лишались льгот. По просьбе председателя ППО завода, который отказался подписать акт комиссии, на завод с рассмотрением данного вопроса по его просьбе выехал представитель ОПАР, который сумел доказать неправомерность выводов комиссии по СОУТ. И в результате гальваникам, вулканизаторщикам и ряду других категорий работников были сохранены все льготы и компенсации.

  Серьезным недостатком при проведении СОУТ является то, что утвержденная приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014 г. общая методика проведения СОУТ содержит ряд недоработок и позволяет снижать уровень социальных гарантий без фактического улучшения условий труда. Неоправданно исключена из СОУТ оценка травмоопасности – основного фактора повреждения здоровья работников на рабочих местах. Имеют место расхождения в оценке вредности, недостатки, которые искажают реальное состояние дел с условиями труда по шуму, освещённости, микроклимату, напряжённости трудового процесса, и тем самым не позволяют в полной мере оценить уровни воздействия вредных факторов на здоровье работников, что препятствует получению достоверной информации о безопасности рабочего места.

         Кроме того, данная методика носит универсальных характер и игнорирует многие особенности, которые по мнению Профсоюза следует учитывать при приведении спецоценки отдельных специальностей.  К таким, в частности, относятся рабочие места летных и кабинных экипажей на воздушных судах гражданской авиации. Однако, специального документа, который бы урегулировал данный вопрос, до сих пор нет. Минтрудом РФ были предприняты шаги по разработке  проекта приказа «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Над проектом работала специально созданная рабочая группа, состоявшая из представителей Минтранса РФ, Росавиации, авиакомпаний и профсоюзов, в том числе ОПАР. К настоящему времени такой проект направлен на согласование в Минтранс РФ. Далее он должен быть утвержден Минтрудом РФ и зарегистрирован в Минюсте РФ.

         Практика показывает, что внедрение СОУТ при действующем несовершенстве законодательных норм не способствует реальному улучшению условий труда. Имеющее место исключение из СОУТ ряда параметров вредных факторов,  введение специальных (менее жестких по сравнению с санитарными) нормативов и критериев для оценки условий труда приводят к значительному снижению количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда без фактического их улучшения.

        Также отмечается, что искусственное сокращение количества исследуемых показателей по тяжести и напряженности трудового процесса, как показывает мониторинг проведения  СОУТ, не есть свидетельство отсутствия негативных факторов, которые в настоящее время не учитываются из-за сложности их измерений, что не способствует объективной оценке трудового процесса.

         ОПАР неоднократно вносил соответствующие предложения в законодательные и исполнительные органы РФ, в Госдуму РФ, Правительство РФ, Минтранс РФ, Минтруд РФ, в РТК и ее рабочих группах. Так, в 2016 году удалось добиться внесения изменений в законодательство по СОУТ, в несения ряда необходимых изменений и дополнений в общую методику проведения СОУТ, о чем Профсоюз информировал свои организации. Особо отмечается принятие постановления Главного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 года № 81 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 “Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах”». Новый СанПин устанавливает требования к физическим факторам на рабочих местах: микроклимату, освещению, уровню шума и другим факторам воздействия на здоровье сотрудников. Нормативный документ начал действовать с января 2017 года, и большинство работников, потерявших льготы из-за изменения класса вредности по итогам СОУТ, смогут вернуть их. Профсоюз также предложил внести в Методику по проведению СОУТ недостающие факторы по оценке тяжести и напряженности трудового процесса для объективной оценки условий труда, либо утвердить новый СанПин по указанным характеристикам, тем самым исключить из СОУТ их упрощенную оценку, нередко порождающую необъективность при ее проведении.

        Активной позиции ОПАР по СОУТ во многом способствовало проведение мониторинга проводимой спецоценки, основанное на анализе сведений и предложениях, получаемых от профсоюзных организаций.  

        В целом по отчетным сведениям СОУТ проведена на 34 % предприятий и организаций гражданской авиации, гидрометслужбы и ДОСААФ России. На остальных пока действуют условия аттестации рабочих мест.

        Необходимо принять во внимание, что СОУТ это не разовое мероприятие, а системная работа по повышению качества и эффективности оценки. Профсоюз не должен допускать искусственного занижения класса условий труда с использованием результатов СОУТ. Республиканским, территориальным и первичным профсоюзным организациям необходимо и впредь тщательно контролировать проведение СОУТ, осуществлять постоянный мониторинг мониторинг и  соответствующие меры реагирования на нарушения.

        Также особое внимание при проверках соблюдения руководством предприятий и организаций требований охраны труда предстоит уделять наличию приказа и других распорядительных документов об организации работы по охране труда в соответствии с внедрением системы управления охраной труда (СУОТ).

        Приказом Минтруда РФ от 19 августа 2016 года № 438н  утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда. Официально документ начал действовать с 28 октября 2016 года. Оно имеет цель помочь работодателям выполнить свою обязанность по созданию у себя работоспособной системы управления охраной труда и  правильно сформулировать соответствующие положения по охране труда. По сути, СУОТ  следует определять как общую политику охраны труда на предприятии (декларация) и путь к достижению поставленных целей в области охраны труда.

        Необходимо принять во внимание, что роль профсоюзных организаций в управлении охраной труда остается значимой. В плане эффективного функционирования СУОТ повышается роль инспекций труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, комитетов (комиссий) по охране труда. В свете указанных требований профсоюзная организация предприятия через уполномоченных лиц по охране труда  должна принимать непосредственное участие  в  решении  задач СУОТ, готовить предложения по ее улучшению.

       Большое внимание необходимо будет уделять организации и проведению постоянного контроля за обеспечением работодателем, должностными лицами здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах. Также подлежит проверке и тщательному анализу соответствие работ по охране труда требованиям стандартов, норм и правил охраны труда, действующей на предприятии технологической, эксплуатационной и организационно - распорядительной документации; выявление и устранение недостатков при выполнении процедур, входящих в СУОТ; ведение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

        Существенной проблемой в сфере охраны труда является производственный травматизм и профессиональная заболеваемость.

        Несмотря на принимаемые ежегодно меры организационного и финансового характера добиться существенного снижения количества несчастных случаев и количества пострадавших в них работников пока не удается, в том числе по количеству несчастных случаев с тяжелым исходом.

        Так, по отчетным данным за 9 мес.2016 года на предприятиях гражданской авиации пострадало 105 чел, из них с тяжелым исходом – 6 случаев (2015 г., 9 мес.- 7 случаев), со смертельным исходом – 3 случая (2015 г., 9 мес. - 4 случая). В организациях Росгидромета зафиксировано за 9 мес. 2016 г. 28 несчастных случаев (2015 год, 9 мес. 32 случая), из них с тяжелым исходом 5 случаев (2015 год, 9 мес.-6 случаев), со смертельным исходом – 10 случаев (2015 год, 9 мес.- 9 случаев).

        Как показывает анализ травматизма  30% несчастных случаев на производстве происходит по вине работника, 70% из которых это нарушение трудового распорядка, дисциплины труда. Остальные, а их большинство, происходят по вине недобросовестных руководителей, не обучивших персонал, своевременно не выявивших технологические упущения. Основными причинами получения различного рода травм на производстве явились непринятие мер по предупреждению травмоопасных ситуаций, необеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, ослабление контроля за техническим состоянием инструмента, за соблюдением работниками правил и инструкций по охране труда, то есть невыполнение своих обязанностей должностными лицами (Восточно-Сибирское МТУ, ОАО «Международный аэропорт Иркутск»; Красноярское МТУ, ООО «Аэропорт Емельяново»; Тюменское МТУ, ОАО «Аэропорт Рощино»; Саха (Якутское) МТУ, «Авиакомпания «Полярные авиалинии»,. ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС», ФГБУ «Приморское УГМС», ФГБУ «Якутское УГМС»,  в ФГБУ «Мурманское УГМС».  

        Значительное количество несчастных случаев (16%) произошло в результате падений работников, поскользнувшихся на территории организаций по причине её неудовлетворительного состояния, в том числе из-за недостаточного контроля со стороны руководящего состава и соответствующих должностных лиц за содержанием территории в надлежащем состоянии, а также из-за личной неосторожности пострадавших.

        В то же время далеко не всегда ведется должный анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Существенным недостатком является также то, что обеспечение профилактических мер по охране труда нередко производится по остаточному принципу, что не способствует снижению производственного травматизма.

Потери рабочего времени из-за несчастных случаев за 9 мес. 2016 г. (по сравнению с 2015 годом.9 мес.)  выросли на  3,5 %  и составили 1349 чел/дней.

При этом отмечается, что к должностным лицам, на которых возложена обязанность принятия мер по недопущению нарушений требований охраны труда, меры воздействия применяются редко, за исключением произошедших несчастных случаев с тяжелым исходом.

         Актуальной остается проблема обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В целом на  предприятиях и в организациях обеспечению работников СИЗ уделяется необходимое внимание. Однако в ряде организаций приобретение СИЗ осуществляется по остаточному принципу в целях экономии, не всегда выдерживаются установленные типовые нормы обеспечения, имеет место низкое качество спецодежды, ботинок и рукавиц, отсутствие сертификатов их соответствия. Проверками выявлено немало случаев,  когда не производится своевременная замена средств индивидуальной защиты в случае их порчи до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работников, а также чистка и ремонт.

            К сожалению, не все работодатели учитывают, что применение качественных СИЗ способствует безопасности условия труда, несет экономическую выгоду, высокую производительность труда, а излишняя экономия нередко приводит к немалым проблемам в сфере безопасности труда.

           Одной из проблем, не отрегулированных надлежащим образом действующим законодательством, является организация питания на предприятиях в условиях труднодоступных рабочих объектов.

           Так, в настоящее время организация питания сотрудников на предприятиях регулируется трехсторонними соглашениями, заключаемыми между органами исполнительной власти субъектов Федерации, отраслевыми профсоюзами и объединениями промышленников и предпринимателей.

          Однако эти предложения носят рекомендательный характер, фактически развязывая работодателю руки. Правило, действовавшее в советское время, согласно которому при каждом крупном предприятии должна быть столовая и буфет, в настоящее время не имеет обязательной силы. Трудовой кодекс РФ (ст. 108) обязывает работодателя обеспечить перерыв для отдыха и приема пищи, но не обязывает организовать питание работников (в том числе горячее).

          Исходя из содержания п. 5.11 Методических рекомендаций Роспотребнадзора от 19 сентября 2006 года МР 2.2.7.2129-06 горячее питание должно предоставляться работникам, если они работают в холодное время на открытой территории.

          В то же время от правильной организации общественного питания на предприятиях во многом зависит трудоспособность и здоровье работников. Качественное рациональное питание по месту работы способствует росту производительности труда, сокращению потерь рабочего времени.  ОПАР в отчетном периоде нацелил свои организации на необходимость усиления работы в этом направлении. 

          Наряду с этим имеет также место фактическое ухудшение обеспечения и ассортимента набора продуктов питания по пайковым категориям труднодоступных станций Росгидромета в связи с тем, что цены и содержание ассортимента длительное время не приводятся в соответствие с реалиями нынешнего дня. По инициативе ОПАР вопросы, связанные с повышением стоимости и с финансированием пайкового питания работников труднодоступных станций Росгидромета, а также планах по обновлению нормативной базы в данной сфере в настоящее время находятся на обсуждении в Росгидромете. 

 

           ОПАР уделял повышенное внимание контролю за обеспечением организации проведения на предприятиях обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, занятыми на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, несовершеннолетними с целью определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Особое внимание в ходе контроля уделялось недопущению работников без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний к исполнению ими своих трудовых обязанностей. Этому способствовало проведенный ЦК профсоюза семинар-совещание с представителями первичных профсоюзных организаций по вопросам практической реализации профсоюзного контроля за применением администрацией предприятий и организаций требований норм по охране труда на современном этапе, а также о порядке проведения и источниках финансирования обязательных предварительного и периодических медицинских осмотров работников. Это позволило снизить количество допускаемых нарушений.

         Учитывая, что вопросам осуществления диспансеризации работающих граждан придается большое значение, ОПАР предложил республиканским, территориальным и первичным профсоюзным организациям предусматривать в планах работы вопросы, связанные с диспансеризацией работников, обобщать имеющуюся практику проведения диспансеризации, осуществлять соответствующий мониторинг.

        Отделом охраны труда и правовой защиты ЦК ОПАР оказывалась регулярная методическая помощь территориальным и первичным профсоюзным организациям путем направления разъяснений по применению норм ТК РФ, практики разрешения трудовых споров, консультаций профактива и членов профсоюза по вопросам в сфере условий и охраны труда. В отчетном году даны разъяснения по 112 обращениям территориальных, первичных организаций профсоюза, работников предприятий, учреждений, организаций с вопросами, связанным с условиями труда, СИЗ, проведением СОУТ и другим вопросам охраны труда.

 В практику профсоюзных организаций вошло проведение семинаров-совещаний, на которых обсуждались наиболее актуальные вопросы применения норм действующего трудового законодательства, охраны труда, регулярно публикуются разъяснения и консультации в средствах массовой информации, на официальном сайте ОПАР.

         Повысился уровень профилактики правонарушений путем проведения разъяснительной работы на предприятиях по соблюдению норм законодательства по охране труда. В целях успешной реализации норм трудового кодекса в территориальных организациях практикуется проведение комплекса мер по расширению информирования, консультирования и оказания практической правовой помощи работникам по актуальным вопросам законодательства об охране труда с использованием средств массовой информации и широким применением современных информационных технологий. Так, например, в Уральской территориальной организации регулярно практикуются совместные с руководством и специалистами Минтранса Свердловской области совещания по соблюдению законодательства в области охраны труда.

        На большинстве авиапредприятий с участием специалистов государственной инспекции по труду организовывались «круглые столы» по вопросам соблюдения законодательства по охране труда, проводились краевые и областные смотры-конкурсы, организованные администрацией регионов с тематикой «Лучшая организация по охране труда».

         Существенным недостатком в деле контроля за соблюдением администрацией требований к охране труда является фактическое отсутствие в организациях ОПАР технических инспекторов труда, которые могли бы взять на себя функции по координации работы в сфере охраны труда, по контролю за своевременным выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях, за  проведением СОУТ, профилактике производственного травматизма, повышению качества проверок состояния условий и охраны труда, и особенно там, где работа связана с угрозой для жизни и здоровья работников.

        ОПАР принимает меры по повышению качественного уровня профсоюзного контроля за соблюдением условий и охраны труда в организациях (предприятиях) гражданской авиации, гидрометслужбы, ДОСААФ России, усилению взаимодействия с первичными профсоюзными организациями по защите трудовых прав и законных интересов работников в данной сфере, а также по вопросам повышения квалификации профактива, в т.ч. уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, повышению эффективности их работы. Особое внимание уделяется и планируется уделить проведению СОУТ, включению в СОУТ недостающих факторов по оценке тяжести и напряженности трудового процесса для объективной оценки условий труда, исключению из СОУТ упрощенной оценки условий труда, нередко порождающей фальсификации при ее проведении.   

         Исполком рекомендовал председателям республиканских, территориальных организаций повысить уровень взаимодействия в сфере охраны труда с первичными профсоюзными организациями, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, а также качество проверок состояния условий и охраны труда; с учетом требований законодательства РФ об охране труда усилить контроль за:

          - внедрением в организациях и на предприятиях системы управления охраной труда (СУОТ).

          - проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), принимать надлежащие меры по допущению искусственного занижения классов (подклассов) условий труда с использованием результатов СОУТ.

        Первичным профсоюзным организациям рекомендовано:

        - в работе по контролю в сфере условий и охраны труда уделять должное внимание профилактической направленности по недопущению условий, способствующих травматизму, организации работы по прохождению обязательных медосмотров, надлежащему обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.

        - обращать первоочередное внимание работников на необходимость неукоснительного соблюдения технологии выполнения работ и инструкций по охране труда в целях обеспечения личной безопасности и сохранении своего здоровья, имея в виду, что недисциплинированность самих пострадавших при несчастных случаях (в том числе их поспешность и неосторожность) явились основными причинами случаев производственного травматизма в 2016 году.

        

         «О первомайской акции профсоюзов в 2017 году». Соблюдая традиции рабочего движения, Исполком ОПАР призвал профсоюзные организации активно принять участие во Всероссийской первомайской акции профсоюзов: митингах, шествиях. Рекомендовано территориальным, первичным профсоюзным организациям рассмотреть на заседаниях коллегиальных органов вопросы участия в подготовке и проведении первомайской акции профсоюзов. Довести решения коллегиальных органов до членов профсоюза, обеспечив их активное участие в первомайской акции, особое внимание уделить участию в ней молодёжи. Провести разъяснительную работу среди авиаработников о целях и задачах коллективных действий, взаимодействовать со средствами массовой информации  для организации позитивного освещения акции.

         Исполком предложил направить выдвинутые в ходе коллективных действий требования авиаработников представителям государственной власти, местного самоуправления и работодателям, а также обеспечить контроль за их рассмотрением.          Проинформировать социальных партнёров о первомайской акции профсоюзов.  Молодёжному совету ОПАР принять активное участие в подготовке и проведении первомайской акции профсоюзов.

 

         Исполком ОПАР рассмотрел и другие вопросы повестки дня.

 

         В заседании Исполкома ОПАР принял участие ведущий эксперт отдела организационно – функционального развития и социального партнёрства Административного департамента Министерства транспорта России В.И. Слизский.