19.04.2024
7.jpg

В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя и созданием оперативно-прогностического учреждения Росгидромета ФГБУ «Крымское УГМС», а также в целях приведения структуры Приказа в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными МЧС России, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды разработала Приказ. Он определяет цель, задачи и функции функциональной подсистемы, а также организацию управления, состав сил и средств и порядок деятельности функциональной подсистемы.

Предложения и замечания по проекту направлять в аппарат ЦК ОПАР в срок до 22 сентября 2016 года.

 

 

Об утверждении Положения о функциональной подсистеме наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429, № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675, № 38, ст. 4825; 2011, № 7, ст. 979, ст. 981, № 14, ст. 1950; 2012, № 1, ст. 145, № 17, ст. 2009, № 37, ст. 5002, № 44, ст. 6026, № 46, ст. 6339, № 48, ст. 6687; 2013, № 24, ст. 2999, № 30, ст. 4114; 2014, № 8, ст. 808; 2015, № 16, ст. 2389)

 

п р и к а з ы в а ю:

 

1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата, руководителям территориальных органов и учреждений Росгидромета принять Положение к руководству и исполнению.

3. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 4 февраля 2008 г. № 25 «О введении в действие «Положения о функциональной подсистеме наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 апреля 2008 г., регистрационный № 11456) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 мая 2008 г. № 18).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росгидромета И.А. Шумакова.

 

 

 

Руководитель Росгидромета

А.В. Фролов

 

 

Утверждено

приказом Росгидромета

от______________№____

 

Положение

о функциональной подсистеме наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284, № 52, ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17, № 19, ст. 2274, № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529, № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, ст. 54; 2012, № 14, ст. 1549, 2013, № 7, ст. 610,    № 27, ст. 3450, № 27, ст. 3477, № 52, ст. 6969; 2014, № 30, ст. 4272, № 42, ст. 5615; 2015, № 10, ст. 1408, № 18, ст. 2622), Федеральным законом от 19 июля 1998 г.     № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3609; 2002, № 26, ст. 2516; 2004, № 35,     ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 6, ст. 638; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 29 ст. 4291, № 30, ст. 4596, № 45, ст. 6333, № 48, ст. 6732), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005,        № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429,     № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675, № 38, ст. 4825; 2011, № 7, ст. 979, ст. 981,      № 14, ст. 1950; 2012, № 1, ст. 145, № 17, ст. 2009, № 37, ст. 5002, № 44, ст. 6026,     № 46, ст. 6339, № 48, ст. 6687; 2013, № 24 ст. 2999, № 30, ст. 4114; 2014, № 8, ст. 808), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. № 334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 13, ст. 1545; 2012, № 1, ст. 145; 2013, № 37, ст. 4707), постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации от 2013, № 46, ст. 5949; 2014, № 44, ст. 6065), постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3262; 2005, № 50,           ст. 5321; 2006, № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581, № 46, ст. 5337; 2009, № 6,      ст. 738, № 33, ст. 4081, № 38, ст. 4490; 2010, № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; 2013, № 24, ст. 3000, № 45 ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 4, ст. 661), постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 443 «О создании противолавинной службы» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 20, ст. 1854, Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 46, ст. 4529; 2009,     № 12, ст. 1429; 2011, № 9, ст. 1246).

1.2. Настоящее Положение определяет назначение, цели, основные задачи, организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП РСЧС-ШТОРМ), а также порядок её деятельности.

1.3. Контроль за соответствием установленным требованиям ФП РСЧС-ШТОРМ осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее – Росгидромет).

1.4. ФП РСЧС-ШТОРМ объединяет силы и средства Росгидромета, его территориальных органов, федеральных государственных бюджетных учреждений управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, военизированных служб по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы и других подведомственных учреждений в целях реализации задач, предусмотренных настоящим Положением.

 

2. Цель, задачи и функции ФП РСЧС-ШТОРМ

 

2.1. Целью ФП РСЧС-ШТОРМ является обеспечение гидрометеорологической и экологической безопасности населения и территорий, в части наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и явлений и загрязнения окружающей среды.

2.2. Задачами ФП РСЧС-ШТОРМ являются:

обеспечение экстренной информацией о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, входящих в систему РСЧС;

гидрометеорологическое обеспечение при организации и проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

2.3. Основными функциями ФП РСЧС-ШТОРМ являются:

государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные и морские воды, почвы), проведение снеголавинных наблюдений;

обнаружение и прогнозирование опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) процессов и явлений, аварийного и экстремально высокого загрязнения (включая радиоактивное) окружающей среды;

обеспечение наблюдений, сбора и обмена оперативной фактической и прогностической информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических процессах и явлениях, и о гелиогеофизической обстановке с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, входящими в систему РСЧС, в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информирования и своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях;

предоставление заинтересованным организациям и населению экстренной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее изменения;

регулярное обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обзорной и аналитической информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды;

информационное взаимодействие с зарубежными странами и международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

3. Организация управления ФП РСЧС-ШТОРМ

 

3.1. ФП РСЧС-ШТОРМ включает:

координационные органы;

постоянно действующие органы управления;

органы повседневного управления, силы и средства наблюдения, предупреждения чрезвычайных ситуаций.

3.2. Координационным органом ФП РСЧС-ШТОРМ является Комиссия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – Комиссия Росгидромета по ЧС).

Компетенция Комиссии Росгидромета по ЧС, а также порядок принятия решений и их реализации определяется Положением о Комиссии Росгидромета по ЧС.

3.3. Постоянно действующими органами управления ФП РСЧС-ШТОРМ являются:

на федеральном уровне – заместитель Руководителя Росгидромета                (в соответствии с распределением обязанностей), Управление наблюдательной сети и гидрометобеспечения Росгидромета, Управление мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Росгидромета, Управление специальных и научных программ Росгидромета;

на межрегиональном уровне – территориальные органы, федеральные государственные бюджетные учреждения управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

на региональном и муниципальном уровнях – федеральные государственные бюджетные учреждения управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

3.4. Органами повседневного управления ФП РСЧС-ШТОРМ являются:

на федеральном уровне – Федеральный информационно-аналитический центр Росгидромета по обеспечению оперативной и прогностической информацией в чрезвычайных ситуациях, связанных с аварийным загрязнением окружающей среды на территории Российской Федерации (ФИАЦ Росгидромета), отдел оперативного взаимодействия по чрезвычайным ситуациям федерального государственного бюджетного учреждения «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации» (Ситуационный центр Росгидромета);

на межрегиональном уровне – территориальные органы, федеральные государственные бюджетные учреждения управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (дежурные смены);

на региональном и муниципальном уровнях – федеральные государственные бюджетные учреждения управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (дежурные смены).

 

4. Состав сил и средств ФП РСЧС-ШТОРМ

 

4.1. Состав сил и средств ФП РСЧС-ШТОРМ приведен в Приложении к настоящему Положению.

4.2. Перечень сил и средств постоянной готовности Росгидромета федерального уровня утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации от 2013, № 46, ст. 5949; 2014, № 44, ст. 6065):

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации», г. Москва;

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-производственное объединение «Тайфун», г. Обнинск (Калужская область);

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный вычислительный центр Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Москва;

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Краснодарская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы», г. Лабинск (Краснодарский край);

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы», г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика);

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы», г. Невинномысск (Ставропольский край);

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Петропавловск-Камчатский (Камчатский край);

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Южно-Сахалинск (Сахалинская область);

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Чита (Забайкальский край);

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Красноярск (Красноярский край);

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Магадан (Магаданская область);

Снеголавинный отряд федерального государственного бюджетного учреждения «Специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей», г. Сочи (Краснодарский край).

 

5. Порядок деятельности ФП РСЧС-ШТОРМ

 

5.1. Порядок деятельности органов управления, сил и средств, ФП РСЧС-ШТОРМ предусматривает:

5.1.1. В режиме повседневной деятельности:

государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные и морские воды, почвы) на территории Российской Федерации, проведение снеголавинных наблюдений;

прогнозирование опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и явлений;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке оперативной фактической и прогностической информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды;

оперативное доведение экстренной информации о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, входящих в систему РСЧС;

своевременный доклад вышестоящим органам управления ФП РСЧС-ШТОРМ о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды;

информирование населения об угрозе или возникновении опасных гидрометеорологических явлений при помощи средств массовой информации (интернет-ресурсы);

планирование действий органов управления ФП РСЧС-ШТОРМ;

организация подготовки и обеспечения деятельности, поддержание в готовности сил ФП РСЧС-ШТОРМ;

организация обучения работников сил ФП РСЧС-ШТОРМ к действиям при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, при ликвидации чрезвычайной ситуации;

поддержание в постоянной готовности систем связи и средств ФП РСЧС-ШТОРМ.

5.1.2. В режиме повышенной готовности:

проведение в учащенном режиме наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, прогнозирование развития опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и явлений;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП РСЧС-ШТОРМ;

непрерывный сбор, обработка и обмен в установленном порядке оперативной фактической и прогностической информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды;

оперативное доведение экстренной информации о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, входящих в систему РСЧС;

своевременный доклад вышестоящим органам управления ФП РСЧС-ШТОРМ о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды;

информирование населения об угрозе или возникновении опасных гидрометеорологических явлений при помощи средств массовой информации (интернет-ресурсы);

приведение при необходимости сил и средств ФП РСЧС-ШТОРМ в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов.

5.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации:

проведение в учащенном режиме наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, прогнозирование развития опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов и явлений;

оперативное доведение экстренной информации о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, входящих в систему РСЧС;

своевременный доклад вышестоящим органам управления ФП РСЧС-ШТОРМ о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды;

информирование населения об угрозе или возникновении опасных гидрометеорологических явлений при помощи средств массовой информации (интернет-ресурсы);

обеспечение гидрометеорологической информацией при проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

 

6. Информационное обеспечение ФП РСЧС-ШТОРМ

 

6.1. Сбор и обмен оперативной фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей среды с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, МЧС России осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 13, ст. 1545; 2012, № 1, ст. 145; 2013, № 37,         ст. 4707).

6.2. Сбор и обмен информацией осуществляется силами и средствами       ФП РСЧС-ШТОРМ, указанными в Приложении к настоящему Положению, в сроки и по формам, согласованным МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Росгидрометом.

6.3. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

6.4. Дежурные смены сил и средств ФП РСЧС-ШТОРМ при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений действуют в соответствии с Инструкциями действия дежурной смены при угрозе возникновения и возникновении опасных явлений, утверждаемыми в установленном Росгидрометом порядке.

6.5. Экстренная информация о прогнозируемых и возникших опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессах и явлениях, аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды доводится до органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МЧС России, входящих в систему РСЧС, в форме штормовых предупреждений и штормовых оповещений в порядке, установленном Росгидрометом.

 

7. Финансовое обеспечение

 

7.1. Финансовое обеспечение расходов, связанных с функционированием ФП РСЧС-ШТОРМ осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды федеральным законом о федеральном бюджете в рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды».

 

 

 

 

Приложение к Положению о функциональной подсистеме наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

 

 

Перечень территориальных органов и учреждений Росгидромета,

входящих в ФП РСЧС-ШТОРМ