28.03.2024
d 047.jpg

     За  последнее время произошел ряд важных изменений в трудовом законодательстве, в сфере охраны труда. Профсоюз регулярно информирует свои организации о законодательных нововведениях и представляет обзор изменений в трудовом законодательстве  за ноябрь-декабрь 2016 года.

 

·       Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда".

Вступил в силу с 03.10.2016 г.

Федеральный закон внес изменения:

а) в Трудовой Кодекс РФ

Часть 6 статьи 136 ТК РФ будет изложена в следующей редакции:

«Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена».

Увеличен размер ответственности работодателя за нарушение срока выплат работникам. Денежная компенсация должна будет выплачиваться в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ).

Обращения и заявления граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, станет основанием для внеплановой проверки Гострудинспекции (ч. 7 ст. 360 ТК РФ).

Увеличен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику,. Теперь работник будет вправе обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).

б) в Кодекс РФ об административных правонарушениях

Невыплата зарплаты выделена в самостоятельное нарушение. Статья 5.27 КоАП РФ дополнена следующими положениями:

«6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, 

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,  - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

в) в Гражданский процессуальный кодекс РФ

Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ). А иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).

 

·       Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 г. № 81 Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".

Установлены санитарно-эпидемиологические требования:

К физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов

К организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих

СанПиН, в частности, определены меры, которые должны приниматься работодателем для снижения негативного воздействия на работников следующих физических факторов:

- шума и вибрации;

- инфразвука, воздушного и контактного ультразвука;

- электрических, магнитных и электромагнитных полей;
- лазерного и ультрафиолетового излучения;
- освещения на рабочих местах.

Отмечается, что вредное воздействие данных факторов может быть выявлено как в процессе осуществления работодателем производственного контроля на предприятии, так и в ходе идентификации и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках проведения спецоценки условий труда уполномоченными организациями.

СанПиН 2.2.4.3359-16 по-новому оценивает воздействие на работников электромагнитных полей в производственных условиях. При этом санитарные нормы, касающиеся отдельных физических факторов (например, шума - в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96), продолжат действовать, но с учётом вновь принятых СанПиН.

Соблюдение требований СанПиН является обязательным как для работников, так и для работодателей.

 

·       Федеральный закон от 19.12.2016  №  447-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".

Закон вносит изменения в:

ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и в ФЗ от 4 декабря 2013 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".

Поправки касаются вопросов обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд обязали направлять в 2017-2019 гг. полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии. При этом пенсионные накопления за счет страховых взносов формироваться не будут. Их начисление приостановлено с 2014 года.

 

·       Федеральный закон от 13.06.2015  №  230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Закон вносит изменения в Трудовой кодекс РФ.

С 1 января 2017 года через МФЦ можно будет получить услугу МВД России по выдаче справки о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических или психотропных веществ без назначения врача. Это связано с изменениями в ТК РФ, согласно которым перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, дополняется соответствующей справкой.

 

·       Федеральный закон от 19.12.2016 № 419-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

На период 2017 - 2019 годов сохранены действующие размеры и порядок уплаты страховых тарифов на "травматизм"

В указанный период страховые тарифы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Законом также сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Вступает в силу с 01.01.2017г.

 

·       Постановление Правительства РФ от 18.10.2016 № 1060 "О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".

Расширены полномочия Минтруда России по принятию нормативно-правовых актов. Это обусловлено введением независимой оценки квалификации.

Так, Министерство должно утвердить примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок его наделения полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий. Оно определяет требования к центрам оценки квалификаций, форму бланка свидетельства о квалификации и пр.

Кроме того, на Минтруд России возлагаются мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

 

·       Постановление Правительства РФ от 07.12.2016 № 1308 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2017 года коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 1,04.

С учетом указанного коэффициента индексации будет осуществляться перерасчет ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Начало действия документа - 20.12.2016.

 

·       Приказ Минтруда России от 15 ноября 2016 г. № 649н "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре".

С 1  января 2017 года  вводится институт независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Для обеспечения проведения такой оценки создается специальный реестр. Регламентирован порядок его формирования и ведения.

Этим занимается АНО "Национальное агентство развития квалификаций". Определен состав сведений, включаемых в реестр.

Гражданам и организациям должен быть обеспечен бесплатный доступ к реестру через Интернет.

 

·       Приказ Минтруда России от 14 декабря 2016 г. № 729н "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации".

Регламентированы правила проведения мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

Цели мониторинга и контроля - анализ функционирования деятельности системы независимой оценки квалификации, выявление и устранение недостатков данной системы, выработка предложений по повышению эффективности работы АНО "Национальное агентство развития квалификаций", советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций. Определены субъекты и объекты мониторинга и контроля, а также формы контроля.

 

·       Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н "Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой ценки квалификации".

 С 1 января 2017 года вступает в силу порядок разработки оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации работников и соискателей.

Совет по профессиональным квалификациям организует разработку оценочных средств. Определены, в том числе, содержание оценочного средства, этапы разработки оценочных средств.

В соответствии с утвержденным Положением оценочные средства - это комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий и разрабатываются по наименованиям квалификаций, сведения о которых включены в реестр сведений  проведении независимой оценки квалификации.

 

·       Приказ Минтруда России от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления». Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44812.

Утверждена форма заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок его подачи.

Устанавливается, что заявление подается соискателем лично, либо через законного представителя соискателя, или иным лицом, которому непосредственно соискателем выдана доверенность, оформленная в порядке, установленном законодательством РФ, в центр оценки квалификаций, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по почтовому адресу центра, указанному в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования, в том числе сети "Интернет".

В заявлении содержатся, в частности, следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность;

-  наименование квалификации;

-    контактные данные заявителя;

- согласие с правилами проведения центром оценки квалификации независимой экспертизы квалификации в форме профессионального экзамена;

-   согласие на обработку персональных данных.

К заявлению прилагаются документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, указанные в реестре.

 

·      Приказ Минтруда России от 05.12.2016 № 709н  «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2016 № 45001.

Определен перечень административных процедур по рассмотрению Рострудом разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда

Административным регламентом по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, определены в том числе:

круг заявителей (работники, работодатели, объединения работодателей, профсоюзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, а также организации, осуществляющие проведение специальной оценки условий труда);

требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;

срок предоставления государственной услуги (услуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации поданного заявителем заявления или жалобы работодателя);

исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем;

состав административных процедур (регистрация заявления или жалобы работодателя, рассмотрение оснований для предоставления государственной услуги, проведение проверки обоснованности изложенных в заявлении или жалобе работодателя сведений, информирование о результатах предоставления государственной услуги), последовательность и сроки их выполнения;

формы контроля за предоставлением государственной услуги, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роструда, ее территориальных органов и должностных лиц.

 

·        Приказ ФСС РФ от 26.09. 2016 № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения».

С I квартала 2017 года вводится утвержденная приказом форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.