29.03.2024
d 047.jpg

 

 

   Минтранс подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения уровня безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации».

Законопроект устанавливает ряд ограничений для работников гражданской авиации, которые по мнению Профсоюза требуют более внимательной проработки. В частности, законопроект предусматривает, что члены экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеры управления воздушным движением проходят врачебно-летную экспертизу, предполетные (послеполетные), предсменные (послесменные) медицинские осмотры соответственно, медицинские осмотры в период между проведением врачебно-летной экспертизы. Сведения о состоянии здоровья и выданных медицинских заключениях членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением вносятся в единую информационную систему, создание, формирование и ведение которой осуществляется в порядке установленном уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.

 

 

 

Вносится Правительством Российской Федерации

 

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения уровня безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации

 

 

Статья 1

 

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383) следующие изменения:

1) в пункте 3.1 статьи 52:

а) абзац первый после слов «из числа специалистов авиационного персонала» дополнить словами «, за исключением членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением,»;

после слов «их метаболитов» дополнить словами «в порядке, установленном законодательством в сфере здравоохранения»;

б) абзац второй исключить;

в) дополнить абзацем следующего содержания:

«Члены экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеры управления воздушным движением проходят врачебно-летную экспертизу, предполетные (послеполетные), предсменные (послесменные) медицинские осмотры соответственно, медицинские осмотры в период между проведением врачебно-летной экспертизы в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса.»;

г) абзац третий после слов «специалистов авиационного персонала» дополнить словами «, за исключением членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением,»;

д) дополнить абзацем следующего содержания:

«На должности членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением не принимаются лица, не прошедшие врачебно-летную экспертизу, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.».

2) в статье 53:

a) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«Члены экипажа гражданского воздушного судна (за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее) и диспетчеры управления воздушным движением помимо соответствующих свидетельств должны иметь действующее медицинское заключение о пригодности к выполнению отдельных видов работ, выданное врачебно-летной экспертной комиссией и быть допущенными к работе после прохождения предполетного (послеполетного) или предсменного (послесменного) медицинского осмотра соответственно в порядке, установленном статьей 53.1 настоящего Кодекса.»;

б) пункт 1.1 после слов «включающих в себя требования» дополнить словами «к состоянию здоровья и»;

3) дополнить статьей 53.1 следующего содержания:

Статья 53.1 Медицинское обеспечение полетов гражданских воздушных судов

 

1.               Медицинское обеспечение полетов гражданских воздушных судов (далее – медицинское обеспечение полетов) является частью государственной системы управления безопасностью полетов и направлено на выявление, учет и управление факторами опасности и риска, связанными с состоянием здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов (за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее) и диспетчеров управления воздушным движением, а также на оказание первой помощи пассажирам на борту воздушного судна в полете.

2.               Медицинское обеспечение полетов включает в себя:

1)              врачебно-летную экспертизу;

2)              медицинские осмотры в период между прохождением врачебно-летной экспертизы;

3)              предполетные (послеполетные) медицинские осмотры членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменные (послесменные) медицинские осмотры диспетчеров управления воздушным движением;

4)              оказание медицинской помощи членам экипажей гражданских воздушных судов и диспетчерам управления воздушным движением;

5)              оказание первой помощи пассажирам, находящимся на борту воздушного судна.

Организация проведения врачебно-летной экспертизы, медицинского осмотра между прохождением врачебно-летной экспертизы, предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменных (послесменных) медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением возлагается на работодателя.

3.               Врачебно-летная экспертиза членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением проводится в целях:

1)              проверки на соответствия состояния здоровья требованиям, установленным настоящей статьей и статьей 53 настоящего Кодекса.

2)              выявления ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья, в том числе признаков воздействия вредных производственных факторов, в целях профилактики, оказания медицинской помощи и медицинской реабилитации.

Врачебно-летная экспертиза членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением состоит из следующих этапов:

проведение предварительного (периодического) медицинского осмотра;

проверка соответствия состояния здоровья требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;

оценка годности по состоянию здоровья к отдельным видам работ.

Положение о врачебно-летной экспертизе, предусматривающее порядок и сроки ее проведения, перечень медицинских осмотров (обследований), а также форму медицинского заключения, требования к состоянию здоровья членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, требования к организациям, осуществляющим врачебно-летную экспертизу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Врачебно-летная экспертиза проводится центральной врачебно-летной экспертной комиссией, образованной на базе медицинской организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта. Центральная врачебно-летная экспертная комиссия вправе передавать полномочия (часть полномочий) по проведению врачебно-летной экспертизы в медицинские организации, имеющие лицензию на указанный вид деятельности и удовлетворяющие требованиям, установленным Положением о врачебно-летной экспертизе и другими нормативными правовыми актами.

Состав врачебно-летных экспертных комиссий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта по представлению центральной врачебно-летной экспертной комиссией.

Врачебно-летная экспертиза пилотов авиации общего назначения проводится врачебно-летными экспертными комиссиями в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Кодекса.

По результатам врачебно-летной экспертизы выдается медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ.

В случае несогласия с результатами врачебно-летной экспертизы каждое лицо имеет право оспорить медицинское заключение.

Медицинское заключение может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в центральной врачебно-летной экспертной комиссии. По решению центральной врачебно-летной экспертной комиссии медицинское заключение врачебно-летной экспертной комиссии и медицинского эксперта может быть оставлено без изменения или лицу назначается повторная врачебно-летная экспертиза в центральной врачебно-летной экспертной комиссии.

В случае, если решение по жалобе не принято центральной врачебно-летной экспертной комиссией в течение одного месяца со дня получения жалобы медицинское заключение может быть обжаловано в судебном порядке.

4.               В период между прохождением врачебно-летной экспертизы в отношении членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением в целях профилактики неинфекционных заболеваний, формирования здорового образа жизни и санитарно-гигиенического просвещения, проводятся профилактические полугодовые медицинские осмотры на предмет подтверждения соответствия требованиям к состоянию здоровья, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также медицинские осмотры после перерыва в работе более 28 дней.

Медицинские осмотры, предусмотренные настоящим пунктом проводятся врачом по авиационной и космической медицине.

5. Проведение предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушным движением в целях подтверждения соответствия требованиям к состоянию здоровья и выявления признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или остаточных явлений такого опьянения) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

6. Оказание медицинской помощи членам экипажей гражданских воздушных судов и диспетчерам управления воздушным движением осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7. Первая помощь пассажирам, находящимся на борту воздушного судна, до оказания медицинской помощи оказывается бортпроводниками, имеющими соответствующую подготовку.

Гражданское воздушное судно оснащается запасом необходимых медицинских средств в соответствии со стандартами международной организации гражданской авиации.

8. Сведения о состоянии здоровья и выданных медицинских заключениях членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением вносятся в единую информационную систему, создание, формирование и ведение которой осуществляется в порядке установленном уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта.

4) Статью 54 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1 Лица, поступающие и обучающиеся в образовательных организациях гражданской авиации по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, проходят обязательное медицинское освидетельствование по правилам, предусмотренными для проведения врачебно-летной экспертизы в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса.

Обязательное медицинское освидетельствование осуществляется за счет средств заинтересованных физических и (или) юридических лиц.».

 

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013,
№ 48, ст. 6165; 2014, № 30, ст. 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927; 2015, № 10, ст. 1403, 1425; № 29, ст. 4397) следующие изменения:

1) Пункт 4 статьи 13 дополнить подпунктом 11 следующего содержания:

«11) в целях проведения врачебно-летной экспертизы по запросам центральной врачебно-летной экспертной комиссии».

2) Подпункт 8 пункта 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«8) установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы, военно-врачебной экспертизы и врачебно-летной экспертизы).

3) Пункт второй статьи 58 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

«7) врачебно-летная экспертиза, осуществляемая в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Российской Федерации